Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
_,
в присутствии представителя заказчика - Муниципального бюджетного учреждения культуры Поддорского муниципального района "Межпоселенческая Поддорская централизованная библиотечная система" - _;
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "Неллия Плюс" надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения, своих представителей не направил, каких-либо ходатайств не заявлял,
рассмотрев жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Неллия Плюс" (445028, Самарская обл., г. Тольятти, пр-кт Московский, д. 4 Р, оф. 2; далее - ООО "Неллия Плюс") на действия заказчика - Муниципального бюджетного учреждения культуры Поддорского муниципального района "Межпоселенческая Поддорская централизованная библиотечная система" (175260, Новгородская обл., с. Поддорье, ул. Победы, зд. 15; далее - МБУК МПЦБС) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку мебели для Центральной районной библиотеки с. Поддорье, извещение N 0350300000424000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее также ЕИС) в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 29.02.2024, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,
УСТАНОВИЛА:
11.03.2024 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "Неллия Плюс" на действия заказчика - МБУК МПЦБС при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку мебели для Центральной районной библиотеки с. Поддорье, извещение N 0350300000424000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте 29.02.2024 (вх. N 1800-ЭП/24 Новгородского УФАС России; далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
В отношении одного и того же товара - "Вешалка металлическая" заказчиком в сформированном средствами ЕИС извещении о проведении настоящего электронного аукциона (далее - Экранная форма извещения) и разделе 1 Приложения N 1 "Описание объекта закупки" к извещению о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее - Приложение N 1; Извещение) установлены противоречивые требования к значению показателя "ширина вешалки".
Так, согласно Экранной форме извещения значение данного показателя должно быть в диапазоне " 350 и < 400" мм, а раздел 1 Приложения N 1 содержит его максимальное значение "
375" мм.
Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Согласно представленному МБУК МПЦБС отзыву на Жалобу (вх. N 1992-ЭП/24 от 18.03.2024 Новгородского УФАС России) ее доводы заказчик считает необоснованными поскольку приоритет в данном случае имеет информация, сформированная с использованием ЕИС (подпункт "а" пункта 4 раздела 2 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60 (далее - Положение о порядке формирования и размещения информации и документов в ЕИС)), то есть Экранная форма извещения.
На участие в рассматриваемой закупке были поданы 3 заявки, причем характеристики товара, представленные в них, соответствовали характеристикам, указанным заказчиком в описании объекта закупки в составе Экранной формы извещения.
Присутствовавшая на заседании Комиссии представитель заказчика поддержала отзыв на Жалобу в полном объеме, при этом факт наличия противоречивой информации в Экранной форме извещения и разделе 1 Приложения N 1 относительно установленных заказчиком требований к значению показателя "ширина вешалки" в отношении товара "Вешалка металлическая" признала.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В феврале - марте 2024 года заказчиком - МБУК МПЦБС в рамках национального проекта "Культура" осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку мебели для Центральной районной библиотеки с. Поддорье.
Извещение и Экранная форма извещения были утверждены директором МБУК МПЦБС _ 29.02.2024 и в указанную дату данным должностным лицом заказчика размещены на официальном сайте.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно наименования объекта закупки.
В пункте 3.1 Извещения заказчиком приведено следующее наименование объекта закупки - поставка мебели для Центральной районной библиотеки с. Поддорье.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также каталог), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Согласно подпункту "б" пункта 2, а также пункту 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, при описании объекта закупки.
В силу положений пункта 7 Правил при проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Заказчиком во исполнение требований пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и пункта 7 Правил функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики подлежащей поставке мебели приведены как в разделе 1 Приложения N 1 (пункт 3.2 Извещения), так и в Экранной форме извещения.
Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, также содержатся в обоих вышеуказанных документах.
Позицией 3 раздела 1 Приложения N 1 и позицией п/н 3 Экранной формы извещения предусмотрена поставка вешалки металлической, соответствующей одноименной позиции 31.09.11.120-00000004 каталога.
