На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Оренбургского УФАС России N 151/24 от 28.03.2024., Комиссией Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:
Членов Комиссии:
рассмотрение осуществлялось посредством видео-конференц-связи в присутствии представителя Администрации муниципального образования Тугустемирский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области -
в отсутствии Общества с ограниченной ответственностью "ПРОФСТРОЙМАРКЕТ", Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" - на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, ходатайств не заявляли,
рассмотрев обращение ООО "ПРОФСТРОЙМАРКЕТ" на действия Администрации муниципального образования Тугустемирский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области при проведении электронного аукциона на поставку тракторного прицепа (N извещения 0853500000324001848),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "ПРОФСТРОЙМАРКЕТ" (далее - Заявитель, Общество) (N 202400106634000296 от 21.03.2024, вх. N 2948/24 от 22.03.2024) на действия Администрации муниципального образования Тугустемирский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку тракторного прицепа (N извещения 0853500000324001848).
28.03.2024 жалоба была оставлена без рассмотрения на основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона РФ от 05.04.2013 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой проверки действий Администрации муниципального образования Тугустемирский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области при проведении электронного аукциона на поставку тракторного прицепа (N извещения 0853500000324001848) с учетом информации, поступившей от ООО "ПРОФСТРОЙМАРКЕТ".
Из содержания обращения следует, что Обществом оспариваются положения настоящего извещения, а именно: в описании объекта закупки установлены габаритные размеры прицепа, которым соответствует товар лишь одного производителя. В обоснование своей позиции Заявителем приложена сравнительная таблица характеристик.
Представитель Заказчика жалобу просил признать необоснованной, полностью поддержав доводы, изложенные в письменных пояснениях, указав на следующее. Описание объекта закупки составлено заказчиком с учетом характеристик, установленных в Каталоге товаров, работ, услуг исходя из выбранной позиции "29.20.23.110-00000011 - Прицеп". С учетом потребности Заказчика установлены технические, функциональные и эксплуатационные характеристики приобретаемого товара. Обоснование включения дополнительных характеристик, а также их значений включено в установленном порядке в содержания Описания объекта закупки. Также представитель Заказчика отметил, что Заявитель использует информацию с официальных сайтов производителей АО "Мордовагромаш", ОДО "Дормашэкспо" (Беларусь), ООО "Калачинский механический завод". Между тем заявленное сравнение характеристик сделано Заявителем на основании сведений, достоверность и актуальность которых ничем не подтверждена. Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих хозяйствующих субъектов вести свои официальные сайты, следить за достоверностью и актуальностью размещаемых на них сведений. Таким образом, достоверно утверждать, что заявленные на официальных сайтах производителя характеристики (габариты) закупаемых прицепов, указанные в сравнительной таблице, являются действительными, актуальными на момент проведения заказчиком закупки, невозможно.
Уполномоченный орган в письменных пояснениях поддержал позицию Заказчика, просил признать жалобу необоснованной, отметив, что в силу пп. 5,6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных пп. "а", "б" п. 5 Правил. Заявителем в составе жалобы достоверно не доказан факт ограничения конкуренции.
В ходе изучения материалов дела в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено следующее.
11.03.2024 на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) (далее - ЕИС) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) и на электронной площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку тракторного прицепа (N извещения 0853500000324001848).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 720 000,00 рублей.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщиков является, в том числе, проведение электронного аукциона.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную пп.1-23 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из смысла норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Подобные действия не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям заказчика.
Кроме того, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков.
В соответствии с частью 6 статьи 23 ФЗ "О контрактной системе" порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил использования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе, указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу пп. 5,6 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных пп. "а", "б" п. 5 Правил.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
На основании п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства РФ N 616) устанавливает запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.
Извещением о проведении электронного аукциона для закупки N0853500000324001848 установлен объект закупки - прицеп. Заказчиком установлен код КТРУ 29.20.23.110-00000011, сформированный на основе кода ОКПД2 - 29.20.23.110. Обозначенный код включен в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств-членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 616.
