Резолютивная часть решения оглашена 21 марта 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 25 марта 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Областного государственного казенного учреждения "Центр экологического мониторинга Челябинской области" (далее - ОГКУ "ЦЭМ", заказчик) о включении Общества с ограниченной ответственностью "ТОП ГРУТ" (далее - ООО "ТОП ГРУТ", Общество, участник закупки, победитель электронного аукциона, поставщик), участника, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО "ТОП ГРУТ" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на приобретение системы автоматического пробоотбора аэрозольных частиц, находящихся в атмосферном воздухе (извещение N 0869200000224001151) (далее - аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Областного государственного казенного учреждения "Центр экологического мониторинга Челябинской области" (далее - ОГКУ "ЦЭМ", заказчик) Леоновой Татьяны Валерьевны, Гридиной Айгуль Ниязгуловны (член комиссии по осуществлению закупок), действующих на основании доверенностей N 1, 2 от 15.01.2024;
- в отсутствие представителя ООО "ТОП ГРУТ", уведомленного о времени и месте надлежащим образом. Телеграмма, направленная в адрес Общества вернулась с отметкой: "ПОДАННАЯ ВАМИ ТЕЛЕГРАММА 15/03 МОСКВА УЛ АКАДЕМИКА ПОНТРЯГИНА Д 21 К 1 ПОМЕЩ 2/1 ООО ТОП ГРУТ ГЕНЕРАЛЬНОМУ ДИРЕКТОРУ УЧАСТНИКУ МУСАВИРШОЕВУ МП ДОСТАВЛЕНА, НЕ ВРУЧЕНА. ПО УКАЗАННОМУ АДРЕСУ ТАКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НЕТ",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) 14.03.2024 поступило обращение ОГКУ "ЦЭМ" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ТОП ГРУТ" в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на приобретение системы автоматического пробоотбора аэрозольных частиц, находящихся в атмосферном воздухе (извещение N 0869200000224001151).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 20.02.2024 в 13:49.
Закупка осуществлялась в рамках национального проекта "Экология", федерального проекта "Чистый воздух" - G4.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 977 588,50 рублей.
Протокол подачи ценовых предложений от 28.02.2024.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 24,8 %.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0869200000224001151 от 01.03.2024.
На основании пункта 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся в связи с тем, что членами комиссии по осуществлению закупок принято решение о соответствии требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, только одной заявки на участие в ней.
Акт о признании победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта от 14.03.2024.
Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 14.03.2024.
Согласно материалам дела, на участие в закупке поступили 3 заявки. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) соответствующей требованиям извещения о закупке признана одна заявка (участник закупки с идентификационным номером 115984877 - ООО "ТОП ГРУТ"). Заказчиком сформирован с использованием единой информационной системы и размещен в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) проект контракта 04.03.2024.
Участником закупки (ООО "ТОП ГРУТ") в срок до 23:59 12.03.2024 контракт не подписан, обеспечение исполнения контракта не представлено. Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 14.03.2024 опубликован 14.03.2024.
ООО "ТОП ГРУТ" в материалы дела заявлений, ходатайств не представлено.
Изучив представленные заказчиком документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры определен статьей 51 Закона о контрактной системе.
Так, в силу части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе;
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе: а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки; б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе определено, что исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
В силу части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта (часть 5 статьи 96 Закона о контрактной системе).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0869200000224001151 от 01.03.2024 по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем признан участник закупки идентификационный N 115984877.
Проект контракта размещен заказчиком 04.03.2024.
Регламентированный срок подписания контракта участником закупки 12.03.2023 23:59.
Победителем электронного аукциона проект контракта не подписан, обеспечение исполнения контракта не представлено.
Заказчиком 14.03.2023 составлен акт о признании победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта.
Участник закупки также признан уклонившимся от заключения контракта протоколом признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 14.03.2024. В ЕИС протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта размещен 14.03.2024.
Таким образом, основания для признания ОГКУ "ЦЭМ" победителя электронного аукциона ООО "ТОП ГРУТ" уклонившимся от заключения контракта были (в срок до 23:59 12.03.2024 контракт не подписан), но заказчик признал участника закупки уклонившимся от заключения контракта с нарушением срока, установленного пунктом 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица заказчик могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.
Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым отметить, что заказчиком в материалы дела представлено сформированное посредством электронной почты письмо Общества о невозможности подписать контракт до отмены приостановки определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки обязательств, принятых на себя в рамках контрактной системы.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. При проведении электронных процедур такое приостановление (в случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется контрольным органом в сфере закупок с использованием единой информационной системы в сфере закупок при размещении информации в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.
Необходимо отметить, что в Челябинское УФАС России 05.03.2024 поступила жалоба одного из участников закупки, чьи заявки отклонены комиссией по осуществлению закупки, на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на приобретение системы автоматического пробоотбора аэрозольных частиц, находящихся в атмосферном воздухе (извещение N 0869200000224001151). Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта приостановлено 05.03.2024. Отменена приостановка определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта, сведения о результатах рассмотрения размещены, результат контроля передан на электронную площадку - 18.03.2024.
Принимая во внимание, что в срок, установленный Законом о контрактной системе для подписания контракта, направленного заказчиком Обществу, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта было приостановлено, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении победителя рассматриваемого электронного аукциона в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также, учитывая допущенное заказчиком нарушение в части признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта, выдать предписание ОГКУ "ЦЭМ" о направлении проекта контракта победителю электронного аукциона и осуществлении действий, направленных на заключение контракта по результатам закупки.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные ОГКУ "ЦЭМ" в отношении ООО "ТОП ГРУТ" (ИНН 7708425356), его участников и генерального директора в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 марта 2024 г. N 074/10/104-565/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2024