Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Сайлера Е.В. (далее - Заявитель) на действия единой комиссии ГКУ ПК "Центр организации закупок" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на благоустройство территории у здания Кояновского СДК МАУК КДЦ "Содружество" (изв.N 0356500001424000366),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500001424000366 муниципальным учреждением Управление капитального строительства Пермского муниципального округа Пермского края (далее - Заказчик), ГКУ ПК "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) проводился открытый конкурс в электронной форме на благоустройство территории у здания Кояновского СДК МАУК КДЦ "Содружество".
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 09.02.2024 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 5 809 522,98 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 26.02.2024 г.
Заявитель полагает, что Конкурсной комиссией ненадлежащим образом проведена оценка заявки Заявителя, поскольку заявкам двух участников было присвоенное равное количество баллов по критерию "Квалификация участников закупки".
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель Конкурсной комиссии указал, что в соответствии данным с порядком оценки двумя членами Конкурсной комиссией было засчитано 509 штук контрактов (договоров), предоставленных Заявителем, что является лучшим предложением. В соответствии с п. 8 раздела I. Общие положения Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд_" в случае применения показателя оценки "квалификация участников закупки" оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. Значение количества баллов по детализирующему показателю рассчитывалось следующим образом: 0+0+100+100/4=50*40%=20. Протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке от 28.02.2024 N 0356500001424000366-3-1 отражено разногласие членов Конкурсной комиссии в оценке заявок по критерию "Общее количество исполненных участником закупки договоров". В протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.02.2024 N 0356500001424000366-5-1 указано, что заявке, поданной Заявителем и заявке N 1 присуждено одинаковое количество баллов по критериям "Квалификация участников закупки", "Наличие у участников закупки опыта, связанного с предметом контракта" и "Общее количество исполненных участником закупки договоров". Снижение цены на 0,16 % позволило участнику с идентификационным номером 1 получить оценку 60,00 по критерию "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", заявка Заявителя по данному критерию была оценена на 59.90. Таким образом, итоговая оценка заявки N 1 составляет 80,00, итоговая оценка заявки Заявителя - 79.90.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии, представители Заказчика указали, что по итогам работы комиссии по осуществлению закупок заявки обоих участников по показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки" получили равную оценку, поскольку члены Конкурсной комиссии не пришли к единому решение по оценке заявок участников. Позиция двух членов Конкурсной комиссии о том, что к оценке принимаются только 7 договоров из 1020, представленных Заявителем объясняется следующим: наименование договора, включающее в себя два вида работ: содержание автомобильного проезда и благоустройство территории, не означает, что договор заключен на указанные виды работ. Договор - это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. При этом название договора не является существенным условием договора. Из разъяснений, изложенных в абз. 2, 3, 4 пункта 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" следует, что при толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела. Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду. В этой связи первоочередным для комиссии по осуществлению закупки является анализ договоров в целях уяснения того - какие обязательства взял на себя участник закупки в представленных им договорах. Иными словами, устанавливается предмет договоров. Впоследствии комиссия по осуществлению закупок сопоставляет выполненные участником закупки работы в соответствии с представленными им договорами с предметом закупки. В настоящем случае предметом закупки являются работы по благоустройству территории, что следует из п. 1.1 проекта контракта. Под благоустройством территории понимается выполнение комплекса строительно-монтажных работ, который определен в приложениях к проекту контракта (локальный сметный расчет, техническое задание, спецификация поставляемых при выполнении работ товаров). Результатом исполнения данного контракта является вновь создаваемый объект: благоустроенная общественная территория. Порядком рассмотрения и оценки заявок определено, что к оценке по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров" принимаются договоры (контракты) предмет которых, сопоставим с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): выполнение работ по благоустройству территорий, акты об исполнении которых подписаны в течение 5 лет, предыдущих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Во второй части заявки Заявитель предоставил в качестве подтверждения наличия у него опыта выполнения работ по благоустройству информацию о том, что им исполнены 1020 контрактов и договоров, в том числе:
- 7 контрактов, заключенных и исполненных в соответствии с Законом о контрактной системе;
- 1 контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, но без информации об его исполнении;
- 1012 счет-договоров с различными юридическими лицами.
Проведя анализ договоров, заключенных вне рамок контрактных процедур, было установлено, что:
- 60 договоров имеют акт приемки, подписанный более чем за 5 лет до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
- 60 договоров не имеют актов приемки (к ним приложены акты приемки с реквизитами не представленных договоров).
