Резолютивная часть решения объявлена 25.03.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27.03.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";
при участии представителей Комитета по управлению муниципальным имуществом, строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Тайшетского района (далее - Заказчик) "_";
при участии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Проект 2А" (далее - ООО "Проект 2А", Общество) "_",
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Проект 2А" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения закупки товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) "Выполнение комплекса работ по корректировке проектно-сметной документации: Раздел 5 Подраздел 1 "Система электроснабжения". - Раздел 5 Подраздел 2 "Система водоснабжения". - Раздел 5 Подраздел 3 "Система водоотведения", проектной документации объекта:, "Детское дошкольное образовательное учреждение на 120 мест, расположенное по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, г. Тайшет, ул. Зои Космодемьянской, д. 7" с загрузкой в личный кабинет ГАУ ИО "Ирэкспертиза" от имени заказчика и получением положительного заключения по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения", ИКЗ N 233383800087938150100100030000000414, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 18 марта 2024 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "Проект 2А" допущены существенные нарушения условий по муниципальному контракту N0602/01 на выполнение комплекса работ по корректировке проектно-сметной документации от 02 июня 2023 года, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об Обществе в Реестр.
ООО "Проект 2А" представлены письменные объяснения, в которых указано, что обществом предпринимались все меры для исполнения контракта, указанные действия, по мнению общества, подтверждают добросовестность при исполнении контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссия установила, что Заказчик на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N44-ФЗ заключил 02 июня 2023 года с ООО "Проект 2А" муниципальный контракт N0602/01 на выполнение комплекса работ по корректировке проектно-сметной документации.
Цена муниципального контракта составляет - 505 000 рублей 00 копеек.
В пункте 1.1 Контракта установлено, что Проектировщик обязуется выполнить для Заказчика комплекс работ по корректировке:
- Раздел 5 Подраздел 1 "Система электроснабжения".
- Раздел 5 Подраздел 2 "Система водоснабжения".
- Раздел 5 Подраздел 3 "Система водоотведения" проектной документации объекта: "Детское дошкольное образовательное учреждение на 120 мест, расположенное по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, г. Тайшет, ул. Зои Космодемьянской, д. 7" с загрузкой в личный кабинет ГАУ ИО "Ирэкспертиза" от имени заказчика и получением положительного заключения по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения (далее - Работы) в соответствии с Техническим заданием (ПриложениеN1), а Заказчик обязуется принять результат Работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Пунктом 3.3 Контракта предусмотрены, следующие сроки выполнения работ: срок выполнения работ по Контракту - до 31.12.2023 года.
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Контракта Обществу необходимо было в срок до 31 декабря 2023 года выполнить для Заказчика комплекс работ по корректировке проектной документации с загрузкой в личный кабинет ГАУ ИО "Ирэкспертиза" от имени заказчика и получением положительного заключения по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения.
Пунктом 4.5 Контракта установлено, что Заказчик в течение 20 рабочих дней со дня получения от Проектировщика документа о приемки выполненных работ обязан направить Проектировщику один экземпляр подписанного документа о приемке выполненных работ либо мотивированный отказ от приемки выполненных Работ, в котором должны быть указаны выявленные Заказчиком недостатки. Заказчик вправе предоставить Проектировщику срок для устранения таких недостатков. Мотивированный отказ направляется в порядке, предусмотренном п. 10.1 настоящего Контракта.
26 июля 2023 года между ГАУИО "Ирэкспертиза" и Заказчиком заключен контракт N0475Д- 23/Г38-0068757/42-14/ПиД/п на оказание экспертных услуг по проведению повторной государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий Объекта.
В соответствии с пунктом 3.1. контракта N0475Д-23/Г38-0068757/42-14/ПиД/п плата за оказание услуг составляет 328 289,46 (Триста двадцать восемь тысяч двести восемьдесят девять) рублей 46 копеек, в том числе НДС 20%.
Согласно пункту 3.2. контракта N0475Д-23/Г38-0068757/42-14/ПиД/п плата за оказание услуг Исполнителю производится Заказчиком безналичным путем в размере 100% на основании выставленного счета, не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты подписания контракта.
Пунктом 4.1. контракта предусмотрено, что государственная экспертиза проектной документации начинается с момента подписания Контракта обеими Сторонами.
Комиссия Иркутского УФАС России исследовав представленные документы, установила следующее.
29 декабря 2023 года ООО "Проект 2А" получило положительное заключение государственной экспертизы, по результатам которой в Едином государственном реестре заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ) включены сведения о положительном заключении N 38- 1-1-3-083800-2023 от 29.12.2023.
