Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, руководитель Управления,
- Тельпов И.А. - заместитель председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок,
- Апанащик У.А. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок,
в присутствие представителя БУЗ ВО "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 8" - Милюковой Е.С. (доверенность б/н от 21.08.2023),
в присутствие представителя БУЗ ВО "Семилукская районная больница им. А.В. Гончарова" - Баркаловой Н.А. (доверенность N 1 от 15.03.2024)
в присутствие представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области - Скоркиной Н.В. (доверенность N 6 от 24.11.2023);
- Кузьменко Ж.А. (доверенность N 12 от 09.11.2023);
- Закора В.С. (доверенность N 20 от 15.01.2024);
в присутствие представителей ООО "Медпром" - Серенковой Е.А. (доверенность N 16_01/06 от 16.06.2023),
в присутствие представителей ООО "СофтЛифт" - Никифоровой Т.А. (приказ N 01 от 09.02.2017)
рассмотрев жалобы ООО "Медпром", ООО "СофтЛифт" на действия Комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении заявок электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001024000882),
У С Т А Н О В И Л А :
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) поступили жалобы ООО "Медпром" (далее - Заявитель 1) ООО "СофтЛифт" (далее - Заявитель 2) на действия Комиссии по осуществлению закупок министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001024000882).
По мнению Заявителей, действия Комиссии по осуществлению закупок нарушают Федеральный закон от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), что выразилось в незаконном и необоснованном признании заявки победителя соответствующей требованиям извещения.
Комиссия по осуществлению закупок с доводами, изложенными в жалобе не согласна и считает их необоснованными, предоставлены письменные возражения на жалобу Заявителя.
Изучив материалы дела, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
16.02.2024 г. года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение N 0131200001024000882 о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 166 168, 00 руб.
Объектом закупки является Шприц общего назначения стандартный, код позиции КТРУ 32.50.13.110-00004580, код ОКПД2 32.50.13.110.
В силу ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
В силу подп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае: непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик устанавливает одно из следующих требований к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению (Приложение N4 к Извещению) установлены информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе:
- копия сертификата о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ТПП РФ от 10.04.2015 N 29).
В силу подп. "в" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должно содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в частности: документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке).
Пунктом 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.03.2024 г. NИЭА1 на участие в аукционе подано шесть заявок, Комиссией по осуществлению закупок приняты следующее решения:
Порядковый номер заявки, присвоенный оператором электронной площадки |
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором электронной площадки |
Решение о соответствии извещению об осуществлении закупки или решение об отклонении заявки на участие в закупке |
Обоснование решения об отклонении/отстранении заявки на участие в закупке |
Порядковый номер заявки, присвоенный комиссией по осуществлению закупок |
1 |
115955283 |
Соответствует требованиям |
|
1 |
2 |
115979402 |
Соответствует требованиям |
|
2 |
3 |
116002819 |
Соответствует требованиям |
|
3 |
4 |
115934009 |
Соответствует требованиям |
|
4 |
5 |
115983523 |
Соответствует требованиям |
|
5 |
6 |
116001915 |
Соответствует требованиям |
|
6 |
Заявка N 115955283, принадлежащая ООО "Медпром", признана победителем.
Вместе с тем, при проверке Комиссией Воронежского УФАС России законности принятия данного решения, установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102) установлен перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению о проведении рассматриваемого электронного аукциона, в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением N 102.
В силу подпункта "а" пункта 2 Постановления N 102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, которые одновременно:
для заявок, содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок.
Пунктом 2 Постановления установлено, что заказчик отклоняет все заявки содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
Согласно пункту 3 Постановления N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Приказом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 21.12.2015 N 93 (далее - Приказ ТПП) утверждено Положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов).
В соответствии с пунктом 2.1 Приказа ТПП Торгово-промышленные палаты в Российской Федерации выдают сертификаты о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - сертификаты формы СТ-1) в соответствии с настоящим Положением.
Согласно п. 3.1.1 Сертификаты формы СТ-1 при условии выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.1 раздела 3 настоящего Положения, выдаются на товары, происходящие из Российской Федерации и других государств-членов Евразийского экономического союза.
На товары, происходящие из третьих стран, включая другие государства-участники Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года, сертификаты формы СТ-1 не выдаются.
Пунктом 4.6 Приказа ТПП по результатам рассмотрения комплекта документов уполномоченной ТПП составляется и выдается сертификат формы СТ-1 в течение трех рабочих дней.
Так, при изучении заявок участников установлено следующее:
В составе заявки N 115955283 приложены документы:
- копия регистрационного удостоверения N ФСР 2010/07477 от 17.11.2020 г.
В составе заявки N 115979402 приложены документы:
- копия регистрационного удостоверения N ФСР 2008/03888 от 17.07.2019 г.;
- копия сертификата по форме СТ-1 N 3037001436.
В составе заявки N 116002819 приложены документы:
- копия регистрационного удостоверения N ФСР 2008/03888 от 17.07.2019 г.;
- копия сертификата по форме СТ-1 N 3037001436.
В составе заявки N 115934009 приложены документы:
- копия регистрационного удостоверения N ФСР 2008/03253 от 12.01.2015 г.;
- копия сертификата по форме СТ-1 N 4062000005.
В составе заявки N 115983523 приложены документы:
- копия регистрационного удостоверения N ФСР 2010/08843 от 18.03.2020 г.;
- копия сертификата по форме СТ-1 N 3007000167.
В составе заявки N 116001915 приложены документы:
- копия регистрационного удостоверения N ФСР 2010/07477 от 17.11.2020 г.;
- копия сертификата по форме СТ-1 N 3005009218.
Таким образом, Комиссией Воронежского УФАС России установлено, что в составе заявке у ООО "Медпром" не представлен сертификат по форме СТ-1 на предложенный к поставке товар.
Пунктом 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
Исходя из вышеизложенного, следует вывод, что комиссия по осуществлению закупок, в нарушение пункта 2 Постановления N102, а также пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе признала заявку ООО "Медпром" (идентификационный номер заявки - 115955283) соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России усматривает в действиях Комиссии по осуществлению закупок признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Воронежского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "Медпром", ООО "СофтЛифт" на действия Комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении заявок электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001024000882) обоснованными.
2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 2 Постановления N102, а также пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Воронежского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 20 марта 2024 г. N 036/06/49-302/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2024