Оставшиеся 892 договора были проанализированы на факт наличия сопоставимости их предмета с предметом закупки. Было выявлено, что:
- наименование счет-договоров не определяет предмет контракта, поскольку является одинаковым для всех представленных документов, но каждый конкретный счет-договор содержит либо перечень работ/услуг, которые относятся только к содержанию автомобильного проезда, либо перечень работ/услуг которые можно классифицировать как работы/услуги только по благоустройству территорий;
- из содержания ряда договоров не представляется возможным однозначно установить их сопоставимость с предметом закупки, поскольку из предмета ряда договоров невозможно установить, что именно выполнял Заявитель;
- оставшиеся договоры, в которых были однозначно определены обязательства Заявителя, не являются сопоставимыми с предметом закупки, поскольку ими не предусмотрено создание какого-либо объекта. Все они предполагают поддержание объектов в определенном нормативном состоянии. Таким образом, счета-договоры не соответствуют предмету контракта, на право заключения которого проводится конкурс, поскольку его предметом контракта является именно работа по созданию нового объекта. В этой связи двумя членами Конкурсной комиссии к оценке были приняты только 7 договоров, что и повлекло за собой соответствующую оценку заявки Заявителя.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с извещением о проведении закупки N 0356500001424000366 объектом закупки является благоустройство территории у здания Кояновского СДК МАУК КДЦ "Содружество".
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о закупках.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона о закупках сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках.
Частью 8 ст. 32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2604).
В п. 1 ПП РФ N 2604 указано, что ПП РФ N 2604 устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, согласно приложению N 1.
Согласно п. 2 ПП РФ N 2604: оценка заявок - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о закупках, и в соответствии с ПП РФ N 2604 баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно п. 3 ПП РФ N 2604 для оценки заявок в соответствии с ПП РФ N 2604 применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 5 ПП РФ N 2604 при проведении конкурсов:
а) с учетом настоящего ПП РФ N 2604 применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный пп "а" п. 3 ПП РФ N 2604;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" п. 3 ПП РФ N 2604, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего ПП РФ N 2604 и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" п. 3 ПП РФ N 2604, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте "а" п. 3 ПП РФ N 2604;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов;
е) документ, предусмотренный приложением N 1 к ПП РФ N 2604, формируется в соответствии с требованиями ПП РФ N 2604.
В соответствии с п. 8 ПП РФ N 2604 в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным пп. "в" и "г" п. 3 ПП РФ N 2604:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В силу п. 24 ПП РФ N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено ПП РФ N 2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 25 ПП РФ N 2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 ПП РФ N 2604, применяются детализирующие показатели.
Согласно п. 28 ПП РФ N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 ПП РФ N 2604:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" п. 28 ПП РФ N 2604, осуществляется в порядке, установленном п. 20 и 21 ПП РФ N 2604, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к ПП РФ N 2604:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" п. 28 ПП РФ N 2604, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим п. "в" п. 28 ПП РФ N 2604, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, п. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 ПП РФ N 2604. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с пп. "р" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должна содержать в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о закупках.
Согласно ч. 11 ст. 48 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о закупках, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о закупках, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса для закупки N 0356500001424000366 критерии оценки установлены в приложении "Порядок оценки заявок по критериям".
Так, критерием наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), является критерий "Квалификация участников закупки" (значимость критерия - 40 %) содержащий показатели "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".
В качестве детализирующего показателя к показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" являются:
- общее количество исполненных участником закупки договоров.
В качестве предмета оценки по детализирующему показателю "общая цена исполненных участником закупки договоров" принимается исключительно исполненный договор(ы)/контракт(ы), при исполнении которого(ых) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
К оценке принимаются договоры (контракты) предмет которых, сопоставим с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): выполнение работ по благоустройству территорий.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный контракт;
- акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ (далее - акт, акты);
- реестровый номер контракта (договора) с сайта zakupki.gov.ru (при наличии),
при этом:
1) последний акт, составленный при исполнении контракта должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
2) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом N 44-ФЗ, Законом N 223- ФЗ;
3) к оценке принимаются документы, в случае их предоставления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
К оценке не принимаются документы:
- представленные не в полном объеме (в соответствии с требованиями п.п. "е" п.28 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604);
- не содержащие всех обязательных реквизитов, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Значение количества баллов по детализирующему показателю "общее количество исполненных участником закупки договоров", присваиваемых подлежащей в соответствии с Законом 44-ФЗ оценке по критерию оценки квалификация участников закупки (БХi) рассчитывается по формуле, предусмотренной подпунктом б) пункта 20 ПП РФ N 2604:
где:
Хmax - максимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом 44-ФЗ оценке по критерию оценки квалификация участников закупки;
Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о закупках оценке по критерию оценки квалификация участников закупки;
Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом 44-ФЗ оценке по критерию оценки квалификация участников закупки.
Лучшим является наибольшее значение характеристики.
Комиссия отмечает, что порядок рассмотрения и оценки заявок установлен Заказчиком с учетом требований Закона о закупках и не противоречит ПП РФ N 2604. Установленный порядок, в том числе, позволяет подтвердить наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта путем указания в составе заявки реестровых номеров контрактов с сайта с сайта zakupki.gov.ru в случае наличия такой информации в единой информационной системе.
Из анализа заявки Заявителя (идентификационный номер - 2), пояснений и информации, представленной Конкурсной комиссии, установлено, что в подтверждение опыта работы, связанного с предметом контракта участником закупки представлено 1020 контрактов и договоров, из которых двумя членами Конкурсной комиссии принято к оценке 509 контрактов/договоров, двумя членами Конкурсной комиссии 509.
