Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгово-сервисная компания "Новатор" (далее - ООО "ТСК "Новатор", общество, заявитель) на действия департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и его комиссии по осуществлению закупок (далее - ДКС Администрации г. Омска, уполномоченный орган, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки путем запроса котировок в электронной форме "Поставка измельчителя веток (Реестровый номер 51.0280.24)" (извещение N 0152300011924000269) (далее - электронный запрос котировок) для нужд бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (далее - БУ г. Омска "УДХБ", заказчик)
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
общества - Сотниковой Анастасии Юрьевны (доверенность N Д 29/03/01 от 29.03.2024),
заказчика - Хаванцевой Ольги Владимировны (доверенность N 134 от 19.09.2023), Куц Александра Сергеевича (доверенность N 53 от 02.04.2024),
уполномоченного органа - Шевченко Станислава Сергеевича (доверенность N 3 от 26.06.2023),
а также при участии слушателя со стороны уполномоченного органа - Алешкиной Марины Валерьевны
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 2729-ЭП/24 от 27.03.2024) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного запроса котировок следует, что 14.03.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 5580000 руб.
15.03.2024 размещалось изменение извещения об осуществлении закупки.
Размещенный 26.03.2024 протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о том, что электронный запрос котировок признан несостоявшимся в связи с тем, что комиссией по осуществлению закупок принято решение об отклонении единственной поданной на участие в закупке заявки.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и направленных объяснений уполномоченного органа и заказчика, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
По мнению общества, поданная для целей участия в закупке заявка комиссией по осуществлению закупок была отклонена неправомерно.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на то, что представленная в заявке выписка из реестра российской промышленной продукции полностью соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616) и положениям извещения об осуществлении закупки.
28.03.2024 Омским УФАС России в целях всесторонней и объективной проверки, формирования выводов о наличии/отсутствии в действиях субъектов контроля нарушений Федерального закона о контрактной системе был направлен (исх. N ТШ/1820/24) запрос о представлении:
- ДКС Администрации г. Омска объяснений по доводам жалобы с приложением документальных доказательств, а также пояснений в части выполнения положений статьи 12 главы 3 Решения Омского городского Совета от 29.01.2014 N 213 "О порядке взаимодействия муниципальных заказчиков и бюджетных учреждений города Омска с уполномоченным органом на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков и бюджетных учреждений города Омска" (далее - Решение Омского городского Совета от 29.01.2014 N 213), в том числе сведения о возвращении заявки заказчику с приложением документальных доказательств (при наличии);
- БУ г. Омска "УДХБ" доказательств того, что как минимум два товара разных производителей соответствуют требованиям описания объекта закупки, в том числе с учетом установленных в извещении об осуществлении закупки запретов на допуск товаров, происходящих из иностранных государств.
Уполномоченным органом в соответствии с направленным запросом были представлены объяснения (вх. N 2900-ЭП/24 от 02.04.2024), из которых следует, что нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок при отклонении заявки общества отсутствуют.
Кроме того, согласно объяснениям в рамках полномочий, предоставленных Решением Омского городского Совета от 29.01.2014 N 213, департаментом по итогам проведения экспертизы направленных документов в муниципальной информационной системе "Закупки города Омска" (далее - МИС) заявка заказчика на размещение закупки 11.03.2024 возвращалась на доработку, в том числе по причине необходимости уточнения о наличии двух производителей товара с заявленным характеристиками в реестрах, используемых для целей применения Постановления N 616. В подтверждение указанных действий представлен скриншот страницы МИС.
В ответ на замечания ДКС Администрации г. Омска заказчиком 13.03.2024 подготовлено письмо (исх. N Вн-УДХБ/475), которое свидетельствует о том, что проверить наличие на действующем рынке товара с характеристиками, соответствующими потребностям заказчика минимум, чем у двух производителей, не представляется возможным, так как в реестре российской промышленной продукции зарегистрирован один производитель (реестровый номер продукции 2729\2\2023), в евразийском реестре промышленных товаров информация отсутствует.