В силу п. 10 Постановления Правительства РФ N 616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт;
в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
Материалами дела установлено, что Техническим заданием (Описание объекта закупки) предусмотрены в том числе следующие требования к поставляемому товару:
"Характеристики товара, работы, услуги
Наименование характеристики: Габаритные размеры,мм длина/высота/ширина
Значение характеристики: 6000/1700/2100 мм.
Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге:
- Для перевозки тяжеловесных грузов.
- Для перевозки малых и объемных грузов.
- Для перевозки объемных грузов.
- Для перевозки объемных грузов.
- Для безопасности передвижения.
- Для устойчивости в условиях бездорожья.
- Для маневрирования с разгрузкой в разных направлениях.
- Для эффективной разгрузки при помощи подъёма платформы".
Установлено, что Каталог товаров, работ, услуг не содержит обязательной характеристики "Габаритные размеры" для позиции "29.20.23.110-00000011 - Прицеп". Соответственно, действия Заказчика, установившего в извещении об осуществлении закупки дополнительные характеристики товара, которые не предусмотрены в позиции каталога, и обосновавшего необходимости использования такой информации, не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
Заявителем в составе жалобы приложена таблица, которая, по его мнению, свидетельствует о том, что Описание объекта закупки составлено под одного производителя:
Сводная таблица характеристик*1 | ||||
|
|
|
|
|
|
|
Мордовагромаш |
Дормашэкспо |
Калачинск |
выписка из реестра промышленной продукции |
|
6830/18/2023 |
25066 |
2912/2/2023 |
Вид прицепа |
Самосвальный |
+ |
+ |
+ |
Тип базовой машины |
Трактор |
+ |
+ |
+ |
Полная масса*2 |
> 3.5 и |
9,1 |
8,48 |
8,7 |
Грузоподъемность |
|
6500 |
6500 |
6500 |
Габаритные размеры,мм длина/высота/ширина |
|
5760/1800/2215 |
5900/1960/2310 |
6060/1990/2500 |
Внутренние размеры платформы, мм длина/ширина/высота |
|
4090/2040/620 |
4050/2130/630 |
4080/2330/620 |
Объем кузова |
|
5,65 |
5,43 |
5,9 |
Максимальная скорость движения |
|
35 |
30 |
35 |
Ширина колеи |
|
1800 |
1850 |
|
Свал груза с платформы |
На три стороны |
+ |
+ |
+ |
Угол опрокидывания платформы |
|
45 |
45 |
45 |
|
|
|
|
|
Характеристики взяты с официальных сайтов прицепов | ||||
ссылка на официальный сайт производителя: |
|
|
|
|
АО "Мордовагромаш" |
http://www.oaomam.ru/catalog/item16.html |
|||
ОДО "Дормашэкспо"(Беларусь) |
https://dormashexpo.com/product/pritsepy/pritsep-traktornyy-samosvalnyy-2pts-6-5/ |
|||
ООО "Калачинский механический завод" |
https://kmzomsk.ru/catalog/pritsep-traktornyi-samosvalnyi-2pts-65 |
|||
У производителей в линейке прицепов в данный дипазон входит только 2ПТС-6,5. Следующий 2ПТС-8 с грузоподъемностью 8т |
Комиссия Оренбургского УФАС России относится критически к доводам жалобы Заявителя и отмечает, что достоверно утверждать об актуальности вышеуказанных сведений не представляется возможным.
Согласно ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании описания объекта закупки.
Также необходимо учитывать, что отсутствие у заявителя возможности поставить товар, отвечающий требованиям извещения об электронном аукционе, не свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников торгов, так как возможности каждого хозяйствующего субъекта различны.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Исключение из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Помимо прочего, Заявителем не представлено доказательств, что требования к товару влекут за собой ограничение количества потенциальных участников аукциона.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.03.2024 NИЭА1 по окончании срока подачи заявок подана одна заявка на участие в закупке - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ТОРГОВЫЙ ДОМ "СПЕЦТЕХНИКА", заявка соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки N 0853500000324001848.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Нарушений Закона о контрактной системе в действиях Администрации муниципального образования Тугустемирский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области при проведении электронного аукциона на поставку тракторного прицепа (N извещения 0853500000324001848) в обжалуемой части не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 4 апреля 2024 г. N 056/10/99-329/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2024