Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Коробейникова Владимира Викторовича (далее также - ИП Коробейников В.В., предприниматель, заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области, учреждение, заказчик, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Провод СИП-4" (извещение N 0352100011624000023) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видео-конференц-связи:
представителя заказчика - "_" (доверенность N 56/ТО/4-9-9 от 20.03.2024),
в отсутствие индивидуального предпринимателя Коробейникова Владимира Викторовича, заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его в отсутствие,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 2469-ЭП/24 от 19.03.2024) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 05.03.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 59886,54 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 14.03.2024 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы двумя участниками закупки. Лучшее ценовое предложение в размере 52999,50 руб. подано участником с идентификационным номером заявки 515054 (порядковый номер 1, присвоенный оператором), при этом снижение составило 11,5 %.
На основании размещенного 15.03.2024 протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заявки двух участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "АНТЕ").
19.03.2024 заказчиком сформирован и размещен на официальном сайте ЕИС и на электронной площадке проект контракта.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и направленных объяснений заказчика установлено следующее.
По мнению предпринимателя, комиссией по осуществлению закупок неправомерно неприменены ограничения допуска промышленных товаров, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
Согласно представленным ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области возражениям на доводы жалобы (вх. N 2551-ЭП/24 от 21.03.2024) нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в действиях комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении заявок участников закупки отсутствуют.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Частями 1, 3 и 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 такой статьи.
Во исполнение вышеуказанных положений Федерального закона о контрактной системе об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, принято постановление N 617.
Условия допуска определены приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
Пунктом 1 Постановления N 617 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Товар, соответствующий потребности заказчика с кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 27.32 - "Провода и кабели электронные и электрические прочие", включен в перечень.
Пунктом 1 Приказа N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к данному приказу.
Аналогично в приложении N 1 к Приказу N 126н указан товар "Кабели и арматура кабельная", которому соответствует код ОКПД2 27.3.
Постановлением N 617, регламентирующим применение национального режима при осуществлении закупок отдельных видов промышленных товаров, определены порядок рассмотрения заявок участников закупок, сведения, являющиеся подтверждением страны происхождения товаров, а также информация, представляемая участником закупки в составе заявки на участие в закупке для целей подтверждения страны происхождения.
Пунктом 2 Постановления N 617 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением государств - членов Евразийского экономического союза (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), которая содержит предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
В случае если заявка не отклоняется в соответствии с ограничениями, установленными настоящим постановлением, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 3 Постановления N 617).
Пунктом 7 Постановления N 617 предусмотрено, что для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 данного закона.
В извещении о проведении электронного аукциона установлены ограничения и условия допуска иностранных товаров на основании Постановления N 617 и Приказа N 126н, соответственно.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным законом и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено таким законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 данного закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если данным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пунктом 9 Постановления N 617 установлено, что подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
Исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми могут быть отклонены заявки участников закупок, перечислен в части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе.
В силу пункта 4 указанной нормы при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 данного закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 такого закона).
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе:
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 такого закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Из представленных оператором электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" (вх. N 2606-ЭП/24 от 22.03.2024) заявок участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в аукционе, следует:
Идентификационный номер заявки участника закупки |
Наименование юридического лица/фамилия, имя, отчество физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя |
Страна происхождения товара, указанная в заявке на участие в закупке |
Номер(а) реестровой(ых) записи(ей) из реестра российской промышленной продукции/ евразийского реестра промышленных товаров |
515054 |
ООО "АНТЕ" |
Российская Федерация |
- |
523871 |
ИП Коробейников В.В. |
Российская Федерация |
- |
Из указанного можно заключить, что на участие в закупке были поданы две заявки, содержащие предложения о поставке промышленных товаров, страной происхождения в которых указана Российская Федерация, при этом ни одна из таких заявок во исполнение требования пункта 7 Постановления N 617 не включала информацию, подтверждающую страну происхождения отдельных видов промышленных товаров (номер реестровой записи).
В связи с тем, что основания для отклонения заявок участников закупки в соответствии с ограничениями, установленными Постановлением N 617, отсутствовали, применению подлежали исключительно условия допуска, регламентированные Приказом N 126н.
Таким образом, нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при рассмотрении заявок участников закупки в действиях комиссии по осуществлению закупок не подтверждены, в связи с чем жалоба предпринимателя признается необоснованной.
Однако Комиссией выявлено, что сформулированные заказчиком в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" порядок рассмотрения заявок участников закупок и сведения, являющиеся подтверждением страны происхождения товаров, нарушают требования пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе и Постановления N 617 (в ред. от 28.12.2023), поскольку были установлены в редакции, утратившей силу.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 указанной статьи:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пунктом 14 части 3 статьи 4 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено формирование и ведение в единой информационной системе в сфере закупок Каталога.
Частями 5 и 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 такого закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - Правила использования каталога товаров, работ, услуг, КТРУ, Каталог).
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, указанных в таком постановлении.
Объектом рассматриваемой закупки является провод СИП-4, в отношении которого заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона был определен код ОКПД2 27.32.13.199.
Сформированное с использованием официального сайта ЕИС извещение об осуществлении закупки содержало исключительно наименование товара "Провод СИП-4".