Одной из характеристик вешалки металлической в данном случае является показатель "ширина" (в Экранной форме извещения - "ширина вешалки").
При этом, раздел 1 Приложения N 1 и Экранная форма извещения действительно содержат противоречивые требования к значению показателя "ширина" ("ширина вешалки") вешалки металлической, а именно раздел 1 Приложения N 1 устанавливает его максимальное значение " 375" мм, в то время как согласно Экранной форме извещения значение данного показателя должно быть в диапазоне "
350 и < 400" мм.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Кроме того, согласно вышеуказанной позиции 31.09.11.120-00000004 каталога надлежащим значением показателя "ширина вешалки" в данном случае является именно указанное заказчиком в Экранной форме извещения диапазонное значение " 350 и < 400" мм, значение "
375" мм рассматриваемая позиция каталога не называет и, следовательно, использовать при описании объекта закупки не разрешает.
Необходимо отметить, что, как справедливо отмечает заказчик, в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 раздела 2 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в ЕИС если информация, содержащаяся в документах, сформированных без использования ЕИС, не соответствует информации, сформированной с использованием ЕИС, приоритет действительно имеет информация, сформированная с использованием ЕИС.
Однако указанное никоим образом не освобождает заказчика от обязанности по размещению достоверной и непротиворечащей друг другу информации в составе различных документов об осуществлении закупки, поскольку наличие двусмысленных формулировок непосредственным образом способно ввести в заблуждение участников закупки и затруднить уяснение ими действительных потребностей заказчика в подлежащих поставке товарах.
С учетом изложенного, в действиях заказчика - МБУК МПЦБС содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в документах об осуществлении рассматриваемой закупки противоречивых требований к значению показателя "ширина" ("ширина вешалки") для товара "вешалка металлическая".
Соответственно, доводы Жалобы в ходе рассмотрения нашли свое подтверждение.
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Заказчиком при описании объекта рассматриваемой закупки в Экранной форме извещения допущено систематическое ненадлежащее применение соответствующих позиций каталога.
Так, например:
1.1. Позициями п/н 1 и 9 Экранной формы извещения предусмотрена поставка стеллажей библиотечных, соответствующих одноименной позиции 31.09.13.190-00000008 каталога.
По позиции п/н 1 Экранной формы извещения заказчиком предусмотрен показатель "количество секций стеллажа" с максимальным значением " 25" шт.
Однако позиция 31.09.13.190-00000008 каталога среди возможных для использования заказчиками при описании объекта закупки вариантов значения показателя "количество секций" варианта " 25" шт не называет (возможные варианты на выбор заказчика: "
1", "
2" и "
3" шт).
Кроме того, по позиции п/н 9 Экранной формы извещения заказчиком предусмотрены показатели "ширина" с минимальным значением " 1000" мм и "максимальная нагрузка на полку стеллажа" с максимальным значением "
20" кг.
Вместе с тем, позиция 31.09.13.190-00000008 каталога среди возможных для использования заказчиками при описании объекта закупки вариантов значения показателя "ширина стеллажа" варианта " 1000" мм не называет (возможные варианты на выбор заказчика: "< 700", "
700 и < 900", "
900 и < 1100", "
1100 и < 1300", "
1300 и < 1500", "
1500 и < 1700", "
1700 и < 2000", "
2000" мм), равно как не предусматривает и варианта значения показателя "максимальная нагрузка на полку" в виде "
20" кг (возможные варианты на выбор заказчика: "
25 и < 50", "
50 и < 75", "
75 и < 100", "
100", "< 25" кг).
1.2. Позициями п/н 10 и 11 Экранной формы извещения предусмотрена поставка стеллажей библиотечных, соответствующих одноименной позиции 31.09.13.190-00000009 каталога.
По обеим указанным позициям Экранной формы извещения заказчиком предусмотрен показатель "высота" с максимальным значением " 2090" мм.