03 января 2024 года ООО "Проект 2А" предоставило в распоряжение Заказчика разработанную по Контракту документацию, направив письмо по электронной почте, которое содержало интернет-ссылку на размещенную в сети Интернет документацию. Документация по Контракту, а также положительное заключение госэкспертизы N38-1-1-3-083800-2023 от 29.12.2023, которые были предоставлены Заказчиком в Службу Государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, что подтверждается актом проверки N783с/23 от 10 января 2024 года, в котором содержатся ссылки на разработанную ООО "Проект 2А" документацию и заключение госэкспертизы.
12 февраля 2024 года ООО "Проект 2А" повторно направило в адрес Заказчика по электронной почте письмо исх. 014/01-2024 в котором Общество направило акт сдачи-приемки работ по Контракту и интернет-ссылку на размещенную в сети Интернет документацию.
14 марта 2024 года Общество направляет в адрес Заказчика письмо исх. 018/01-2024, в котором направляет Заказчику документы о приемке от 14 марта 2024 года к муниципальному контракту N 0602/01 от 02.06.2023 г по корректировке: раздела 5 подраздел 1 "Система электроснабжения", раздела 5 подраздел 2 "Система водоснабжения", раздела 5 подраздел 3 "Система водоотведения" проектной документации объекта: "Детское дошкольное образовательное учреждение на 120 мест, расположенное по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, г. Тайшет, ул. Зои Космодемьянской, д. 7" - 2 экз.; накладную N 0602/01 от 14.03.2024 г. - 2 экз., счет на оплату от 14 марта 2024 г.
Согласно пункту 4.2 Контракта по завершению работ, Проектировщик передает по накладной Заказчику комплект проектной документации (раздела 5 подраздел 1 "Система электроснабжения", раздела 5 подраздел 2 "Система водоснабжения", раздела 5 подраздел 3 "Система водоотведения"), откорректированные по замечаниям ГАУИО "ИРЭКСПЕРТИЗА":
- 4 (четыре) экземпляра в сброшюрованном виде;
- 1 (один) экземпляр в электронном виде (электронный формат pdf, Excel, Word).
Кроме того, Проектировщик направляет Заказчику следующие документы:
- накладную, отражающую состав и комплектность направленной документации;
- документ о приемки выполненных работ (с указанием на номер и дату соответствующей накладной);
- Счет на оплату выполненных работ.
В нарушение условий контракта ООО "Проект 2А" представило Заказчику документы, предусмотренные пунктом 4.2 Контракта только 15 марта 2024 года.
15 марта 2024 года Заказчик направляет в адрес Общества претензию исх. 852/03 в которой указывает, что в нарушение условий контракта Общество представило результат своей деятельности только 15.03.2024 года. Соответственно нарушены сроки предоставления документов согласно пункта 4.2. Контракта, данный факт лишает возможности Заказчика передать на рассмотрение эксперта с целью проверки результата работы Проектировщика.
В связи с тем, что ООО "Проект 2А" не в полном объеме исполняло условия заключенного Контракта, Заказчиком 04 марта 2024 года было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заключенного по результатам проведения закупки у единственного поставщика по пункту 4 части 1 статьи 93 "Выполнение комплекса работ по корректировке проектно-сметной документации: Раздел 5 Подраздел 1 "Система электроснабжения". - Раздел 5 Подраздел 2 "Система водоснабжения". - Раздел 5 Подраздел 3 "Система водоотведения", проектной документации объекта:, "Детское дошкольное образовательное учреждение на 120 мест, расположенное по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, г. Тайшет, ул. Зои Космодемьянской, д. 7" с загрузкой в личный кабинет ГАУ ИО "Ирэкспертиза" от имени заказчика и получением положительного заключения по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения", ИКЗ N 233383800087938150100100030000000414.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 8.3 Контракта предусмотрено, что Контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон; в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта; по решению суда.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Исходя из положений части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требования закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствиями с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был, расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеназванного 04 марта 2024 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с существенным нарушением условий Контракта ООО "Проект 2" обязательств по Контракту.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.2 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Частью 12.2 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
04 марта 2024 года решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в адрес Общества, указанного в контракте (664075, город Иркутск, улица Байкальская, дом 247, квартира 74), посредством СДЭК с уведомлением о вручении.
В соответствии с данными отправлений 04 марта 2024 года (идентификатор: 1527869689) Заказчиком получена информации о вручении письма Обществом.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 15 марта 2024 года.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
Однако, до вступления решения в силу ООО "Проект 2" не выполнены условия, предусмотренные Контрактом.