Полное описание товара, включая его характеристики, было представлено в электронном документе "Описание объекта закупки":
N п/п |
Наименование товара |
Код товара по КТРУ, по ОКПД2 |
Характеристики товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Страна происхождения |
1 |
Провод СИП-4 4х50 |
27.32.13.199 |
Количество жил: 4. Сечение одной жилы: 50 мм. Номинальное напряжение: 0,66/1 кВ. Материал проводника: алюминий. Материал изоляции: термопластичный светостабилизированный полиэтилен. |
м |
189 |
|
При этом Комиссией выявлены следующие нарушения:
4.1. С 01.10.2023 участникам при подаче заявки на участие в закупке предложение в отношении объекта закупки необходимо направлять в структурированной форме с использованием функционала электронной площадки.
Пунктом 31 Дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656, предусмотрено, что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. Такие характеристики размещаются оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте единой информационной системы) одновременно с размещением протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Следует отметить, что Положение о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 60 (далее - Положение), устанавливает разные способы размещения в ЕИС информации и документов, формируемых с использованием ЕИС и сформированных без ее использования. Следовательно, извещение об осуществлении закупки состоит из двух частей:
из информации, формируемой с использованием ЕИС путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС (информация в "структурированном виде") (часть 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, пункт 3 Положения);
из информации и документов, сформированных заказчиком самостоятельно без использования ЕИС (сформированных не в "структурированном виде") и которые включаются в извещение об осуществлении закупки путем приложения файла - электронного документа или образа бумажного документа (часть 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, пункт 4 Положения, пункт 2 формы, являющейся приложением к такому Положению).
При наличии в ЕИС позиции КТРУ, сформированной в отношении закупаемого товара, в извещении об осуществлении закупки с использованием ЕИС в "структурированном виде" указываются содержащаяся в такой позиции информация, а также дополнительная информация, дополнительные потребительские свойства (пункт 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, пункты 4 и 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).
При отсутствии в каталоге позиции, сформированной в отношении закупаемого товара, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе характеристики объекта закупки указываются в извещении об осуществлении закупки с использованием ЕИС также в "структурированном виде" (пункт 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, пункт 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).
Таким образом, в настоящее время существует два обязательных способа указания заказчиком характеристик товара в документах, формируемых при осуществлении закупки (данные выводы соответствуют позиции Минфина России, изложенной в письмах от 25.09.2023 N 24-03-09/90944, от 18.12.2023 N 24-01-10/122331, от 27.12.2023 N 24-03-08/126782).
В рассматриваемом случае отсутствие в извещении, сформированном посредством официального сайта ЕИС, характеристик товара в "структурированном виде" не позволило участникам в своей заявке на участие в закупке указать значения показателей в "структурированном виде", соответствующих закупаемому товару.
Одновременно в отсутствие характеристик закупаемого товара (в том числе в виде прикрепленного файла) комиссией по осуществлению закупок была признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки заявка участника с идентификационным номером 523871.
На основании указанного Комиссия признает в действиях ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области нарушение статьи 7, пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
4.2. Комиссией установлено, что товар, обусловленный потребностью заказчика, в КТРУ присутствует и представлен позицией 27.32.13.000-00000002 "Самонесущий изолированный провод для воздушных линий электропередачи на номинальное напряжение до 0,6/1 кВ включительно", имеющей соответствующее описание.
В информации о технических регламентах и стандартах раздела "справочная информация" позиции Каталога указан ГОСТ 31946-2012 "Межгосударственный стандарт. Провода самонесущие изолированные и защищенные для воздушных линий электропередачи. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 31946-2012).
Согласно определению, содержащемуся в пункте 3.1 ГОСТ 31946-2012, самонесущий изолированный провод представляет собой многожильный провод для воздушных линий электропередачи, содержащий изолированные жилы и несущий элемент, предназначенный для крепления или подвески провода и выполняющий функцию нулевого рабочего (N) или нулевого защитного (PE) или совмещенного нулевого рабочего и нулевого защитного проводников (PEN).
Из классификации, приведенной в пункте 4.1 ГОСТ 31946-2012, следует, что провода по назначению подразделяются на:
1) самонесущие изолированные провода - для воздушных линий электропередачи на напряжение до 0,6/1 кВ включительно;
2) защищенные провода - для воздушных линий электропередачи на напряжение 10 - 20 и 35 кВ.
Преимущественной областью применения проводов марки СИП-4 в силу положений табл. 9а пункта 10.3 ГОСТ 31946-2012 выступают магистральные воздушные линии электропередачи и линейные ответвления от них на номинальное напряжение до 0,6/1 кВ включительно.
Исходя из вышеуказанных положений государственного стандарта Комиссия приходит к выводу о том, что номинальное напряжение самонесущих изолированных проводов может составлять не более 0,6/1 кВ, в то время как описание объекта закупки для данной характеристики содержало значение, равное 0,66/1 кВ.
Аналогично требование о наличии какого вида сечения жил провода (вспомогательных токопроводящих, нулевой несущей или основной токопроводящей) указано заказчиком в описании объекта закупки определить невозможно. Более того, единицей измерения каждого из вида жил согласно ГОСТ 31946-2012 является мм2, а не определенная заказчиком единица - мм.
Таким образом, неприменение заказчиком позиции КТРУ и установление характеристик, отличных от предусмотренных такой позицией, а также положений государственного стандарта при описании объекта закупки нарушает часть 6 статьи 23, пункты 1 и 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе и Правила использования каталога товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу индивидуального предпринимателя Коробейникова Владимира Викторовича на действия Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Провод СИП-4" (извещение N 0352100011624000023).
2. Признать в действиях Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" нарушение статьи 7, части 6 статьи 23, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 и пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, Правил использования каталога товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, Постановления N 617.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" и оператору электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_"
"_" |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 26 марта 2024 г. N 055/06/106-282/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2024