Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - врио заместителя руководителя;
члены Комиссии: <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение МБОУ "Гимназия N83" о включении сведений об ООО ЧОП "Авангард" (ИНН 1834046420) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения запроса котировок "N зз-0016-05559-2024 Организация мероприятия по обеспечению безопасности" (номер извещения в ЕИС - 0813500000124001741, далее - Запрос котировок),
на заседании комиссии в присутствии:
представителя ООО ЧОП "Авангард" <_> (доверенность от 20.03.2024 N1/2024),
представителя МБОУ "Гимназия N83" (далее - Заказчик) посредством видеконференцсвязи <_> (доверенность от 15.03.2024 б/н),
в отсутствие представителей уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
16.02.2024 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 840 000,00 рублей.
26.02.2024 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.02.2024 NИЗК1 поступило четыре заявки на участие в Запросе котировок, победителем признано ООО ЧОП "Авангард".
29.02.2024 между ООО ЧОП "Авангард" и МБОУ "Гимназия N83" заключен контракт (далее - Контракт), согласно которому ООО ЧОП "Авангард" приняло на себя обязательство по организации мероприятия по обеспечению безопасности. Цена контракта 1 416 800,00 руб.
В связи с неисполнением Обществом условий контракта Заказчиком 01.03.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 1.2. Контракта срок исполнения контракта: с 01.03.2024 по 31.12.2024.
В соответствии с п. 2.1.1 Контракта Исполнитель обязан оказать услуги Заказчику лично согласно Спецификации и Техническому заданию.
Согласно п. 2.1.3 Контракта Исполнитель обязан предоставить Заказчику в течение 1 (одного) рабочего дня после заключения настоящего контракта список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов и лиц, указанных в части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", с указанием сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности в соответствии с Техническим заданием.
В соответствии с п. 5.1 Технического задания приложения N2 к Контракту до приемки объекта под физическую охрану Исполнитель должен:
- подготовить и согласовать с руководителем образовательной организации должностную инструкцию частного охранника на объекте охраны в соответствии с требованиями Приказа Росгвардии РФ от 19.10.2020 г. N 419 "Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны";
- утвердить график несения службы на объекте охраны и согласовать его с Заказчиком.
Согласно представленным в материалы дела документам и доказательствам, 01.03.2024-07.03.2024, 11.03.2024 предусмотренные Контрактом услуги Обществом фактически не оказывались, предусмотренные Контрактом документы и сведения также не были предоставлены, что подтверждается соответствующими актами о выявлении фактов нарушения охранных услуг, составленными Заказчиком. Указанные нарушения со стороны Общества не отрицаются.
Таким образом, Обществом неоднократно нарушались условия контракта.
06.03.2024 Общество направило в адрес Заказчика должностную инструкцию частного охранника, список сотрудников, допущенных для несения дежурства, график дежурств, утвержденный ООО ЧОП "Авангард", акт принятии объекта под охрану, а также положение о пропускном и внутри объектовом режиме (письмо от 06.03.2024 N36).
07.03.2024 Общество планировало приступить к охране учреждения, однако не было допущено Заказчиком к оказанию услуг.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами.
ООО ЧОП "Авангард" приняло на себя обязательство, которое должно быть выполнено.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО ЧОП "Авангард", выразившемся в следующем.
Предусмотренные п. 2.1.3 Контракта, п. 5.1 Технического задания документы не были представлены в срок:
- список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов, с указанием сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности в соответствии с Техническим заданием направлен 06.03.2024, т.е. спустя 5 дней после наступления регламентированного срока (1 рабочий день с даты заключения контракта - 01.03.2024);
- должностная инструкция частного охранника направлена 06.03.2024, т.е. спустя 5 дней после наступления регламентированного срока (до приемки объекта под физическую охрану - 01.03.2024);
- график несения службы на объекте охраны также направлен 06.03.2024, т.е. спустя 5 дней после наступления регламентированного срока (до приемки объекта под физическую охрану - 01.03.2024).
Кроме того, Обществом неоднократно нарушались условия контракта, о чем свидетельствуют составленные Заказчиком акты о выявлении фактов нарушения охранных услуг. Так, в период 01.03.2024-07.03.2024, а также 11.03.2024 сотрудники Общества не вышли на охрану объекта, чем неоднократно нарушили п. 1.2. Контракта, п. 2.1 Технического задания.
Кроме этого, оказываемые по Контракту услуги имеют социальную значимость, так как связаны с обеспечением безопасности в образовательном учреждении. Невыполнение обязательств по оказанию предусмотренных Контрактом услуг поставило под угрозу жизнь и безопасность учащихся, работников гимназии и имущества.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
То есть в рассматриваемом случае Общество предпочло не исполнять условия контракта, соответственно должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в случае расторжения контракта и рассмотрения обращения о включении в РНП.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО ЧОП "Авангард", так как Общество не предприняло мер, направленных на исполнение обязательств по Контракту, в то время как при должной осмотрительности должно было совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
Комиссия также отмечает, что халатное отношение Общества к исполнению контракта поставили под угрозу жизнь и здоровье учащихся образовательного учреждения (01.03.2024-07.03.2024, 11.03.2024 охрана образовательного учреждения не была обеспечена надлежащим образом). Заказчик был вынужден заключить прямой договор с другим охранным предприятием.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО ЧОП "Авангард" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО ЧОП "Авангард" (ИНН 1834046420) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения запроса котировок "N зз-0016-05559-2024 Организация мероприятия по обеспечению безопасности" (номер извещения в ЕИС - 0813500000124001741), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО ЧОП "Авангард" (ИНН 1834046420) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
12.03.2024 |
15.03.2024 |
13.03.2024 |
0 |
14.03.2024 |
21.03.2024 |
20.03.2024 |
0 |
25.03.2024 |
25.03.2024 |
0 |
0 |
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 20 марта 2024 г. N 018/06/104-199/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2024