Вместе с тем, Комиссия Иркутского УФАС России не усматривает в действиях Общества виновное бездействие, умысла уклониться от исполнения обязательств по Контракту, о чем свидетельствует, в том числе предоставление документов о приемке от 14 марта 2024 года к муниципальному контракту N 0602/01 от 02.06.2023 г по корректировке: раздела 5 подраздел 1 "Система электроснабжения", раздела 5 подраздел 2 "Система водоснабжения", раздела 5 подраздел 3 "Система водоотведения" проектной документации объекта: "Детское дошкольное образовательное учреждение на 120 мест, расположенное по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, г. Тайшет, ул. Зои Космодемьянской, д. 7" - 2 экз.; накладной N 0602/01 от 14.03.2024 г. - 2 экз., счета на оплату от 14 марта 2024 г. в адрес Заказчика - 15 марта 2024 года.
Исходя из представленных материалов Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что между Заказчиком и Обществом велась переписка, из которой также следует, что Обществом работы по корректировке проектной документации велись и исполнялись, что подтверждается полученным положительным заключением N38-1-1-3-083800-2023 от 29.12.2023 г. следовательно, в действиях Общества отсутствует вина, а также недобросовестное поведение.
Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Общества отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине ООО "Проект 2".
Напротив, представленные в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Общества на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях ООО "Проект 2" недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения контракта.
Также, Комиссией установлено, что 15 марта 2024 года Заказчик направляет в адрес Общества претензию исх. 852/03 в которой указывает, что в нарушение условий контракта Общество представило результат своей деятельности только 15.03.2024 года. Соответственно нарушены сроки предоставления документов согласно пункта 4.2. Контракта, данный факт лишает возможности Заказчика передать на рассмотрение эксперта с целью проверки результата работы Проектировщика.
При этом, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Заказчиком 04 марта 2024 года.
Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Заказчиком ранее выявленных и установленных замечаний Заказчиком в претензии от 15 марта 2024 года.
При вышеизложенных обстоятельствах, вины ООО "Проект 2", выразившейся в намеренном неисполнении условий Контракта, Комиссий не установлено.
Кроме того, пунктом 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Таким образом, в силу статьи 99 Федерального закона N44-ФЗ рассмотрение вопросов, связанных с определением соответствия результатов оказанных услуг условиям контракта не входит в полномочия ФАС России и ее территориальных органов.
Кроме того, Комиссия считает, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении Общества, а указывают на наличие гражданско-правового спора у сторон Контракта, возникшего при его исполнении.
При этом, с момента заключения контракта между его сторонами возникают гражданско-правовые отношения, оценку которым антимонопольный орган в рамках рассмотрения одностороннего отказа Заказчика либо Общества от исполнения контракта в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков давать не вправе.
Исходя из вышеизложенного, обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон, а их исследование со стороны антимонопольного органа подменяло бы компетенцию суда.
Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого Контракта, может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора, по итогам рассмотрения, которого могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в статье 104 Федерального закона N44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N1078) определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Федеральный закон N44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позволяют продлевать сроки рассмотрения таких обращений.
Из толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным судом Российской Федерации, следует, что при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченному органу фактически необходимо исследовать текущее состояние и историю гражданских правоотношений между заказчиком и участником закупки, дать правовую оценку не только их действиям (бездействию), выявить последствия таких действий (бездействия), но также проанализировать качество результатов исполнения своих обязательств и влияние внешних факторов на процесс исполнения контракта.
Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
По смыслу статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом, ни Федеральный закон N44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ N1078 не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Как указывает Арбитражный суд Московского округа в своем Постановлении от 08.06.2017 NФ05-4878/2017 по делу NА40-157217/2016 основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта.
Аналогичные признаки недобросовестности отражены в Постановлении ФАС Московского округа от 23.08.2011 г. по делу NА40-6025/11-147-67, Постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 г. по делу NА40-174348/14, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 22.04.2016 г. по делу NА49-6535/2015, Постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 г. по делу NА40-228354/15, Постановлении Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 22.02.2018 г. по делу NА58-8083/2017.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П, Определения от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О). Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказов.
В частности, на основании части 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целями охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от исполнения условий контракта антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе либо наличием решения заказчика об одностороннем расторжении контракта, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины поставщика (подрядчика, исполнителя), правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта.
Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), то есть размещение сведений об участнике размещения закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки выявит обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий участника на несоблюдение условий контракта.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков ООО "Проект 2" при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "Проект 2", объективно оценить достоверность доводов Заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к ненадлежащему исполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в отношении ООО "Проект 2", а также сведений в отношении учредителя, единоличного исполнительного органа ООО "Проект 2" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Проект 2" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения об учредителях Общества с ограниченной ответственностью "Проект 2" ("_"); лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Проект 2" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 27 марта 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2024