Согласно представленному Конкурсной комиссией сведениям об оценке указанные контракты/договоры не были приняты к оценке по следующим основаниям:
1) последний акт, составленный при исполнении контракта/договора подписаны ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок, например: счет-договор на выполнение работ по содержанию автомобильного проезда, благоустройство N 1 от 23.11.2018 г, N 10 от 25.01.2019 г., N 6 от 28.12.2018 г., N 11 от 01.02.2019 г.;
2) представлены документы не в полном объеме (отсутствуют акты приемки выполненных работ), например: счет-договор на выполнение работ по содержанию автомобильного проезда, благоустройство N 30 от 15.06.2019 г., N 31 от 22.06.2019 г., N35 от 19.07.2019 г.;
3) предмет представленного контракта/счет-договора не соответствует предмету оценки (по мнению двух членов Конкурсной комиссии), например: счет-договор на выполнение работ по содержанию автомобильного проезда, благоустройство N 5 от 08.03.2021 г., N 21 от 25.01.2021 г., N 3 от 07.03.2022 г., N 8 от 13.06.2022 г., N 130 от 14.05.2021 г., N 129 от 07.05.2021 г., N 17 от 19.11.2021 г., N 80 от 29.05.2020 г.
Проанализировав заявку Заявителя в части договоров, представленных в составе заявки Заявителя, но не принятых к оценке Комиссия отмечает следующее:
- относительно контрактов/договоров, не принятых к оценке по причине несоответствия предмета представленного контракта/счет-договора не соответствует предмету оценки.
В соответствии с п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Как было указано выше, к оценке принимаются исключительно исполненный (ые) договор (договоры), предусматривающего выполнение работ по благоустройству территорий.
Так, согласно п. 1.1 счет-договору на выполнение работ по содержанию автомобильного проезда, благоустройство N 80 от 29.05.2020 г. местом выполнения работ (оказания услуг) является Пермский край, ЗАТО Звездный, ул. Промышленная, д. 9/3, далее Производственная база. В перечень работ (услуг) входят работы по уборке мусора и лакокрасочные работы. В перечень работ по счет-договору на выполнение работ по содержанию автомобильного проезда, благоустройство N 80 от 29.05.2020 г. входят такие работы как уборка мусора в водопропускных сооружениях и вывоз мусора.
Указанные работы, по своей сути и исходя из п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, являются работами по благоустройству территории, в данному случае, работы проводились на территории производственной базы.
На основании указанного выше, в действиях членов Конкурсной комиссии, принявшей к оценке лишь 7 контрактов/договоров, и не принявшей к оценке счет-договоры, указанные выше, в нарушение установленного порядка оценки заявок, усматривается нарушение п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о закупках.
- относительно контрактов/договоров, не принятых к оценке по причине представления документов не в полном объеме (отсутствуют акты приемки выполненных работ).
Так, в составе заявки Заявителя были представлены счет-договор на выполнение работ по содержанию автомобильного проезда, благоустройство N 30 от 15.06.2019 г., N 31 от 22.06.2019 г., N35 от 19.07.2019 г.
Вместе с тем, к указанным счет-договорам приложен акт выполненных работ N 30 к счет-договору N 1 от 15.06.2019 г.
Следовательно, поскольку договоры представлены не в полном объеме и не могут быть приняты к оценке согласно порядку оценки заявок участников.
- относительно контрактов/договоров, не принятых к оценке по причине того, что последний акт, составленный при исполнении контракта/договора подписаны ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Проанализировав приложения к счет-договорам на выполнение работ по содержанию автомобильного проезда, благоустройство N 1 от 23.11.2018 г. и N 10 от 25.01.2019 г. Комиссия установила, что акты выполненных работ датированы 23.11.2018 г. и 25.01.2019 г., соответственно.
Как указано выше, датой окончания срока подачи заявки является 26.02.2024 г. Таким образом, к оценке принимаются контракты/договоры заключенные и (или) исполненные в период с 26.02.2018 г. по 26.02.2024 г.
Следовательно, счет-договоры на выполнение работ по содержанию автомобильного проезда, благоустройство N 1 от 23.11.2018 г. и N 10 от 25.01.2019 г. не могут быть приняты к оценке по причине того, что последний акт, составленный при исполнении договора подписан ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Следовательно, Конкурсная комиссия при оценке заявок руководствовалась установленным порядком оценки заявок, нарушений положений Закона о закупках не имеется.
Кроме того, согласно ч. 6 ст. 106 Закона о закупках рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в п. 3 и 4 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Комиссией установлено, что довод Заявителя сводится к обжалованию количества баллов, присужденных ему и победителю закупки по критерию "Квалификация участников конкурса".
В связи с изложенным, рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в связи с чем довод Заявителя не подлежит рассмотрению Комиссией, при этом Заявитель вправе обжаловать вышеуказанные действия Конкурсной комиссии в судебном порядке.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сайлера Е.В. на действия единой комиссии ГКУ ПК "Центр организации закупок" при проведении открытого конкурса в электронной форме на благоустройство территории у здания Кояновского СДК МАУК КДЦ "Содружество" (изв.N 0356500001424000366) обоснованной.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение требований п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Конкурсной комиссии к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13 марта 2024 г. N 3478/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2024