Резолютивная часть решения оглашена 05 марта 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 11 марта 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
|
|
|
рассмотрев обращение Комитета финансов города Челябинска (далее - заказчик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об Индивидуальном предпринимателе Гребенщикове Сергее Викторовиче (далее - ИП Гребенщиков С.В., Индивидуальный предприниматель) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку 24-103451Э Бумага для офисной техники (извещение N 0169300000824000001) (далее - аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Заказчика: Пигиды И.С., действующей на основании доверенности N 03-06/473 от 29.02.2024; Чайкиной Н.А., действующей на основании доверенности N 03-06/472 от 29.02.2024;
- представителя Индивидуального предпринимателя: Козловой Д.В., действующей на основании доверенности N 1 от 04.03.2024,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, Антимонопольный орган) поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП Гребенщиков С.В., в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона поставку 24-103451Э Бумага для офисной техники (извещение N 0169300000824000001).
Согласно представленным документам извещение о проведении аукциона опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 06.02.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 371 403,00 рублей.
Протоколом N 0169300000824000001 от 16.02.2024 победителем аукциона признано ИП ГРЕБЕНЩИКОВ С.В. с предложением о цене контракта 263 915,58 рублей.
Контракт направлен Индивидуальному предпринимателю 05.02.2024.
Победитель аукциона 26.02.2024 подписал на электронной площадке, с помощью электронной цифровой подписи, проект контракта. Одновременно с подписанием контракта победителем закупки представлены сведения о информация о трех контрактах, исполненных участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Вместе с тем, сумма цен таких контрактов составляет менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, что не соответствует части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В этой связи, ИП Гребенщиковым С.В. не предоставлено обеспечение исполнения контракта, что является основанием для признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта, а также для направления сведений о таком участнике в антимонопольный орган.
Протокол о признании уклонившимся от заключения контракта размещен в единой информационной системе 27.02.2024.
Из пояснений представителя Индивидуального предпринимателя на заседании Комиссии следует, что победитель закупки не имел намерений и умысла уклоняться от заключения контракта.
Нарушение обязанности победителя произошло вследствие ошибки лица, ответственного за подписание контракта от имени Индивидуального предпринимателя, которым неверно рассчитаны суммы цен исполненных контрактов.
При этом, согласно сведениям и документам, представленным на заседании Комиссии сторонами, Индивидуальный предприниматель 29.02.2024 известил Заказчика о причине неисполнения обязанности по подписанию контракта, заверил в намерении заключить и исполнить контракт, а также в качестве обеспечения исполнения контракта внес денежные средства на расчетный счет Заказчика платежным поручением N 95 от 27.02.2024.
Кроме того, из документов, представленных в материалы дела Индивидуальным предпринимателем, следует, что им товар, предусмотренный условиями заключаемого контракта, приобретен и получен им 25.02.2024 (счет-фактура N 24 от 25.02.2024 с отметкой о получении товара).
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем закупки, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Согласно Протоколу N 0169300000824000001 от 16.02.2024 победителем аукциона признан ИП ГРЕБЕНЩИКОВ С.В., предложение которого о цене контракта составило 263 915,58 рублей.
Контракт направлен на подпись победителю закупки 20.02.2024.
Срок подписания контракта победителем закупки истек 26.02.2024 в 23:59, ИП ГРЕБЕНЩИКОВ С.В. проект контракта, а также представил сведения о трех контрактах, исполненных участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Вместе с тем, сумма цен таких контрактов составляет менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, что не соответствует части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, на основании чего Индивидуальный предприниматель признан уклонившейся от заключения контракта 27.02.2024.
Протокол о признании уклонившимся от заключения контракта размещен в единой информационной системе 27.02.2024 16:57 (МСК+2).
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Из документов, представленных в материалы дела, а также пояснений сторон на заседании Комиссии антимонопольного органа, следует, что ИП ГРЕБЕНЩИКОВ С.В. не имел намерения и умысла уклоняться от заключения контракта.
Из пояснений представителя Индивидуального предпринимателя на заседании Комиссии следует, что в соответствии с положениями части 8.1 статьи 96 закона о контрактной системе, участник имел намерение предоставить информацию, содержащуюся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающую исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Нарушение обязанности победителя произошло вследствие ошибки лица, ответственного за подписание контракта от имени Индивидуального предпринимателя, которым неверно рассчитаны суммы цен исполненных контрактов.
Согласно сведениям и документам, представленным на заседании Комиссии сторонами, Индивидуальный предприниматель 29.02.2024 известил Заказчика о причине неисполнения обязанности по подписанию контракта, заверил в намерении заключить и исполнить контракт, внес денежные средства на расчетный счет Заказчика платежным поручением N 95 от 27.02.2024 в качестве обеспечения исполнения контракта, а также приобрел товар, являющийся предметом контракта, что подтверждается счетом-фактурой N 24 от 25.02.2024 с отметкой о получении товара.
Указанное свидетельствует об отсутствии умысла Поставщика уклониться от заключения контракта.
Наличие контрактов, соответствующих требованиям части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, заключенных и исполненных Индивидуальным предпринимателем, подтверждается сведениями, размещенными в ЕИС.
Рассмотрев все обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не находит достаточных оснований для включения ИП ГРЕБЕНЩИКОВ С.В. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Комитетом финансов города Челябинска об Индивидуальном предпринимателе Гребенщикове Сергее Викторовиче в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку 24-103451Э Бумага для офисной техники (извещение N 0169300000824000001), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
В.А. Ливончик |
Члены Комиссии |
Е.Б. Черенкова |
|
Н.В. Фадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 марта 2024 г. N 074/10/104-445/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2024