Резолютивная часть решения оглашена 29 марта 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 03 апреля 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б.
Фадеевой Н.В. |
-
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
рассмотрев обращение Управления коммунального хозяйства, транспорта и связи Катав-Ивановского муниципального района (далее -заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об АО "ХАТМАН ГРУПП" (далее - АО "ХАТМАН ГРУПП", Общество, Подрядчик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по строительству объекта: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом 42*24 м и плавательным бассейном 25*11 м" по адресу: Челябинская область, г. Катав-Ивановск, ул. Степана Разина, 41" (извещение N 0369300218522000023) (далее - аукцион, закупка), в присутствии (посредством видеоконференцсвязи):
- представителей Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства" (далее - Учреждение, Заказчик): Смоленцева С.Н., действующего на основании доверенности N 31 от 05.03.2024; Трошкиной С.В., действующей на основании доверенности N 1 от 09.01.2024; Першина С.С., действующего на основании доверенности N 4 от 09.01.2024; Метелевой О.А., действующей на основании доверенности N 5 от 09.01.2024;
- представителя АО "ХАТМАН ГРУПП": директора Оганесяна А.В., полномочия подтверждены паспортом и выпиской из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении АО "ХАТМАН ГРУПП" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по строительству объекта: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом 42*24 м и плавательным бассейном 25*11 м" по адресу: Челябинская область, г. Катав-Ивановск, ул. Степана Разина, 41" (извещение N 0369300218522000023) (далее -аукцион, закупка).
Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 30.12.2022 извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 571 000 000,00 рублей.
Согласно представленным документам 13.02.2023 заказчик и общество заключили контракт N 0369300218522000023 по цене 505 335 000,00 рублей.
Как следует из обращения заказчика, обязательства по контракту обществом не исполнены, в связи с чем 07.03.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 22.03.2024.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 9.3 контракта N 0369300218522000023 контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с положениями частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 07.03.2024 размещено в ЕИС в разделе "Решение об одностороннем отказе" 07.03.2024, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, получено подрядчиком 07.03.2024 07:29 (МСК).
С учетом положений частей 12.1 и 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, контракт расторгнут 27.02.2024.
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и АО "ХАТМАН ГРУПП"" посредством электронного документооборота заключен контракт N 0369300218522000023 от 13.02.2023 на выполнение строительно-монтажных работ по строительству объекта: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом 42*24 м и плавательным бассейном 25*11 м" по адресу: Челябинская область, г. Катав-Ивановск, ул. Степана Разина, 41" (реестровый номер в ЕИС 3741000589423000001) (далее - контракт).
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1.1 контракта Подрядчик принимает на себя обязательство выполнять работы по объекту: "Капитальный ремонт несущих и ограждающих конструкций чердака перекрытия, покрытия (крыши) здания театра, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, пр. Ленина, д.16", в соответствии с проектно-сметной документацией (Приложение N4 к контракту), сметой контракта (Приложение N2 к контракту) и графиком производства работ (Приложение N1 к контракту), являющиеся неотъемлемой частью настоящего контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальные и конечные сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями муниципального контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что Подрядчик обязуется выполнить Работы в соответствии с Описанием объекта закупки (приложение N1 к Контракту), Сметой контракта (Приложение N6 к Контракту), проектной документацией, рабочей документацией в сроки, указанные в Контракте и в Графике выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 3 к Контракту), а Заказчик обязуется принять результат Работ и оплатить его на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно пункту 1.3 контракта выполнение Работ осуществляется Подрядчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок выполнения такого вида работ, устанавливающих требования к качеству такого вида работ, в соответствии с условиями Контракта.
Пунктом 1.4 контракта предусмотрено, что результатом работ по Контракту является построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.5 контракта Контракт подлежит казначейскому сопровождению в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 06.12.2021 N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 N 2024 "О правилах казначейского сопровождения", Приказом Минфина России от 22.12.2021 N 218н "Об утверждении Порядка санкционирования операций, связанных с реализацией инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджетного кредита, предоставленного из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации".
