Резолютивная часть решения оглашена 06.03.2024
В полном объеме решение изготовлено 12.03.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет" (далее - заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Деловой Союз" (далее - ООО "Деловой Союз", Общество), его участниках, единоличном исполнительном органе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением Общества от заключения контракта по итогам проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по ежедневной комплексной уборке внутренних помещений объектов ФГБОУ ВО "ЮУрГГПУ" (извещение N 0369100002324000003) (далее - запрос котировок), при дистанционном участии:
- представителя заказчика Нифонтовой Т.В., действующего на основании доверенности от 10.01.2024 N 16-19-1;
- директора Общества Юсупова Я.И., действующего на основании выписки из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе 28.02.2024 в Челябинское УФАС России поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "Деловой Союз", его участниках, единоличном исполнительном органе, в связи с уклонением Общества от заключения контракта.
Извещение N 0369100002324000003 о проведении запроса котировок опубликовано в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 15.02.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 286 052,83 рублей.
В соответствии с доводами обращения заказчика ООО "Деловой Союз" в регламентированный срок на электронной площадке не размещен подписанный участником проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. В связи с этим, Общество признано уклонившимся от заключения контракта.
Исходя из пояснений представителя ООО "Деловой Союз", у участника закупки отсутствовала объективная возможность подписания проекта контракта и предоставления обеспечения исполнения контракта, в связи с наличием ограниченного срока. Так, заказчиком подведены итоги закупки ранее даты, указанной в извещении, а также размещен проект контракта ранее чем протокол подведения итогов определения поставщика. В связи с ограниченным сроком для подписания проекта контракта, у Общества отсутствовала возможность получить независимую гарантию, предоставляемую в качестве обеспечения исполнения контракта.
По мнению представителя ООО "Деловой Союз", Общество не уклонялось от заключения контракта, заинтересовано в его заключении и исполнении, предприняло действия, направленные на получение независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно пунктам 1, 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Согласно материалам дела победителем закупки признано ООО "Деловой Союз" с ценовым предложением 2 148 889,66 рублей.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещен в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, на электронной площадке 26.02.2024.
Заказчиком 26.02.2024 в соответствии с требованиями пункта 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе опубликован проект контракта для дальнейшего его подписания участником закупки.
ООО "Деловой Союз" в регламентированный срок (27.02.2024), на электронной площадке не размещен подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. Указанное обстоятельство послужило причиной признания Общества уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пояснениям представителя ООО "Деловой Союз" участник закупки не имел намерений уклоняться от заключения контракта с заказчиком, заинтересован в его заключении и исполнении, предпринял действия, направленные на получение независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта (от 28.02.2024 N 865230-24-EGB).
Исходя из содержания части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Кроме того, в силу подпункта "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В данном случае, Комиссия отмечает, что в соответствии с извещением дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 27.02.2024.
При этом, исходя из информации, содержащейся в единой информационной системе https://zakupki.gov.ru, протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещен 26.02.2024 15:40 (МСК+2). Проект контракта размещен в единой информационной системе 26.02.2024 14:43 (МСК+2), т.е. ранее чем размещен протокол подведения итогов.
Исходя из пояснений представителя ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет", заказчику необходимо было заключить контракт до 01.03.2024. При этом, согласно скриншотам с личного кабинета заказчика, протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещен на сайте 26.02.2024 15:40 (МСК+2), а проект контракта - 26.02.2024 16:43 (МСК+2), т.е. после опубликования протокола подведения итогов.
В данном случае, у Комиссии отсутствует возможность дать оценку информации, содержащейся в единой информационной системе и скриншотах с личного кабинета заказчика. При этом, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что совокупность указанных обстоятельств могла повлиять на срок подписания участником закупки проекта контракта. Более того, на дату заседания Комиссии (06.03.2024) заказчиком не заключен контракт на оказание услуг по ежедневной комплексной уборке внутренних помещений объектов ФГБОУ ВО "ЮУрГГПУ".
На заседании Комиссии заказчик не настаивал на включении ООО "Деловой Союз" в реестр недобросовестных поставщиков.
С учетом данных обстоятельств, действий Общества, направленных на получение независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, а также с учетом мнения заказчика, Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение о невключении сведений об ООО "Деловой Союз" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет" в отношении ООО "Деловой Союз" (ИНН 7447226441), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 марта 2024 г. N 074/10/104-454/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.03.2024