Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное бюджетным учреждением города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (далее - БУ г. Омска "УДХБ", учреждение, заказчик) обращение об обществе с ограниченной ответственностью "Бизнес-Сервис" (далее - ООО "Бизнес-Сервис", общество, участник закупки, победитель) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам осуществления закупки путем аукциона в электронной форме на поставку соли технической (Реестровый номер 31.0164.24)" (извещение N 0152300011924000162) (далее - электронный аукцион, закупка), размещенной Департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска (далее - уполномоченный орган),
в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика -<_>,
уполномоченного органа - <_>,
слушателя<_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком было направлено обращение о включении информации об участнике закупки в Реестр (вх. N 2227-ЭП/24 от 13.03.2024).
Из представленных материалов и информации следует, что 15.02.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение N 0152300011924000162 о проведении закупки в форме электронного аукциона с максимальным значением цены контракта 19500000 руб. и начальной суммы цен товара 6,50 руб.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 27.02.2024 подано 3 заявки на участие в закупке, лучшее ценовое предложение 4,04 руб. предложено участником закупки с идентификационным номером 115981942, при этом снижение составило 37,85 %.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.02.2024 свидетельствует о том, что заявка участника закупки с идентификационным номером 115981942 признана не соответствующей требованиям извещения, победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки 115967289 (ООО "Бизнес-Сервис") с ценовым предложением за единицу товара 4,08 руб.
Информация о процедуре заключения контракта заказчика с победителем, размещенная на официальном сайте ЕИС в разделе "Сведения процедуры заключения контракта", свидетельствует о следующем:
ДАТА И ВРЕМЯ |
СОБЫТИЕ |
12.03.2024 14:14 (МСК) |
Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 12.03.2024 |
12.03.2024 14:14 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 01523000119240001620001 переведена на этап "Контракт не заключен" |
12.03.2024 14:14 (МСК) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 12.03.2024 |
12.03.2024 00:00 (МСК) |
От электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 01.03.2024 |
01.03.2024 06:48 (МСК+3) |
Размещен документ "Проект контракта" N 1 от 01.03.2024 |
01.03.2024 06:48 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 01523000119240001620001 переведена на этап "Подписание поставщиком" |
01.03.2024 06:48 (МСК+3) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Проект контракта" N 1 от 01.03.2024 |
13.03.2024 ООО "Бизнес-Сервис" было признано уклонившимся от заключения контракта, о чем в этот же день заказчик на официальном сайте ЕИС и электронной площадке разместил протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Основанием признания победителя уклонившимся от заключения контракта согласно протоколу названо невыполнение требований части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.
В качестве факта, являющегося основанием для отказа от заключения контракта, указано следующее: "Участник не подписал контракт в регламентированный срок".
2. Рассмотрев представленные материалы и заслушав пояснения представителей сторон, в результате проверки фактов представленной информации на основании части 7 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "Бизнес-Сервис" подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в такой статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если данным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 такой статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с данным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном такой статьей.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 данной статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе,
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 такого закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с данным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 такого закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 данного закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная таким подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" такого пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 данного закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 такого закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных данным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 данного закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии).
Из информации, размещенной на официальном сайте ЕИС следует, что проект контракта был направлен победителю 01.03.2043 в 06:48 час. (МСК+3).
В силу части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 такой статьи проекта контракта, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с данным законом (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 такого закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с данным Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 данной статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 такой статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно частям 1, 4, 5 и 8.1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта (часть 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе).
Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Порядок применения антидемпинговых мер при проведении конкурса или аукциона регламентирован статьей 37 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В силу части 3 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Извещением об осуществлении закупки размер обеспечения исполнения контракта был установлен в размере 10 % цены контракта в соответствии с преимуществами, установленными на основании части 3 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе.
Также извещением и проектом контракта была предусмотрена возможность предоставления независимой гарантии или внесение денежных средств на счет заказчика, или предоставление информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающих исполнение подрядчиком (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к нему неустоек (штрафов, пеней).
Учитывая, что при проведении электронного аукциона на поставку соли технической, победителем была предложена цена контракта, сниженная на 37,23% от общей начальной цены лота, следовательно, в соответствии с частью 1 статьи 37, частью 8.1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе "Бизнес-Сервис" при подписании проекта контракта должно было предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе.
В нарушение вышеприведенных требований Федерального закона о контрактной системе ООО "Бизнес-Сервис" в сроки, регламентированные частью 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе (по 11.03.2024 включительно), не подписало проект контракта и не представило документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в надлежащем размере либо в соответствии с частью 8.1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе не предоставил информацию, содержащуюся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающую исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Частью 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Информация, размещенная в ЕИС, свидетельствует о том, что 12.03.2024 00:00 час. (МСК) от электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 01.03.2024", протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта был сформирован и размещен заказчиком 12.03.2024 17:14 час. (МСК+3).