Согласно пункту 2.6 контракта Заказчик перечисляет аванс Подрядчику в размере 54 316 786 руб. 50 коп.- за первый этап работ; 97 283 713 руб. 50 коп. - за второй этап (30 % по каждому этапу работ. В соответствии с Приложением 4 к Контракту) . Заказчик производит оплату по контракту путем перечисления авансового платежа на расчетный счет Подрядчика в размере 30% от цены первого этапа контракта в срок не более 7 (семи) рабочих дней с даты представленного Подрядчиком счета. Последующее авансирование этапов контракта осуществляется после сдачи и приемки предыдущих этапов строительства. Погашение аванса производится пропорционально с каждого предъявленного выполнения работ до полного погашения аванса.
В случае расторжения договора Подрядчик обязан в течение 30 (тридцати) календарных дней после расторжения вернуть Заказчику остаток аванса в размере полученной суммы аванса, уменьшенной на сумму удержанной Заказчиком суммы аванса по платежам за предыдущий период работ.
В соответствии с пунктами 3.3 и 3.4 контракта начало выполнения Работ по Контракту - с момента заключения контракта, срок окончания выполнения Работ, до истечения которого должен быть передан результат Работ - 25.12.2024 года. Сроки выполнения этапов Работ определяются Графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N3 к Контракту).
Как следует из документов, представленных в материалы дела, а также сведений размещенных в ЕИС, сторонами соглашениями к контракту согласованы новые сроки выполнения работ, а именно:
- 1 этап (выполнение строительно-монтажных работ (демонтаж, ограждение территории
строительства, временные здания и сооружения, вертикальная планировка, земляные работы, устройство фундаментов устройство наружных сетей (тепло-, водо-, энергоснабжения, канализации), наружные сети телефонизации, устройство основания под котельную и дымовую трубу, установка блочной газовой котельной, прокладка наружных сетей газоснабжения, возведение надземной части зданий устройство кровли зданий): с даты заключения контракта до 01.06.2024;
- 2 этап (выполнение строительно-монтажных работ (возведение надземной части зданий, устройство кровли зданий устройство теплового контура (заполнение оконных и наружных дверных проемов, остекление) в зданиях, внутренние сантехнические работы (отопление, водопровод, канализация) электромонтажные работы, электросиловое оборудование, устройство вентиляции): с 01.06.2024 до 30.12.2024;
- 3 этап (выполнение строительно-монтажных работ (устройство вентиляции, автоматизация технологических процессов, водоподготовка, технологическое оборудование и трубопроводы, сети связи, охранно-пожарная сигнализация, система видеонаблюдения, электросиловое оборудование, фасадное электроосвещение, электроосвещение, пусконаладочные работы систем вентиляции, отделочные работы, устройство полов, устройство платформы для инвалидов с пусконаладочными работами,
установкой сантехнического оборудования, заполнение внутренних дверных проемов, мебель и инвентарь, отделка фасадов, благоустройство и озеленение. Подготовка документации согласно ГрК РФ статья 55)": с 01.01.2025 по 01.09.2025.
Согласно пункту 5.4.5 контракта Подрядчик обязан письменно информировать Заказчика за два дня до начала приемки отдельных ответственных конструкций и скрытых работ по мере их готовности. Готовность принимаемых конструкций подтверждается подписанием Заказчиком и Подрядчиком актов промежуточной приемки ответственных конструкций и актов освидетельствования скрытых работ непосредственно после выполнения данных работ. Подрядчик самостоятельно извещает Заказчика, организацию, осуществляющую авторский надзор, и иных лиц, участвующих в приемке работ, о назначении даты и времени проведения освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций.
В соответствии с пунктом 5.4.7.4 контракта Подрядчик обязан обеспечить доступ Заказчика, организации, осуществляющей авторский надзор и иных лиц, участвующих в приемке выполненных работ на Объект.
Из совокупности пунктов 5.4.5 и 5.4.7.4 контракта, а также пояснений сторон на заседании Комиссии, следует, что в ходе выполнения работ по контракту должен осуществляться авторский надзор автора проекта и разработчика проектной документации по данному объекту.
