Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
<_>
при участии представителей Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Магаданской области" (далее - ГКУ "ЦЗН Магаданской области", Заказчик) Б<_>, С<_>, действующих на основании доверенности, без участия индивидуального предпринимателя В<_> (далее - ИП В<_>, Заявитель), уведомленного надлежащим образом, рассмотрела жалобу Заявителя на положения извещения о закупке Заказчика при проведении электронного аукциона "Оказание услуг по разработке программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности на период 2024 - 2026 годы" (реестровый номер извещения 0347200006724000011).
Жалоба подана в установленный пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) срок.
В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком, в нарушение положений законодательства о контрактной системе, установлено излишнее требование к участникам закупки, ограничивающее конкуренцию при проведении электронного аукциона, нарушающее права и законные интересы Заявителя, как потенциального участника данной закупки.
Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Магаданского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
1. 07.03.2024 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной сиcтемы (далее - ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Оказание услуг по разработке программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности на период 2024 - 2026 годы" (реестровый номер извещения 0347200006724000011).
Начальная (максимальная) цена контракта - 24 766,67 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания срока подачи заявок - 15.03.2024 09:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме единиц товара, работы, услуги - 15.03.2024, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 19.03.2024.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 15.03.2024 NЦПА1 на участие в закупке подано 2 заявки участников с идентификационными номерами: 116128327, 116088205. Текущее снижение начально (максимальной) цены контракта составило 1,00%.
2. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком, в нарушение положений законодательства о контрактной системе, в извещении о закупке, подпункте "н" пункта 1 приложения к извещению "Требования к содержанию, составу заявки", установлено требование к участникам о наличии членства в саморегулируемой организации (СРО) (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе). Согласно части 4 статьи 15 Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), требование о членстве участника в СРО устанавливается при проведении работ в области энергетического обследования (энергетического аудита) Организаций. Вместе с тем, предметом (объектом) электронного аукциона является разработка программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, т.е. работы, не требующие наличия у исполнителя СРО. При этом, в соответствии с "Описанием объекта закупки" (приложение к извещению), программа энергосбережения должна содержать комплексный анализ текущего состояния энергосбережения и повышения энергетической эффективности, что противоречит наименованию предмета электронного аукциона, так как является отдельным видом работ в области энергосбережения. Заявитель полагает, что в случае необходимости проведения энергетического обследования, Заказчику следовало отразить данное обстоятельство в наименовании предмета закупки, поскольку вышеуказанные противоречия извещения о закупке (с приложениями) вводят в заблуждение, а также ограничивают конкуренцию среди потенциальных участников закупки.
Рассмотрев довод жалобы, пояснения Заказчика, извещение о закупке (с приложениями), размещенное Заказчиком в ЕИС, Комиссия приходит к следующему.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В соответствии с предметом закупки, в извещении Заказчиком установлен код ОКПД2 71.12.11.100 "Услуги в виде инженерно-технических консультаций по энергосбережению и повышению энергетической эффективности".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, также должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с приложением к извещению "Описание предмета закупки", Заказчиком закупается услуга по разработке программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности на период 2024 - 2026 годы. Программа энергосбережения должна содержать:
- титульный лист;
- содержание;
- паспорт Программы;
- комплексный анализ текущего состояния энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- цели и задачи Программы;
- сроки и этапы реализации Программы;
- целевые показатели энергосбережения и энергетической эффективности с учетом обязательного расчета и утверждения целевого уровня снижения потребления энергоресурсов;
- перечень организационно-технических мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- ожидаемые результаты.
Вместе с тем, согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, услуги по энергетическому обследованию имеют отдельный код ОКПД2 71.20.19.140.
Кроме того, согласно частям 1, 2, 5 статьи 15 Федерального закона N 261-ФЗ энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Основными целями энергетического обследования являются:
1) получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;
2) определение показателей энергетической эффективности;
3) определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) разработка перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке.
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона N 261-ФЗ организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие:
1) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения;
2) мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий;
3) иные положения согласно требованиям частей 2 - 4 настоящей статьи.
Таким образом, разработка программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является обязанностью Организации, отражающей целевые (планируемые) показатели энергосбережения.
Следовательно, хотя энергоаудит и разработка программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по смыслу связаны друг с другом, тем не менее являются разными услугами.
