Резолютивная часть решения оглашена 20 марта 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 22 марта 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" (далее - ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Челябинской области, заказчик) о включении Индивидуального предпринимателя Вишняковой Елены Анатольевны (далее - ИП Вишнякова Е.А., участник закупки, победитель запроса котировок) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания штаба колонии, КПП (работы кровельные) (извещение N0369100006024000001) (далее - запрос котировок, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Челябинской области старшего юрисконсульта Криволаповой Ольги Васильевны, начальника отдела технического контроля центра трудовой адаптации осужденных Ледовских Светланы Алексеевны, начальника отдела коммунально-бытового обеспечения Иванова Евгения Владимировича, действующих на основании доверенностей N 76/54/3-11 от 09.01.2024; N 74/54/3-13 от 18.03.2023, N 76/54/3-14 от 18.03.2023;
- представителя ИП Вишняковой Е.А. Багдасарова Константина Георгиевича, действующего на основании доверенности б/н от 15.03.2024.
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) 14.03.2023 поступило обращение ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Челябинской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП Вишнякова Е.А. в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания штаба колонии, КПП (работы кровельные) (извещение N0369100006024000001).
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме для закупки N 0369100006024000001 опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 28.02.2024 в 17:30.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 255 043,50 рублей.
Протокол N 1 подведения итогов определения подрядчика запроса котировок в электронной форме N 1-2024 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли штаба колонии, КПП (работы кровельные) для нужд ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Челябинской области от 11.03.2024.
Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 14.03.2024.
Согласно материалам дела, на участие в закупке поступило 3 заявки, первый порядковый номер согласно протоколу подведения итогов от 11.03.2024 присвоен участнику с идентификационным номером 116052531 (ИП Вишнякова Е.А.). Заказчиком сформирован с использованием единой информационной системы и размещен в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) проект контракта 12.03.2024. Проект контракта участником закупки в срок до 23:59 13.03.2024 не подписан.
Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 14.03.2024 опубликован заказчиком 14.03.2024.
Как следует из пояснений представителя ИП Вишняковой Е.А. индивидуальный предприниматель не имел намерения уклоняться от подписания контракта. В силу личных обстоятельств вынужден был улететь в г. Москву, где ноутбук вышел из строя и потребовался ремонт на его восстановление. Работоспособность ноутбука восстановлена 14.03.2024. Участник закупки имеет опыт исполнения 4 аналогичных контрактов с 2023 года.
Изучив представленные сторонами документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры определен статьей 51 Закона о контрактной системе.
Так, в силу части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Особенность заключения контракта по результатам проведения электронного запроса котировок определена частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе и заключается в следующем:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, не допускается.
Проект контракта размещен заказчиком 12.03.2024.
Регламентированный срок подписания контракта участником 13.03.2024 23:59.
Необходимо отметить, что ИП Вишнякова Е.А. контракт не подписал.
Документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" получен от электронной площадки http://www.rts-tender.ru 14.03.2024 00:01 (МСК).
ИП Вишнякова Е.А. признан уклонившимся от заключения контракта протоколом от 14.03.2024. В ЕИС протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта размещен 14.03.2024.
Комиссия антимонопольного органа отмечает действия ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Челябинской области по признанию ИП Вишняковой Е.А. уклонившимся от заключения контракта надлежащим исполнением требований законодательства о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки обязательств, принятых на себя в рамках контрактной системы.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения индивидуального предпринимателя в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
В материалы дела представителем ИП Вишняковой Е.А. представлены: посадочные талоны Челябинск-Москва от 11.03.2024, Москва-Челябинск от 15.03.2024; квитанция о приеме в ремонт N 13/03-24 от 13.03.2024; платежное поручение N 5 от 13.03.2024 (о перечислении обеспечения исполнения контракта в размере 51750 рублей), товарный чек N 13/03-24 от 14.04.2024, письмо заказчику от 15.03.2024 (с принесенными извинениями по поводу сложившейся ситуации, с просьбой рассмотреть возможность заключения контракта за пределами срока, установленного законодательством о контрактной системе для заключения контракта). Согласно сведениям, представленным заказчиком, на лицевой счет "Средства во временном распоряжении" ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Челябинской области внесены денежные средства ИП Вишняковой Е.А. в счет обеспечения исполнения контракта.
Комиссия в рассматриваемой закупке не усматривает намерение участника запроса котировок ИП Вишняковой Е.А. уклониться от заключения контракта. Так, индивидуальный предприниматель осуществил попытку обеспечить исполнение контракта, письмом уведомил заказчика о нарушении срока, установленного для подписания контракта.
Принимая во внимание указанные факты и совокупности обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Челябинской области в отношении ИП Вишняковой Е.А. (ИНН 400705268368) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеевой
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 марта 2024 г. N 074/10/104-560/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2024