Содержание представленных в Омское УФАС России объяснений заказчика (вх. N 2911-ЭП/24 от 02.04.2024) сводится к тому, что при формировании объекта закупки были учтены коммерческие предложения не менее трех поставщиков, способных поставить товар, с учетом Постановления N 616 и реестров промышленных товаров.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их комиссии по осуществлению закупок должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
Вместе с тем реализация обозначенного выше принципа контрактной системы в сфере закупок не должна умалять развитие добросовестной конкуренции, нивелировать принцип обеспечения конкуренции.
Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям такого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 указанной статьи использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пунктом 14 части 3 статьи 4 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено формирование и ведение в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу частей 5 и 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 такого закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктами 1 и 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим законом, должно содержать в виде электронных документов:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего закона,
- проект контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - Правила использования каталога товаров, работ, услуг, КТРУ, Каталог).
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, указанных в таком постановлении.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка измельчителя веток, в отношении которого заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона был определен код КТРУ 28.30.86.110-00000004 (измельчитель веток).
В справочной информации к коду Каталога указано, что применение позиции соотносится с такими кодами по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и товарами, как:
28.92.40.129: Дробилки прочие, не включенные в другие группировки;
28.30.86.120: Оборудование для садоводства, не включенное в другие группировки;
28.30.86.110: Оборудование для сельского хозяйства, не включенное в другие группировки.
Характеристики закупаемого товара были определены в извещении, сформированном как с использованием официального сайта ЕИС, так и представлены в электронном документе "Описание объекта закупки".
Частями 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанных положений Федерального закона о контрактной системе о запрете на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, принято постановление N 616.
Пунктом 1 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
Так, в позицию 61 перечня включен код ОКПД2 28.30 с товаром "Машины и оборудование для сельского и лесного хозяйства".
Названный перечень также содержит код 29.20.23.190 для товара "Прицепы и полуприцепы прочие, не включенные в другие группировки" (позиция 117).
Постановлением N 616, регламентирующим применение национального режима при осуществлении закупок промышленных товаров, определены порядок рассмотрения заявок участников закупок, сведения, являющиеся подтверждением страны происхождения товаров, а также информация, представляемая участником закупки в составе заявки на участие в закупке для целей подтверждения страны происхождения.
Пунктом 6 Постановления N 616 установлено, что в целях реализации настоящего постановления:
а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции);
б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).
Пунктом 7 Постановления N 616 предусмотрено, что основанием для включения продукции в реестр российской промышленной продукции является заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий), указанное заключение содержит информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий), выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 719).
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 данного закона.
В извещении о проведении электронного запроса котировок был установлен соответствующий запрет на допуск иностранных товаров на основании Постановления N 616.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным законом и инструкцию по ее заполнению.
Аналогичные приведенным выше требования о порядке подтверждения производства промышленной продукции были указаны в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению" извещения.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено таким законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 данного закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если данным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пункт 10 Постановления N 616 устанавливает, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено Постановлением N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт;
в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
В случае представления участником закупки в составе заявки информации из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров без указания совокупного количества баллов, указанного в абзацах втором и третьем настоящего пункта, или с указанием такого совокупного количества баллов, не соответствующего требованиям, установленным для целей осуществления закупок Постановлением N 719 или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 соответственно, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств.
Исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми могут быть отклонены заявки участников закупок, перечислен в части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе.
В силу пункта 5 указанной нормы непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного запроса котировок предусмотрен статьей 50 Федерального закона о контрактной системе.
На основании части 3 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 или 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Из представленной оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 2780-ЭП/24 от 29.03.2024) информации следует, что участником закупки с идентификационным номером заявки 116131027 (ООО ТСК "Новатор") был предложен товар, для подтверждения производства которого на территории Российской Федерации и в целях реализации Постановления N 616 была представлена выписка из реестра российской промышленной продукции (реестровый номер 10216090, исторический реестровый номер 2729\2\2023) .
