Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 14.03.2024 N 79/24 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "СМК ЗАЩИТА" (ИНН 7701735158) (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области, участника закупки - генерального директора ООО "СМК ЗАЩИТА", рассмотрев информацию поступившую из Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области о расторжении контракта в одностороннем порядке с ООО "СМК ЗАЩИТА" в связи с существенным нарушением ООО "СМК ЗАЩИТА" условий контракта, заключенного по результатам проведения закупки у единственного поставщика на выполнение работ по капитальному ремонту - замене противопожарных дверей в административном здании (ИКЗ 221312500431031230100100210000000000) (далее - закупка у единственного поставщика),
УСТАНОВИЛА:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области (далее - Заказчик) в соответствии со статьями 95 и 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) представило в Белгородское УФАС России информацию в отношении ООО "СМК ЗАЩИТА" (ИНН 7701735158) для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Государственным учреждением - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации 21.11.2022 заключен контракт N196 на выполнение работ по капитальному ремонту - замене противопожарных дверей в административном здании с ООО "СМК ЗАЩИТА", на сумму 526 704 рублей, в том числе НДС 87 784,07 рублей, на основании п.4 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе (ИКЗ221312500431031230100100210000000000) (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту - замене противопожарных дверей (далее - работы) по адресу: г. Белгород, б-р Народный д.53. в соответствии со спецификацией (Приложение N 1), согласно локальному сметному расчету (смете) N 02-01-01 (Приложение N 2), в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, а Заказчик обязуется принять и оплатить результаты работ в соответствии с условиями настоящего Контракта.
В соответствии с п.3.1.1. Подрядчик обязан выполнить работы, предусмотренные п. 1.1 настоящего Контракта в полном объеме.
В соответствии со спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) Подрядчик обязан выполнить работы по установке противопожарных дверей, согласно следующим техническим характеристикам:
Наименование и характеристики |
Кол-во, шт. |
Размер, мм |
Предел огнестойкости |
Дверь противопожарная металлическая однопольная ДПМ-01/30 |
7 |
800x2100 |
EI30 |
Дверь противопожарная металлическая однопольная ДПМ-01/30 |
2 |
900x1600 |
EI30 |
Дверь противопожарная металлическая двупольная ДПМ-02/30 |
3 |
1500x2100 |
EI30 |
По окончании срока выполнения работ согласно п.4.2. Контракта Подрядчик представляет Заказчику для подписания Акт о приемке выполненных работ (форма КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и счет на оплату.
Согласно п.4.3 Контракта Заказчик в течение 1 (одного) рабочего дня осуществляет приемку выполненных работ и подписывает Акт о приемке выполненных работ и затрат (форма КС-3) или направляет Подрядчику в письменной форме мотивированный отказ в принятии выполненных работ и подписании Акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), с перечнем претензий и сроков их устранения.
Согласно п.7.1 Контракт вступает в силу с момента заключения и действует до 30 декабря 2022 г.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 8.1. Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации", в связи с реорганизацией Государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ - Белгородское РО Фонда социального страхования Российской Федерации с 01.01.2023 реорганизовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области.
Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области 23.01.2024, на основании ч.ч. 8, 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и пункта 8.1. Контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с нарушением ООО "СМК ЗАЩИТА" существенных условий Контракта.
В соответствии с частью 12.2. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком направлено в адрес ООО "СМК ЗАЩИТА" почтовой связью 24.01.2024.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация об одностороннем расторжении Контракта для включения сведений об ООО "СМК ЗАЩИТА" в реестр недобросовестных поставщиков направлена Заказчиком в Белгородское УФАС России 11.03.2024, то есть с соблюдением требований части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 23.01.2024 N ИШ -04-01/2185 (далее - Решение) принято в связи с нарушением условий государственного контракта от 21.11.2022 N 196.
Заказчиком 28.12.2022, в адрес Подрядчика направлено письмо N 15-32/3106-7252 с просьбой выполнения неисполненных обязательств, выявленных в ходе исполнения обязательств по Контракту.
До 23.01.2024 обязательства по Контракту не исполнены в полном объеме.
Таким образом, данные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении Подрядчиком принятых на себя обязательств по Контракту в части основного обязательства согласно п. 1.1. Контракта, что является основанием для привлечения его к гражданско-правовой ответственности по п. 5.1. Контракта.
На заседании Комиссии, представитель ООО "СМК ЗАЩИТА" сообщил, что намерений сорвать исполнение обязательств по государственному Контракту не имелось, исполнена большая часть обязательств в соответствии с условиями контракта, не установлена 1 противопожарная металлическая дверь в тепловом узле цокольного этажа, так как изготовленная подрядчиком дверь в соответствии со спецификацией (приложение N1 к Контракту) не соответствует размерам дверного проема.
Согласно Акта о приемке работ по капитальному ремонту-замене противопожарных дверей в административном здании Государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.12.2022 подписанном комиссией назначенной приказом Заказчика от 23.12.2023 N 313-А, выявлено:
- не установлена 1 противопожарная металлическая дверь в тепловом узле цокольного этажа, так как изготовленная подрядчиком дверь не соответствует размерам дверного проема;
- не установлены дверные доводчики к металлическим дверям в количестве 9 штук.
Комиссией были приняты фактически выполненные работы, а именно установлены 11 противопожарных дверей из 12, сделаны дверные откосы (оштукатурены и покрашены), вывезен строительный мусор и демонтированные двери.
Заказчиком и Подрядчиком 22.12.2022 подписан Акт о приемке выполненных работ (форма КС-3), согласно которому всего работ выполнено в размере 458 630,36.
Заказчиком и Подрядчиком 22.12.2022 подписана справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), в размере 458 630,36.
Заказчиком представлено платежное поручение N 370035 от 30.12.2022 по Контракту в размере 458 630,36.
Комиссия, отмечает, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Основанием для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков предполагается недобросовестное поведение лица, свидетельствующее о его намерениях сорвать исполнение обязательств по государственному контракту.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 10-П, вводимые ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, должны быть соразмерны конституционно значимым целям и не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 305-ЭС16-1282 по делу N А40-44497/2015, Определению Верховного Суда РФ от 23.09.2016 N 305-КГ16-11727 по делу N А40-188978/2014, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дать оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу нанесенному Заказчику.
Принимая во внимание позицию Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, а также требования справедливости, привлечение ООО "СМК ЗАЩИТА" к ответственности в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков будет носить карательный характер, что не будет отвечать принципу соразмерности санкции характеру правонарушения и наступившим последствиям.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, проведя проверку поступивших сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, исследовав в совокупности и взаимной связи все обстоятельства дела, в соответствии с положениями статьи 104 Закона о контрактной системе, не установив направленности действий ООО "СМК ЗАЩИТА" на неисполнение обязательств по Контракту, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "СМК ЗАЩИТА"" (ИНН 7701735158) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 19 марта 2024 г. N 031/10/104-139/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2024