Однако позиция 31.09.13.190-00000009 каталога среди возможных для использования заказчиками при описании объекта закупки вариантов значения показателя "высота стеллажа" варианта " 2090" мм не называет (возможные варианты на выбор заказчика: "
1900 и < 2100", "< 1500", "
1500 и < 1700", "
1700 и < 1900", "
2100 и < 2300", "
2300 и < 2500", "
2500 и < 3000", "
3000" мм).
Также по позиции п/н 11 Экранной формы извещения заказчиком предусмотрен показатель "глубина" с максимальным значением " 280" мм.
Между тем, позиция 31.09.13.190-00000009 каталога среди возможных для использования заказчиками при описании объекта закупки вариантов значения показателя "глубина стеллажа" варианта " 280" мм не называет (возможные варианты на выбор заказчика: "< 300", "
300 и < 350", "
350 и < 400", "
400 и < 450", "
450 и < 500", "
500 и < 600", "
600 и < 700", "
700 и < 800", "
800" мм).
Учитывая все вышеизложенное, в действиях заказчика - МБУК МПЦБС содержится нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем применении соответствующих позиций каталога при описании объекта закупки в части установления требований к характеристикам подлежащих поставке товаров.
2. В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом, и инструкцию по ее заполнению.
Требования к содержанию, составу заявки установлены статьей 43 Закона о контрактной системе.
Требования к содержанию, составу заявки на участие в рассматриваемой закупке заказчиком приведены в Приложении N 3 к Извещению (далее - Приложение N 3).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 (далее - Постановление N 616).
Пунктом 1 Постановления N 616 предусмотрен перечень товаров, на который распространяется предусмотренный данным нормативным правовым актом запрет (далее - Перечень).
Согласно пункту 3.1.1 Извещения подлежащая поставке мебель соответствует категориям 31.09.12.110, 31.09.12.132, 31.09.11.120, 31.09.13.190, 13.92.24.130, 31.09.13.149 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.
Такие категории в Перечне упомянуты, в связи с чем предусмотренный Постановлением N 616 запрет заказчиком при осуществлении рассматриваемой закупки установлен правомерно.
В соответствии с пунктом 10 Постановления N 616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 (далее - Постановление N 719) (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт;
в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105 (далее - Решение N 105) (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
В случае представления участником закупки в составе заявки информации из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров без указания совокупного количества баллов, указанного в абзацах втором и третьем настоящего пункта, или с указанием такого совокупного количества баллов, не соответствующего требованиям, установленным для целей осуществления закупок Постановлением N 719 или Решением N 105 соответственно, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств.
Требование о представлении участниками закупки в составе заявок документов и информации, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе и пунктом 10 Постановления N 616, заказчиком установлено в пункте 2.5 Приложения N 3.
Однако такое требование к содержанию, составу заявок участников рассматриваемой закупки заказчиком установлено в ненадлежащем виде, поскольку условие, предусмотренное абзацем 4 пункта 10 Постановления N 616, при наступлении которого поступившая заявка приравнивается к заявке, содержащей предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, заказчиком приведено в редакции Постановления N 616, ранее утратившей силу и недействующей на момент объявления рассматриваемой закупки, именно:
"в случае представления участником закупки в составе заявки информации из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров без указания совокупного количества баллов или с указанием такого совокупного количества баллов, не соответствующего требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 соответственно, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств".
Таким образом, в действиях заказчика - МБУК МПЦБС содержится нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в извещении о проведении электронного аукциона требований к содержанию, составу заявки на участие в нем.
3. Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является проект контракта.
Проект контракта в данном случае является Приложением N 4 к Извещению.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при:
1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществлении закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Учитывая указанные положения статьи 30 Закона о контрактной системе, закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций проводятся:
- либо при установлении в извещениях об осуществлении закупок ограничения, согласно которому их участниками могут быть исключительно лица из числа указанной категории лиц;
- либо при отсутствии такого ограничения, в связи с чем их участниками могут быть любые соответствующие требованиям Закона о контрактной системе лица, но одновременно при наличии требования к ним, согласно которому если они сами не принадлежат к числу субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, то обязаны привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа указанной категории лиц.
