Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в присутствии представителей по доверенности:
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 2836-ИП/24 от 12.03.2024) на положения извещения при проведении электронного аукциона на приобретение благоустроенного жилого помещения на территории Сиверского городского поселения (квартира N2) Гатчинского муниципального района для обеспечения лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 01.03.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 151 400,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения извещения о проведении электронного аукциона.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно доводу жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком установлено описание объекта закупки существенно ограничивающее круг возможных участников электронного аукциона.
Комиссией проанализировано Описание объекта закупки и установлено, что в техническом задании (пункт 6) имеются требования к месту и условиям расположения жилого помещения:
"6.1. Ленинградская область, Гатчинский район, г.п. Сиверский, кроме отдалённых районов (ул.Военный городок, ул.Красная, ул.Толмачева, ул.Ленина, ул.Достоевского).
6.2. Жилое помещение должно находиться в центральной части жилой застройки, расстояние до ж/д станции "Сиверская" не более 1000 м.
6.3. В отношении жилого помещения должны быть обеспечены доступность общественного транспорта (железнодорожное и автобусное сообщение), а также развитая инфраструктура.
Общая площадь жилого помещения: не менее 15 кв. м. (норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, утвержденная решением совета депутатов МО "Сиверское городское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 08.02.2006 N48)".
Комиссия соглашается с действиями Заказчика, поскольку согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон о дополнительных гарантиях) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Закона о дополнительных гарантиях, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона о дополнительных гарантиях (далее - Список).
В материалах дела содержится Постановление администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области N 649 от 06.03.2020 свидетельствующее о включении в Список ребенка в целях обеспечения которого жилым помещением проводится настоящая закупка.
Порядок приобретения и предоставления однократно благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Гатчинского муниципального района по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей утвержден Постановлением администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области N 4773 от 26.11.2013 г. (далее - Порядок).
Согласно Порядка в случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Гатчинского муниципального района детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список, по месту их жительства в соответствующем населенном пункте с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда в другом населенном пункте на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области.
То есть, в случае, если предоставить ребенку жилое помещение по месту жительства невозможно, то при наличии письменного согласия ребенка жиле помещение предоставляется на территории иных населенных пунктов, находящихся на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области.
Аналогичная позиция отражена в письме Минобрнауки России от 08.10.2012 N ИР-864/07 "О направлении рекомендаций": "Жилое помещение должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). С письменного согласия указанного лица (законных представителей несовершеннолетнего) жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения может быть предоставлено на территории иного населенного пункта в границах субъекта РФ, на территории которого лицо включено в список".
В материалах дела содержится письменное согласие ребенка на предоставление ему жилого помещения на территории пос. Сиверский Гатчинского муниципального района Ленинградской области, содержащее также просьбу о том, чтобы предоставляемое жилое помещение находилось в непосредственной близости от железнодорожной станции пос. Сиверский.
Следовательно, процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Заказчиком соблюдена.
Таким образом Заказчик имел основания для установления требований к территориальному расположению квартиры не только в границах Гатчинского муниципального района, но и в границах пос. Сиверский с определенными потребности в части расположения от железнодорожной станции.
В данном случае установление подобных требований не ведет к ограничению числа возможных участников электронного аукциона, Заказчик исходил из интересов и заявлений ребенка о предоставлении жилого помещения непосредственно в пос. Сиверский, в целях предоставления жилого помещения которому осуществлялись данная закупка и преследовал цель надлежащим образом исполнить гарантии принятые на себя государством, исполнительным органом которого является Заказчик.
Аналогичной позиции по данному вопросу придерживается Арбитражный суд Волго-Вятского округа в Постановлении от 18.05.2020 г. по делу N А43-21970/2019:
"Проанализировав нормы права суды обоснованно указали, что названных нормативных правовых актах не содержится запрет на территориальное ограничение приобретения жилого помещения в рамках муниципального образования для данной категории граждан.
Кроме того, в пункте 3.5 Рекомендаций по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, изложенных в Письме Минобрнауки России от 08.10.2012 N ИР-864/07, разъяснено, что жилое помещение должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). С письменного согласия указанного лица (законных представителей несовершеннолетнего) жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения может быть предоставлено на территории иного населенного пункта в границах субъекта Российской Федерации, на территории которого лицо включено в список.
Как следует из материалов дела, предметом рассматриваемых закупок путем проведения запроса предложений являлось право на заключение контрактов на поставку жилого помещения (квартир) для нужд Администрации.
Согласно разделу 5 документации о проведении запроса предложений дом, в котором находится предлагаемое жилое помещение (квартира), должен располагаться в черте селе Дивеево Дивеевского района Нижегородской области.
Суды установили, что Администрация исходила из интересов и заявлений детей-сирот о предоставлении им жилых помещений непосредственно в село Дивеево, в целях предоставления жилых помещений которым осуществлялись данные закупки.
Село Дивеево Дивеевского муниципального района Нижегородской области является административным центром Дивеевского муниципального района Нижегородской области с развитой инфраструктурой.
Предоставление детям-сиротам жилых помещений в населенных пунктах с развитой инфраструктурой, обеспечивающей социализацию граждан из числа детей-сирот, поиск работы, проживание с детьми, должно являться приоритетным.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу, что оспариваемое Обществом требование документации не противоречит нормам действующего законодательства и установлено органом местного самоуправления с учетом волеизъявления детей-сирот и их интересов, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований".
Отсутствие у подателя жалобы необходимого помещение не свидетельствует об ограничении конкуренции при проведении закупки.
Таким образом Комиссия приходит к выводу, что установленное Заказчиком описание объекта закупки не противоречит нормам действующего законодательства, а довод Заявителя не находит своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Буряк И.В. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 19 марта 2024 г. N 047/06/42-591/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2024