Из пояснений представителей заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 07.03.2024 следует, что, в нарушение условий контракта, обязательства по нему исполнителем в объеме, предусмотренном условиями контракта, не выполнены.
При рассмотрении доказательств, представленных сторонами, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с условиями пункта 2.6 контракта Подрядчику Заказчиком перечислен аванс в размере 55 126 066,36 рублей, что составляет 30 % стоимости работ по 1 этапу.
Как следует из решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 07.03.2024 и пояснений представителя Заказчика на заседании Комиссии Подрядчиком работы, предусмотренные контрактом, выполнены частично, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, и пояснениям заказчика на заседании Комиссии, на общую сумму 13 580 204,40 рублей.
Из пояснений Общества на заседании Комиссии следует, что работы в объеме, предусмотренном условиями контракта, Подрядчиком не выполнены ввиду невозможности в связи со следующими обстоятельствами.
1. В течение всего срока исполнения обязательств по Контракту авторский надзор на объекте не осуществлялся.
Письмами от 08.08.2023 N 08/0803, от 22.12.2023 N 12/2203 Общество уведомляло
Заказчика об отсутствии представителей авторского надзора на строительной площадке.
Как поясняет Подрядчик, Данное обстоятельство повлекло за собой невозможность оперативного согласования устройства рабочих швов при устройстве фундаментов и балок, замены материалов для обратной засыпки, изготовлению металлоконструкций, в том числе привело к отсутствию решений вопросов, связанных с исполнением проектных решений в ходе производства работ и согласования изменений, необходимых для реализации проекта. Однократный выезд представителей проектной организации для осуществления авторского надзора осуществлен за счет Общества. При этом решения по корректировке рабочей документации до настоящего времени не осуществлены.
2. При откопке котлована под дымовую трубу Подрядчиком обнаружен кабель 0,6 кВт, не указанный на топосъемке, до настоящего времени кабель не вынесен из "пятна строительства", что повлияло на общий срок производства работ, а также вынос газопровода и соответственно запуск котельной.
Как следует из представленных документов, о необходимости скорейшего разрешения данного вопроса Заказчик неоднократно уведомлялся, в том числе письмами от 17.04.2023 N 04/1701.
3. Несмотря на неоднократные обращения Общества, Заказчиком не решен вопрос, связанный с запретом расходования аванса с казначейского счета УФК по Челябинской области на оплату строительных материалов, в том числе, на сумму, не превышающую 3 000 000 рублей, на расчетные счета поставщиков, открытые в кредитных организациях.
Общество отмечает, что механизм, позволяющий проводить оплату строительных материалов в рамках контрактов с казначейским сопровождением, на сумму до 3 000 000 рублей без открытия поставщиками казначейских счетов, предусмотрен Постановлением Правительства N 2438 от 26 декабря 2022.
Однако, ввиду принятого, после подписания Контракта, собранием депутатов Катав-Ивановского муниципального района Решения от 01 марта 2023 г. N 346, данное постановление в указанной части на территории муниципального образования с 01.03.2023 не применяется.
Из пояснений Общества следует, что отсутствие возможности производить оплату поставщикам авансовых платежей на поставку материалов и оборудования без открытия местными поставщиками казначейских счетов повлекло за собой отставание от графика производства работ.
Как следует из представленных Обществом документов, в адрес Заказчика, организации, осуществляющей авторский надзор, а также Главы Катав-Ивановского муниципального района Подрядчиком направлялись письменные уведомления о необходимости разрешения сложившейся ситуации.
