Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская больница N9" (далее - Заказчик): по доверенности;
ИП Коломейцева Николая Валерьевича (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 8433-ЭП/24 от 01.04.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку медицинских изделий: Система портативная ультразвуковой визуализации, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0372200004723000051),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Система портативная ультразвуковой визуализации, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0372200004723000051) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 960 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 16.06.2023 N ИЭА2 победителем Конкурса признан ИП Коломейцев Н.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Коломейцевым Н.В. заключен государственный контракт N 0372200004723000051 от 04.07.2023 на сумму 2 486 400,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.7 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 14.03.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Коломейцевым Н.В.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку медицинских изделий: Система портативная ультразвуковой визуализации (далее - Товар).
08.08.2023 Поставщик осуществил поставку и передачу истцу Товара "Портативная ультразвуковая диагностическая система "CHISON Sonotouch 80" по акту ввода в эксплуатацию. При поставке Товара Участник предоставил документацию для приемки оборудования согласно п. 5.4 государственного контракта. В числе документов был предоставлена заверенная Заказчиком копия регистрационного удостоверения NФСЗ 2012/12963 от 23.03.2017 г.
18.12.2023 Территориальным органом Росздравнадзора по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области в адрес Заказчика было отправлено письмо вх. N1903 от 18.12.2023, в котором говорится о том, что на официальном сайте Росздравнадзора в сети "Интернет" размещено информационное письмо N01И-934/23 от 01.11.2023, в котором Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения на основании экспертного заключения ФГБУ "ВНИИИМТ" Росздравнадзора сообщает "О незарегистрированном медицинском изделии" "Портативная ультразвуковая диагностическая система "CHISON Sonotouch 80" с принадлежностями производства "Чисон Медикал Технолоджис Ко., Лтд" поставки которого сопровождаются регистрационным удостоверением NФСЗ 2012/12963. В приложении к письму указаны фотографии с его отличительными признаками. Поставщиком данного незарегистрированного медицинского изделия является ИП Коломейцев Н.В.
К письму прилагается сравнительная таблица с образцами сравнения выявленного незарегистрированного медицинского изделия. Также в письме указаны технические характеристики, которые у выявленного незарегистрированного медицинского изделия не соответствуют описанию объекта закупки аукционной документации.
При анализе данных, указанных в письме Росздравнадзора, Заказчиком был выявлен факт поставки ИП Коломейцевым Н.В. незарегистрированного медицинского изделия.
Поставленный аппарат и аппарат указанный в письме имеют различные технические характеристики указанные в документации. Так, например, в описании объекта закупки: п.8.8.1 диагональ не менее 15 дюймов в зарегистрированном аппарате 10.4 дюйма. Поставленный образец оснащен клавиатурой, а зарегистрированный - Тач скрином.
10.01.2024 г. Заказчиком было направлена Претензия (исх.N07 от 10.01.2024 г.) в адрес Поставщика с требованием устранить выявленные нарушения в ходе исполнения Контракта.
Согласно п. 8.4 Контракта Поставщик гарантирует полное соответствие поставляемого оборудования условиям Контракта, его безопасность в соответствии с действующими стандартами и техническими требованиями, установленными в Российской Федерации, устранение неисправностей, связанных с дефектами производства, устранение неисправностей посредством замены запасных частей.
Согласно п. 8.8 Контракта в течение гарантийного срока Поставщик обязан за свой счет устранить недостатки, выявленные в Оборудовании или комплектующих к нему (при наличии), или заменить оборудование или комплектующие к нему, если не докажет, что недостатки возникли в результате нарушения Заказчиком правил эксплуатации оборудования. Устранение недостатков оборудования или замена комплектующих к нему производится в срок не более 7 рабочих дней с даты уведомления Поставщика о выявлении таких недостатков.
Согласно п.12.6 Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемое Оборудование перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона о контрактной системе) и (или) поставляемому Оборудованию или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого Оборудования таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика.
В настоящий момент Заказчик не в праве применять и использовать поставленное медицинское изделие в целях медицинской помощи населению.
На основании ч.4 ст. 38 Федерального закона от 21.11. 2011 г. N323- ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обращение незарегистрированных медицинских изделий на территории Российской Федерации запрещено. Применение незарегистрированного медицинского изделия несет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан и подлежит административной ответственности.
На основании вышеизложенного, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 18.03.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 29.03.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
08.08.2023 ИП Коломейцев Н.В. поставил Заказчику Товар и передал товаросопроводительные документы и оказал Услуги, предусмотренные Контрактом.
08.08.2023 Заказчик подписал документы о приемке (Акт приема-передачи Оборудования и Акт ввода Оборудования в эксплуатацию) на бумажном носителе.
21.08.2023 Заказчиком подписан документ о приемке в электронной форме (в "ЕИС") с приложением заключения комиссионной экспертизы от 14.08.2023. Согласно заключения поставляемый Товар соответствует техническим требования Контракта.
24.08.2023 Заказчик оплатил поставленное Оборудование и оказанные услуги.
12.01.2024 от Заказчика поступила претензия с требованием заменить Товар или вернуть денежные средства.
01.02.2024 ИП Коломейцев направил Заказчику письменный ответ на претензию. В ответе на претензию ИП Коломейцев Н.В. указал, что информационное письмо, на которое Заказчик ссылается является недостоверным по своему содержанию и относится к совершенно иному изделию, но в случае, если Заказчик намерен руководствоваться данным письмом ему было предложено дождаться решения суда (Арбитражный суд Забайкальского края дело N А78-9496/2023).
09.02.2024 Заказчик обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ИП Коломейцеву Н.В. о расторжении государственного контракта и взыскании денежных средств.
18.03.2024 Заказчик разместил Решение о расторжении Контракта. Согласно уведомления основанием для одностороннего расторжения является неисполнение ИП Коломейцевым Н.В. гарантийных обязательств.
Представитель Участника отмечает, что ИП Коломейцев Н.В. надлежаще исполнял обязательства по Контракту:
1) ИП Коломейцев Н.В. полностью и в срок исполнил обязательства по поставке Товара и оказанию услуг.
Надлежащие качество и соответствие Товара условиям Контракта подтверждены экспертизой Заказчика.
2) ИП Коломейцев Н.В. указывал Заказчику на то, что им не приведено никаких сведений о недостатках Товара наличие которых требует его полной замены.
3) В отношении информационного письма Росздравнадзора N 01и-934/23 от 01.11.2023 г. Заказчику была представлена информация о деле в Арбитражном суде Забайкальского края дело N А78-9496/2023, в котором судом будет дана оценка достоверности Товара.
Таким образом, Участник информировал Заказчика о том, что в рамках дела N А78-9496/2023 арбитражным судом был истребован комплект регистрационных документов (КРД), представленный производителем для регистрации Портативных ультразвуковых диагностических систем "CHISON Sonotouch" в качестве медицинского изделия на территории РФ. Выводы, содержащиеся в письме Росздравнадзора N01И-934/23 от 01.11.2023 послужили основанием для назначения по делу N А78-9496/2023 судебной экспертизы.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Коломейцева Н.В. реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что Заказчиком был принят и оплачен поставленный Товар.
При этом, Заказчиком проведена экспертиза 14.08.2023, согласно которому поставленный Товар соответствует техническим требования Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ИП Коломейцевым Н.В. предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ИП Коломейцева Н.В. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Коломейцева Николая Валерьевича (ИНН: 366221760007), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 апреля 2024 г. N РНП-78-549/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2024