Следовательно, при осуществлении закупки с ограничением, предусмотренным пунктом 1 частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, участниками которой могут быть исключительно субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, требование части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе к поставщику, определенному по итогам такой закупки, предъявлено быть не может.
Согласно пункту 5.1 Извещения рассматриваемая закупка проводилась с учетом ограничения, предусмотренного пунктом 1 частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в связи с чем ее участниками могли быть исключительно субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Однако в то же время в пункте 5.5.11 Проекта контракта заказчиком установлено требование к поставщику, предусмотренное частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, согласно которому поставщик обязуется "привлечь к исполнению контракта субпоставщиков, из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субпоставщики) в объеме 20 процентов от цены Контракта (объем привлечения устанавливается Заказчиком в виде фиксированных процентов и должен составлять не менее 5 процентов от цены Контракта)_", а в пунктах 5.5.11.1-5.5.11.5 Проекта контракта приведены предусмотренные частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме того, в пункте 6.19 Проекта контракта заказчиком установлена ответственность для поставщика в виде штрафа за неисполнение им условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа рассматриваемой категории лиц.
Таким образом, в действиях заказчика - МБУК МПЦБС содержится нарушение части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении при осуществлении закупки, участниками которой могут быть исключительно субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, в проекте контракта обязанности поставщика о привлечении к его исполнению субпоставщиков, из числа указанной категории лиц, а также ответственности за неисполнение данной обязанности.
4. В пункте 5.5.10 Проекта контракта предусмотрена обязанность поставщика "предоставлять информацию Заказчику в течение 10 дней с момента заключения обо всех субпоставщиках, заключивших договор или договоры с Поставщиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта", а пунктом 6.18 Проекта контракта предусмотрена ответственность поставщика за непредставление указанной информации заказчику.
Так, согласно пункту 6.18 Проекта контракта, "в случае непредоставления Поставщиком в сроки, установленные в п. 5.5.10 Контракта информации о всех субпоставщиках, заключивших договор или договоры с Поставщиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены Контракта, Заказчик вправе потребовать уплаты пени. Размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного Поставщиком с субпоставщиком. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства".
Предусмотренные пунктами 5.5.10, 6.18 Проекта контракта требование к поставщику и ответственность за его неисполнение предусмотрены частями 23, 24 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
В соответствии с частью 24 статьи 34 Закона о контрактной системе указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Однако, учитывая величину НМЦК рассматриваемой закупки (1 279 913, 60 рублей), и размер НМЦК, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 775, при превышении которого в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта (100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения муниципальных нужд), положения частей 23, 24 статьи 34 Закона о контрактной системе к осуществлению рассматриваемой закупки не применимы.
Таким образом, в действиях заказчика - МБУК МПЦБС содержатся нарушения частей 23, 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном установлении в проекте контракта обязанности поставщика представлять заказчику информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта, и ответственности за неисполнение данной обязанности.
5. Согласно Экранной форме извещения и пункту 2.1 раздела 2 Приложения N 1 гарантийный срок на товар должен составлять "не менее 12 месяцев".
В то же время, в пункте 2.1 Приложения N 1 "Спецификация" к Проекту контракта такой срок установлен заказчиком как "12 месяцев".
Таким образом, в действиях заказчика - МБУК МПЦБС содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в противоречивом указании в документах об осуществлении рассматриваемой закупки длительности гарантийного срока на товар.
Вышеперечисленные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, разместившего на официальном сайте Извещение и Экранную форму извещения, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
6. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.03.2024 на участие в рассматриваемой закупке поступили заявки от 3 хозяйствующих субъектов, все заявки аукционной комиссией заказчика были признаны соответствующими требованиям Извещения, а участник, подавший заявку с идентификационным номером 116070963, определен в качестве победителя закупки.