В силу частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Согласно пункту 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом о контрактной системе для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок была размещена на официальном сайте ЕИС 13.03.2024.
Кроме того, Омским УФАС России в этот же день по адресу электронной почты участника закупки было направлено (исх. N ЗА/1479/24) письмо с предложением о представлении в срок не позднее 18.03.2024 письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации об ООО "Бизнес-Сервис" в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо содержало также уведомление о рассмотрении 20.03.2024 в 10 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика.
На данный запрос Омского УФАС России победителем представлены (вх. N 2493-ЭП/24 от 13.03.2024) пояснения по вышеизложенным фактам, содержание которых сводится к отсутствию у него намерения уклониться от заключения контракта.
Следует отметить, что данные пояснения от имени общества подписаны Карелиной Е.Г., при этом к данным пояснениям представлена доверенность от 26.12.2023 на представление интересов ООО "Ассоль".
Причина неподписания проекта контракта в регламентированный законом срок согласно направленным пояснениям обусловлена действиями по неисполнению своих обязанностей тендерным специалистом.
При этом в представленных пояснениях, в частности дословно указано: "Для участия в закупках ООО "БИЗНЕС-СЕРВИС" заключило договор тендерного обслуживания с Дмитриевым Денисом Дмитриевичем от "01" февраля 2024 г.
Также специалисту был передан ключ ЭЦП по акту приема-передачи от "01" февраля 2024 г. для совершения всех необходимых действий для участия в торгах и исполнения контрактов, как-то подача заявки, направление протоколов разногласий, подписание контрактов, направление актов на приемку заказчику.
"01" февраля 2024 г. ООО "БИЗНЕС-СЕРВИС" направило в адрес специалиста сообщение с необходимостью подачи заявки и подписания контракта по закупке N 0152300011924000162 с максимальным снижением 4 руб. Однако, сотрудник по неизвестным причинам не подписал вовремя контракт, хотя ООО "БИЗНЕС-СЕРВИС" неоднократно напоминало о необходимости соблюдения всех процессуальных сроков в сфере контрактного законодательства.
Также, ООО "БИЗНЕС-СЕРВИС" осуществило закупку Соли технической для исполнения контракта, что подтверждается следующими документами:
1. Договором 01/02-2022 от 29.11.2022 года между ООО "БИЗНЕС-СЕРВИС" и ТОО "Балхаш Туз" на поставку соли технической в размере 69 тонн на сумму 1 242 000 KZT.
2. Спецификацией к Договору 01/02-2022 от 29.11.2022 года.
3. Дополнительным соглашением от 30.12.2023 г. к Договору 01/02-2022 от 29.11.2022 года, в соответствии с которым первая поставка должна была быть 28.02.2024 г.
4. Товарной накладной N 18 от 27.02.2024 г., в соответствии с которой было передано 3 тонны товара "Концентрат минеральный галит". Упомянутый договор с Поставщиком также проходил стандартную процедуру валютного контроля со стороны банка.
Приемку товара от ООО "БИЗНЕС-СЕРВИС" осуществлял Баландин Антон Владимирович по доверенности N 19 от 15.02.2024 г.
Товар был оплачен следующими платежными поручениями: 1) N 36 от 10.02.2023 г. на сумму 110 000 руб. 00 коп. 2) N 53 от 01.03.2023 г. на сумму 42 520 руб. 00 коп. 3) N 39 от 16.02.2023 г. на сумму 110 000 руб. 00 коп. 4) N 40 от 16.02.2023 г. на сумму 110 000 руб. 00 коп.".
К пояснениям были представлены копии упомянутых документов, в том числе копия договора оказания услуг по сопровождению тендеров (аукционов) N 1 от 01.02.2024, заключенного между ООО "Бизнес-Сервис" и Дмитриевым Денисом Дмитриевичем.
Помимо указанного, к пояснениям представлены реестровые номера исполненных либо находящихся на исполнении контрактов у ООО "Бизнес-Сервис" на поставку соли технической.
Кроме того, представлена копия независимой гарантии от 11.03.2024 N ЭГ-1372884/24, выданной Коммерческим банком "ГАЗТРАНСБАНК", представленной в качестве обеспечения исполнения контракта на сумму 1950000 руб.
Представителями заказчика на заседании Комиссии даны пояснения о том, что 07.03.2024 в адрес учреждения по электронной почте от общества получен проект независимой гарантии с просьбой ее согласовать.