Данная выписка, сформированная с использованием реестра российской промышленной продукции, размещенного на официальном сайте ГИСП в сети интернет по адресу: https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/, свидетельствует о следующем:
Наименование производимой промышленной продукции |
Код промышленной продукции по ОК0342014 (ОКПД2) |
Код промышленной продукции по ТНВЭДЕАЭС |
Информация о соответствии количества баллов достаточного для целей закупок промышленной продукции |
Прицепной измельчитель ТОРНАДО М350 |
29.20.23.190 |
8716 40 000 0 |
Соответствует |
Информация о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации таких операций (условий): 47
Процентный показатель совокупного количества баллов от максимально возможного количества баллов: 59 %
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.03.2024 N 0152300011924000269 заявка общества была отклонена со следующим обоснованием принятого комиссией по осуществлению закупок решения:
"на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ, непредставление информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона и установленных в соответствии со статьей 14 Федерального закона 44-ФЗ в подпункте 1.3 пункта 1 электронного документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению" извещения об осуществлении закупки: в составе заявки на участие в закупке по позиции N 1 "Измельчитель веток" участником не указаны (не продекларированы):
- в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 719) (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий);
- в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (далее - решение Совета Евразийской экономической комиссии N 105) (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий), установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
В составе заявки участником закупки приложена выписка из реестра российской промышленной продукции с реестровым номером N 10216090 (исторический реестровый номер N 2729\2\2023) от 18.03.2024, в соответствии с которой в отношении предлагаемого к поставке товара (Прицепной измельчитель ТОРНАДО М350) процентный показатель совокупного количества баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации от максимально возможного количества баллов составляет 59 %, однако, согласно примечанию 13 к приложению к Постановлению N 719, при производстве соответствующей продукции с 1 января 2024 должны выполняться технологические операции (условия), обеспечивающие достижение 70 процентного показателя совокупного количества баллов от максимально возможного количества баллов для соответствующей продукции.
В силу абзаца 4 пункта 10 Постановления N 616, в случае представления участником закупки в составе заявки информации из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров с указанием совокупного количества баллов, не соответствующего требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 соответственно, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, и подлежит отклонению".
Таким образом, по мнению комиссии по осуществлению закупок, участником при подаче заявки не была продекларирована запись из какого-либо реестра, используемого для целей применения Постановления N 616, с одновременным предоставлением информации о совокупном количестве баллов в соответствии с Постановлением N 719.
Приложением к Постановлению N 719 определены требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции произведенной на территории Российской Федерации.
Уполномоченный орган согласно объяснениям, данным на заседании Комиссии, при установлении в извещении об осуществлении закупки запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, руководствовался позицией 61 перечня Постановления N 616 с кодом ОКПД2 28.30 ("Машины и оборудование для сельского и лесного хозяйства").
Также при проверке наличия присвоения товару, предложенному заявителем к поставке, необходимого количества баллов ДКС Администрации г. Омска исходил из пункта 13 примечания к приложению Постановления N 719, согласно которому для целей осуществления закупок продукции (прицепы и полуприцепы самозагружающиеся или саморазгружающиеся для сельского хозяйства; прицепы и полуприцепы прочие; осевые агрегаты прицепов, полуприцепов и прицепной сельскохозяйственной техники) для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках Федерального закона о контрактной системе и получения мер государственной поддержки, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в отношении производства и реализации соответствующей продукции, предусматривающих в качестве требования наличие заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданного в соответствии с настоящим постановлением (за исключением постановления Правительства Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 31 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним на компенсацию части производственных затрат"), при производстве соответствующей продукции должны выполняться технологические операции (условия), предусмотренные разделом III настоящего приложения в отношении соответствующей продукции, обеспечивающие достижение следующих процентных показателей совокупного количества баллов от максимально возможного количества баллов для соответствующей продукции, с которыми дополнительно суммируются полученные баллы за осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на территории Российской Федерации:
до 31 декабря 2021 г. - 30 процентов;
с 1 января 2022 г. - 50 процентов;
с 1 января 2024 г. - 70 процентов;
с 1 января 2026 г. - 80 процентов.
Комиссия при оценке правомерности принятого уполномоченным органом решения и в рамках проведения внеплановой проверки в части определенного заказчиком описания объекта закупки руководствовалась следующим.
Из пояснений представителя заказчика следовало, что фактически осуществлялась закупка транспортного средства (прицепа), о чем свидетельствуют также положения проекта контракта.