Вместе с тем, заявка с идентификационным номером 116070963 в действительности подлежала отклонению, что подтверждается следующим.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Во исполнение требований пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе инструкция по заполнению заявки на участие в рассматриваемой закупке (далее - Инструкция) заказчиком установлена в Экранной форме извещения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3.6 Приложения N 3 характеристики предлагаемого участником закупки товара указываются в заявке в соответствии с положениями такой Инструкции.
Причем согласно подпункту 1 пункта 3.6 Приложения N 3 характеристики предлагаемого участником закупки товара должны соответствовать характеристикам, указанным в Экранной форме извещения.
Одной из характеристик товара с п/н 15 "Диваны, софы, кушетки с деревянным каркасом, трансформируемые в кровати" Экранная форма извещения называет показатель "цвет каркаса" с вариантами значения "черный или светло серый".
Согласно Инструкции при приведении в заявке значения данного показателя участник закупки должен указать конкретное значение характеристики.
Однако в заявке с идентификационным номером 116070963 значение данного показателя указано не в виде конкретного значения характеристики, как того требует Инструкция, а приведено в том же, что и изначально установлено заказчиком в Экранной форме извещения, и неконкретном виде, а именно "черный или светло серый", что указывает на несоответствие заявки победителя закупки требованиям Извещения (Экранной формы извещения).
Установленные обстоятельства не позволяли аукционной комиссии заказчика при рассмотрении заявки победителя закупки достоверным образом определить какого реального цвета будет цвет каркаса мебели по п/н 15 Экранной формы извещения при ее непосредственной поставке.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии заказчика - МБУК МПЦБС содержатся нарушения пункта 1 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении порядка отбора участников закупки, повлекшем неправомерное определение в качестве ее победителя лица, заявка которого в действительности подлежала отклонению.
Вышеуказанные действия аукционной комиссии заказчика указывают на наличие в действиях ее членов признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП.
При решении вопроса об устранении допущенных нарушений Комиссия учитывает следующее.
Нарушения, установленные в действиях заказчика и его аукционной комиссии, многочисленны, являются грубыми и существенными, среди прочего привели к противоречивому и ненадлежащему описанию объекта закупки, ненадлежащему установлению требований к содержанию, составу заявки на участие в ней, а также к нарушению порядка определения победителя закупки, в связи с чем такие нарушения подлежат устранению путем выдачи предписания об аннулировании торгов.
Руководствуясь статьями 7, 14, 23, 30, 33, 34, 42, 43, 48, 49, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Неллия Плюс" (445028, Самарская обл., г. Тольятти, пр-кт Московский, д. 4 Р, оф. 2) на действия заказчика - Муниципального бюджетного учреждения культуры Поддорского муниципального района "Межпоселенческая Поддорская централизованная библиотечная система" (175260, Новгородская обл., с. Поддорье, ул. Победы, зд. 15) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку мебели для Центральной районной библиотеки с. Поддорье, извещение N 0350300000424000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 29.02.2024, обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Муниципального бюджетного учреждения культуры Поддорского муниципального района "Межпоселенческая Поддорская централизованная библиотечная система" и его аукционной комиссии нарушения части 3 статьи 7, части 6 статьи 23, части 1 статьи 30, частей 23, 24 статьи 34, пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 1 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Муниципальному бюджетному учреждению культуры Поддорского муниципального района "Межпоселенческая Поддорская централизованная библиотечная система", его аукционной комиссии и оператору электронной площадки - Обществу с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика - Муниципального бюджетного учреждения культуры Поддорского муниципального района "Межпоселенческая Поддорская централизованная библиотечная система" и членов его аукционной комиссии.
_
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 18 марта 2024 г. N 053/06/33-130/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2024