Так:
- по вопросу отсутствия авторского надзора на строительной площадке: 12/2203 от 22.12.2023 - о необходимости согласования с проектной организацией устройства рабочего шва (отсутствующего в соответствии с проектом) в фундаментной балке ФОК;
- по вопросу необходимости выноса кабеля 0,6 кВт за пределы "пятна строительства" (площади земельного участка, которую можно использовать для выполнения строительных работ): N 04/1701 от 17.04.2023; N 04/2604 от 26.04.2023; 06/0706 от 06.07.2023 - о согласовании Заказчиком изменений в стройгенплан, предварительно согласованный с организацией, осуществляющей авторский надзор; N 10/3101 от 31.01.2024 - о согласовании рабочих чертежей газовой обвязки котлов,
- по вопросу запрета расходования аванса с казначейского счета УФК по Челябинской области на оплату строительных материалов:
- обращения о согласовании изменений в рабочую документацию:
- обращения в адрес органов власти: 04/2601 от 26.04.2023 письмо Губернатору Челябинской области, Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области, Управление Федерального казначейства по Челябинской области; 05/0401 от 04.05.2023 - Управлению Федерального казначейства по Челябинской области; N 10/17.02 от 17.05.2023 - Главе Катав-Ивановского муниципального района;
- иные согласования: N 05/1701 от 17.05.2023 - Заказчику о согласовании замены арматуры А400 на А500, соответствующей по характеристикам арматуре А400; N 10/1703 от 17.10.2023 - о согласовании замены котельного оборудования котел стальной жаротрубный двухходовой водогрейный Термотехник ТТ50 561-660, с газовой горелкой для котла Термотехник ТТ50 561-660 (природный газ),мощностью 660 кВт, на улучшенную по характеристикам продукцию компании ИТАЛТЕПЛО, котлы марки WEISBERG STELL 621, с газовой горелкой ТВG 85 Р (Италия); N 11/1503 от 15.11.2023 - о согласовании конфигурации газоходов от котлов, предварительно согласованной с проектной организацией.
Как следует из акта-приема передачи, подписанного сторонами, рабочую документацию с изменениями в части конструкций металлических и железобетонных объекта ФОК и железобетонных объекта "плавательный бассейн", с соответствующими архитектурно-планировочными решениями, переданы Подрядчику 01.11.2023.
Из предостережения Главного управления строительного надзора Челябинской области, представленного в материалы дела заказчиком, следует, что 28.02.2024 Общество направило предложение о переносе сроков окончания работ по строительству фундамента на сентябрь 2024, что привело к принятию решения об остановке строительства на объекте, ввиду отказа органа контроля в согласовании переноса сроков.
Как следует из письма N 03/0102 от 01.03.2024 Общества, получение которого не оспаривается Заказчиком, в связи с тем, что не устранены обстоятельства, препятствующие выполнению работ по контракту, Подрядчиком с 01.03.2024 приостановлено выполнение работ.
Ответ на данное письмо Обществом не получен.
В связи с тем, что, по мнению Заказчика, работы выполняются Обществом настолько медленно, что становится очевидным их завершение в срок, предусмотренный контрактом, Заказчиком 07.03.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Из обстоятельств дела и пояснений сторон следует, что между заказчиком и Обществом имеется гражданско-правовой спор.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с исполнением контракта, по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагается, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2012 по делу N А41-27080/12), иначе говоря, на той стороне, которая связывает с указанным поведением правовые последствия (Постановление ФАС Поволжского округа от 31.01.2013 по делу N А72-8243/2008). При этом злоупотребление правом должно носить "явный и очевидный характер, при котором не остается сомнений в истинной цели совершения действий" (Постановление ФАС Уральского округа от 14.03.2013 N Ф09- 714/13 по делу N А71-8362/12).
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, контрольный орган принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Пунктом 15 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе, в случаях:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Из документов, представленных в материалы дела, и пояснений сторон на заседании Комиссии следует отсутствие намерения Общества уклониться от исполнения контракта.
При этом из переписки также следует, что Общество явно не выражало отказ от выполнения работ, а также предпринимало меры для устранения возникших обстоятельств, препятствующих выполнению работ, на которые указывали Заказчик и организация, осуществляющая функцию Заказчика по строительному контролю.
Так, из пояснений Заказчика следует, что на дату расторжения контракта Подрядчиком выполнены работы на общую сумму 13 580 204,40 рублей.