Так, на основании пункта 3.1.10 электронного документа "проект контракта" поставщик на момент поставки товара обязан передать заказчику следующий пакет документов:
- инструкцию оператора по безопасной эксплуатации и обслуживанию;
- каталог запасных частей;
- руководство по эксплуатации дизельного двигателя;
- журнал технического обслуживания и ремонта;
- выписку из электронного паспорта транспортного средства;
- ОТТС на поставляемый товар.
Кроме того, в силу пункта 6.2 проекта контракта качество и безопасность товара должны соответствовать требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации, требованиям Технического регламента Таможенного союза утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 9.12.2011 N 877 ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", настоящим контрактом.
Таким образом, при описании объекта закупки, установлении запрета на допуск промышленных товаров, а также при применении порядка рассмотрения заявок участников закупки заказчику и уполномоченному органу необходимо было руководствоваться самим наименованием и назначением закупаемого товара (т.е. прицепа), которому соответствует позиция 117 перечня Постановления N 616 "Прицепы и полуприцепы прочие, не включенные в другие группировки".
По этой причине следует признать необоснованным использование при описании объекта закупки позиции КТРУ 28.30.86.110-00000004, наименование и описание характеристик в содержании которой фактическим нуждам заказчика не соответствует.
Здесь Комиссия также учитывает, что надлежащим исполнением требований Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки, в настоящем случае также с учетом установленного в извещении запрета на допуск иностранных товаров.
В свою очередь, БУ г. Омска "УДХБ" не было достоверно подтверждено, что как минимум два товара соответствуют определенным требованиям, и информация о которых содержится в реестре российской промышленной продукции либо евразийском реестре промышленных товаров, что указывает на несоблюдение заказчиком положений Федерального закона о контрактной системе, а его действия признаются ограничивающими конкуренцию, в том числе приводящими к необоснованному ограничению числу участников закупки.
Таким образом, заказчиком при описании объекта закупки были нарушены положения статьи 8, части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, Правил использования каталога товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145.
Комиссия также не может признать надлежащими и действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа.
При этом Комиссией установлено, что приложение к Постановлению N 719 для укрупненного кода ОКПД2 28.30 "Машины и оборудование для сельского и лесного хозяйства" товар с наименованием, необходимым заказчику (то есть установленным в извещении об осуществлении закупки), не содержит.
Представляется также необоснованным применение комиссией по осуществлению закупок в целях проверки наличия необходимого процента совокупного количества баллов пункта 13 примечания к приложению к Постановлению N 719 для продукции (прицепы и полуприцепы самозагружающиеся или саморазгружающиеся для сельского хозяйства; прицепы и полуприцепы прочие; осевые агрегаты прицепов, полуприцепов и прицепной сельскохозяйственной техники).
Следует учитывать, что код ОКПД2 29.20.23.190 с продукцией "Прицепы и полуприцепы прочие, не включенные в другие группировки", из приложения к Постановлению N 719 исключен.
Из указанного можно заключить, что для товара, закупаемого заказчиком, положения Постановления N 719 о совокупном количестве баллов не применяются, предоставление соответствующей информации в заявке участника закупки не требуется.
Необходимым и достаточным для подтверждения производства товара на территории Российской Федерации, государстве - члене Евразийского экономического союза являлось указание участником закупки в составе заявки информации из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров.
При таких обстоятельствах Комиссия усматривает в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 5 части 12 статьи 48 и подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе, а жалобу ООО "ТСК "Новатор" обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгово-сервисная компания "Новатор" на действия департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки путем запроса котировок в электронной форме "Поставка измельчителя веток (Реестровый номер 51.0280.24)" (извещение N 0152300011924000269) для нужд бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства".
2. Признать в действиях департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и его комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 5 части 12 статьи 48 и подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" нарушение статьи 8, части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, Правил использования каталога товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145.
4. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать департаменту контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска, бюджетному учреждению города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" и оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
5. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.П. Шмакова |
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
А.Н. Зефиров
А.О. Миняева |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 3 апреля 2024 г. N 055/06/106-318/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2024