11.03.2024 в 10:05 час. заказчик по электронной почте ООО "Бизнес-Сервис" сообщил о необходимости подписания контракта, на что от общества 11.03.2024 в 12:07 получен ответ следующего содержания: "Сегодня подпишем, ждем реестровый номер бг и подписываем".
Заказчиком отмечено, что общество было проинформировано о необходимости предоставления обеспечения исполнения контракта в надлежащем размере.
Заказчиком указано, что 12.03.2024 учреждение неоднократно писало и звонило обществу, но ответа так и не получило, контракт победителем не был подписан.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, паводок, аномальные атмосферные осадки, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен. Они характеризуются чрезвычайностью (исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях) и непредотвратимостью (любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий).
Доказательств возникновения у общества каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших подписанию контракта, возникших вследствие именно непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в Омское УФАС России не представлено.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Совершая действия (бездействие) в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем.
Следует отметить, что с момента признания ООО "Бизнес-Сервис" победителем аукциона у него возникли две самостоятельные обязанности: подписать проект контракта и представить надлежащее обеспечение исполнения контракта; при этом неисполнение каждой из них является самостоятельным основанием для признания лица уклонившимся от заключения контракта.
Хронология заключения контракта наглядно свидетельствует о том, что в срок, регламентированный частью 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе (по 11.03.2024 включительно), ООО "Бизнес-Сервис" не подписало проект контракта и не разместило документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, или в соответствии с частью 8.1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе не предоставило информацию, содержащуюся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающую исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), что свидетельствует о небрежности и неприменении необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта.
Заказчик вправе был рассчитывать на заключение контракта с победителем закупки по цене, предложенной им. Вместе с тем, ООО "Бизнес-Сервис" не подписало проект контракта и не представило обеспечение исполнения контракта в установленном размере. В представленной обществом независимой гарантии от 11.03.2024 г. указана сумма 1950000 руб., что не соответствует требованиям статьи 37 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссия также учитывает, что в материалы дела не представлено документальных доказательств извещения заказчика (в срок до признания общества уклонившимся от заключения контракта) об обстоятельствах, обусловивших невозможность исполнения требований части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.
Представителями заказчика пояснено, что соответствующее извещение заказчику не поступало.
Напротив, как отмечено ранее, 11.03.2024 заказчиком на электронный адрес общества направлялась информация о необходимости подписания контракта, о чем победитель аукциона был уведомлен.
Из сведений, зафиксированных ГИС "Независимый регистратор", следует, что участник закупки посещал электронную площадку 11.03.2024, в связи с чем имел возможность подписать контракт в регламентированный срок.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что уклонение общества от заключения контракта обусловлено субъективными причинами: его неосмотрительным поведением и (или) его пренебрежительным отношением к исполнению своих обязанностей, поскольку, принимая участие в закупке, общество обязано было удостовериться в возможности и реальности подписания контракта.
В силу норм действующего законодательства о контрактной системе общество, принимая решение об участии в электронных аукционах и подавая соответствующие заявки на участие, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям законодательства, в том числе, если они привели к невозможности заключения контрактов.
Доказательств того, что в срок до признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта им не были осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, либо подписание проекта контракта было невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, в материалы дела обществом не представлены.
Представленные ООО "Бизнес-Сервис" документы, не свидетельствуют о том, что общество закупило соль техническую именно в целях исполнения рассматриваемого контракта.
Проявляя заботливость и осмотрительность, какая требуется от победителя в целях надлежащего исполнения требований Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта, ООО "Бизнес-Сервис" не было принято необходимых мер по соблюдению части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссией также не были выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 14 Правил являются основанием для принятия решения контрольным органом в сфере закупок об отказе во включении информации об участнике закупки в Реестр. В частности, участником закупки в срок до признания его уклонившимся от заключения контракта не были осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения на уклонение от заключения контракта (например, заблаговременное предоставление надлежащего обеспечения исполнения контракта, извещение заказчика о возникших трудностях и т.п.).
По мнению Комиссии, действия (бездействие) общества образуют совокупность нарушений требований законодательства о контрактной системе, которые свидетельствуют о его недобросовестном поведении, указывают на уклонение ООО "Бизнес-Сервис" от заключения контракта, следовательно, информация о нем подлежит включению в реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года информацию:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Бизнес-Сервис" (ИНН 5836696326, КПП 583601001);
- о генеральном директоре, единственном участнике (размер доли 100 %) общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Сервис" Баландиной Ольге Владимировне (ИНН 570201285403).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
Т.П. Шмакова
А.П. Алексина
Е.С. Курленко
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 20 марта 2024 г. N 055/10/104-254/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2024