При этом, из пояснений Заказчика на заседании Комиссии не следует однозначный вывод об отсутствии необходимости согласования устройства рабочих швов при устройстве фундаментов и балок, замены материалов для обратной засыпки, изготовлению металлоконструкций, в том числе привело к отсутствию решений вопросов, связанных с исполнением проектных решений в ходе производства работ и согласования изменений, необходимых для реализации проекта, осуществления выноса кабеля за пределы земельного участка, на котором осуществляются соответствующие строительные работы, а также доказательства того, что отсутствие возможности производить оплату поставщикам авансовых платежей на поставку материалов и оборудования без открытия местными поставщиками казначейских счетов не повлекло за собой отставание от графика производства работ.
При этом, Комиссией установлено, что условия муниципального контракта N 9 от 23.03.2023 на основании пункта 19 части 1 статьи 93 закона о контрактной системе с ООО "Р.О. СПЕЦПРОЕКТ", не предполагает внесение изменений как в проектную, так и рабочую документацию в отношении объекта строительства, поскольку, в нарушение законодательства о контрактной системе, право на использование, кроме однократного, и неисключительное однократное право на документированные результаты работ, по проекту, на основании которого осуществляется строительство Объекта, заказчику не переданы.
Доказательства отсутствия намерения исполнять контракт Обществом Заказчиком в материалы дела не представлены.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе, взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Как следует из материалов дела, Заказчик предоставлял ответы не на все уведомления и предложения Подрядчика, а также не согласовал и не представил мотивированный отказ от согласования в отношении изменений рабочей документации, согласованной по запросу Подрядчика с организацией, осуществляющей авторский надзор, не представил доказательств наличия намерений разрешить спорную ситуацию, связанную с невозможностью осуществления оплату поставщикам авансовых платежей на поставку материалов и оборудования без открытия местными поставщиками казначейских счетов.
Кроме того, Заказчиком не представлены доказательства осуществления контроля за ходом оказания услуг по авторскому надзору по муниципальному контракту N 9 от 23.03.2023, основные задачи и функции которого предусматривают своевременное решение всех технических вопросов по проектной и разработанной на ее основе рабочей документации, возникающих в процессе строительства.
С учетом изложенного, Комиссия отмечает отсутствие волеизъявления Заказчика осуществлять как взаимодействие с Подрядчиком при исполнении контракта, так и осуществление контрольных функций за исполнением муниципального контракта на оказание услуг по авторскому надзору.
Согласно части 1 статьи 716 ГК РФ Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
- непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В силу части 2 указанной нормы Подрядчик, не предупредивший заказчика об указанных обстоятельствах, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Комиссия отмечает, что приостановка выполнения работ осуществлена Обществом только 01.03.2024.
Вместе с тем, из пояснений Заказчика на заседании Комиссии не следует однозначный вывод об отсутствии необходимости устранения обстоятельств, которые послужили основанием для приостановки работ по контракту Подрядчиком.
Учитывая обстоятельства настоящего дела, принимая во внимание исполнение обязательств на общую сумму 13 580 204,40 рублей, что не оспаривается Заказчиком, отсутствие отказа от исполнения контракта Подрядчиком, а также отсутствие должного взаимодействия между Заказчиком и Обществом при согласовании вопросов, связанных с исполнением контракта, отсутствие, в силу условий муниципального контракта N 9 от 23.03.2023, прав как Заказчика, так и Общества на внесение изменений в рабочую документацию по проекту, у Комиссии Челябинского УФАС России отсутствуют достаточные основания для признания в действиях АО "ХАТМАН ГРУПП" недобросовестного поведения, что не позволяет включить сведения в отношении АО "ХАТМАН ГРУПП", его директора и участника в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Управлением коммунального хозяйства, транспорта и связи Катав-Ивановского муниципального района о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об АО "ХАТМАН ГРУПП" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по строительству объекта: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом 42*24 м и плавательным бассейном 25*11 м" по адресу: Челябинская область, г. Катав-Ивановск, ул. Степана Разина, 41" (извещение N 0369300218522000023), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 апреля 2024 г. N 074/10/104-632/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2024