Согласно части 1.2 статьи 25 Федерального закона N 261-ФЗ требования к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Так, приказом Минэнерго России от 30.06.2014 N 398 (далее - Приказ N 398) утверждены требования к форме программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования и отчетности о ходе ее реализации согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.
В соответствии с пунктом 6 приложения N 1 к Приказу N 398 форма программы состоит из формы паспорта программы, формы сведений о целевых показателях программы, формы перечня мероприятий программы. То есть, данным приказом требования о проведении энергоаудита при разработке программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не предусмотрено.
В письменных пояснениях (вх. N 1043-ЭП/24 от 15.03.2024) Заказчик указал, что согласно части 5.3 статьи 15 Федерального закона N 261-ФЗ лицо, проводившее энергетическое обследование, составляет энергетический паспорт и отчёт о проведении энергетического обследования и передаёт их в саморегулируемую организацию в области энергетического обследования, членом которой оно является, для проверки соответствия требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, стандартам и правилам саморегулируемой организации в области энергетического обследования, членом которой оно является. Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона N 261-ФЗ, Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51379-99 "Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов. Основные положения. Типовые формы" требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений подлежат пересмотру не реже чем один раз в пять лет в целях повышения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
В апреле 2022 года ГКУ "ЦЗН Магаданской области" разработан энергетический паспорт потребителя энергетических ресурсов, в котором содержится информация о потреблении учреждением энергетических ресурсов и энергетическом хозяйстве за последние 5 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона N 261-ФЗ организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Ввиду окончания срока действия программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2021 - 2023 годы, ГКУ "ЦЗН Магаданской области" требуется актуализировать данную программу на 2024 - 2026 годы в связи с учётом положений Приказа Минэкономразвития России от 09.03.2023 N 158 "О внесении изменений в Методические рекомендации по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 15.07.2020 N 425".
В соответствии с описанием объекта закупки установлено следующее: "Основные задачи Программы: повышение энергетической эффективности использования энергоресурсов в учреждении, снижение затрат на энергоресурсы; снижение затрат на оплату энергоресурсов; снижение в сопоставимых условиях объема, потребленных учреждением воды, топлива, тепловой энергии, электрической энергии; реализация организационных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и любые другие цели, которые касаются энергосбережения".
Таким образом, в основные задачи программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на объектах заказчика, в том числе, входит повышение энергетической эффективности использования энергоресурсов в учреждении, разработка мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и другие цели, которые касаются энергосбережения, что прямо соотносится с частью 2 статьи 15 Федерального закона N 261-ФЗ.
На основании вышеизложенного, Заказчик полагает, что требование к участникам закупок (исполнителю по контракту) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о наличии соответствующего СРО установлено правомерно. Требования о проведении энергоаудита заказчиком не устанавливались.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Требования извещения об осуществлении закупки к товару (работе, услуге), с учетом целей и принципов контрактной системы в сфере закупок, должны быть направленны на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, работ, услуг, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям извещения об осуществлении закупки.
В рассматриваемом случае, описание объекта закупки не позволяет участникам закупки понять потребность Заказчика и его требования к оказываемым услугам, какого рода услуги необходимо оказать в рамках объекта Закупки и какой результат оказанных услуг будет удовлетворять потребность Заказчика.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком части 3 статьи 7, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. Установленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
2.1) В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании абзаца 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Комиссией установлено, что в извещении о закупке, приложении к извещению "Требования к содержанию, составу заявки", Заказчиком установлено следующее: "участник закупки должен быть действующим членом саморегулируемой организации в области в области энергетического обследования (наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций) в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона N 261-ФЗ деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
Как установлено выше, Заказчиком закупаются исключительно услуги по разработке программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Вместе с тем, для оказания данных услуг дополнительных разрешений (членства в СРО) не требуется. Членство в СРО необходимо только для проведения энергетического аудита.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение части 6 статьи 31, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя В<_> на положения извещения об осуществлении закупки Заказчика - Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Магаданской области" при проведении электронного аукциона "Оказание услуг по разработке программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности на период 2024 - 2026 годы" (реестровый номер извещения 0347200006724000011) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 7, части 6 статьи 31, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу управления для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 18 марта 2024 г. N 049/06/31-61/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2024