Резолютивная часть решения оглашена 03.03.2024
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) рассмотрела жалобу ООО Торговый дом "Уральский завод противогололедных материалов" (далее - заявитель) на действия комиссии при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку противогололедного реагента (закупка N 0328300032824000134), в открытом заседании в присутствии представителя уполномоченного органа - управления муниципального заказа администрации города Владимира _ (доверенность от 23.11.2023 N 18-03/294), представителя заказчика- МКУ "Центр управления городскими дорогами" _ (доверенность от 27.03.2024 б/н), представителя заявителя _ (доверенность от 15.12.2023 N 16-2023), представителя заинтересованного лица (победителя закупки) - ИП _ _ (доверенность от 02.04.2024 N 2).
02.04.2024 в соответствии с частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 03.04.2024.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/82.1-205/2024 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия комиссии при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку противогололедного реагента (закупка N 0328300032824000134).
Заявитель в жалобе указал, что заявка на участие в рассматриваемой закупке должна содержать действующее положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на противогололедный реагент на основании п. 5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Также извещением о закупке установлено ограничение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
Таким образом, условиями допуска заявки участника к участию в запросе котировок является предоставление в составе заявки действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы и декларирование номера реестровой записи из реестра российской промышленной продукции.
Рассмотрев протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заявитель полагает, что участник закупки с идентификационным номером N 2 не мог быть допущен к участию в закупке по причине отсутствия заключения государственной экологической экспертизы на техническую документацию на противогололедный реагент, а также отсутствия в составе заявки декларирования номера реестровой записи из реестра российской промышленной продукции. Таким образом, по мнению заявителя, заявка участника N 2 должна быть отклонена.
В дополнении к жалобе заявитель указал, что, по его мнению, участником закупки N 2 предложены противогололедные реагенты производства ООО ТПК "Рада", предназначенные для применения в авиации на искусственных покрытиях аэродромов.
На основании изложенного, заявитель просит отменить протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), провести внеплановую проверку заявки участника с идентификационным номером 2 на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что в действиях комиссии по рассмотрению заявок нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок не имеется. Также из пояснений представителя уполномоченного органа следует, что вся необходимая информация в заявках участников закупки присутствовала, в том числе информация о реестровых номерах в соответствии с Постановлением Правительств РФ N 617 и заключение государственной экологической экспертизы на техническую документацию противогололедного реагента. Таким образом, жалоба, по мнению представителя уполномоченного органа, является необоснованной.
Из пояснений представителя заказчика следует, что участником N 2 предоставлены подтверждающие документы, установленные в извещении закупки. При поставке товара заказчик будет проводить проверку на соответствие товара по количеству, качеству и иным требованиям, установленным контрактом, а также сведениям, указанным в сопроводительных и иных документах.
Представитель ИП _ пояснил, что предложенный товар соответствует требованиям заказчика, в заявке приложены требуемые документы.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
15.03.2024 на официальном сайте в единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение N 0328300032824000134 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку противогололедного реагента.
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 994 638,40 рублей.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 утверждены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ N 617 от 30.04.2020 Утвержден прилагаемый перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
В указанный перечень входит объект закупки - антиоблединители.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением государств - членов Евразийского экономического союза (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которая содержит предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Подпунктами "а", "б" пункта 7 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).
В пункте 1.18.2 Приложения N 4 к извещению об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с названным Постановлением Правительства РФ.
Пунктом 2.3 Приложения N 4 к извещению об осуществлении закупки установлены документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром "наличие действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на противогололедный реагент на основании п. 5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Частью 12 статьи 548 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N 0328300032824000134) от 27.03.2024 комиссией по осуществлению закупок рассмотрены и признаны соответствующими требованиям извещения запроса котировок в электронной форме заявки участников закупки N 1 (заявитель), N 2 (ИП _). Комиссия установила, что в заявке участника закупки N 2 кроме прочего содержится: выписка из реестра российской промышленной продукции N 5406\1\2023, инструкция по применению противогололедного реагента Норд-Ф, заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом от 14.01.2022 N 30/ГЭ проект технической документации "Проект оценки воздействия на окружающую среду противогололедных материалов и противообледенительной жидкости производства ООО "ТПК Рада", приказ от 14.01.2022 N 30/ГЭЭ.
Таким образом, требуемая положениями извещения информация в заявке участника закупки N 2 имеется. Таким образом, оснований для отклонения заявки у комиссии по осуществлению закупок не имеется.
Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой проверки Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее.
В силу пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в сфере закупок при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
В рассматриваемом случае на момент рассмотрения заявок, поданных участниками закупок, у комиссии отсутствовала информация относительно недостоверных сведений по предлагаемому к поставке товару.
В материалы дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N 033/06/82.1-205/2024 поступило заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом от 14.01.2022 N 30/ГЭЭ. Из раздела 2 следует, что противогололедные материалы и противогололедные жидкости, производимые ООО "ТПК РАДА" планируются к применению и применяемыми на всех типах искусственных покрытий аэродромов, поверхностях ВС и ходовых частей поездов на всей территории Российской Федерации. Кроме того также следует, что "реагент противогололедный "Норд-Ф" предназначен для предотвращения и удаления обледенения взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, мест стоянки воздушных судов и посадки пассажиров и других площадей аэродромов гражданской авиации.
Таким образом, данное обстоятельство является существенным. Кроме того указанное обстоятельство делает необходимым возвращение на этап рассмотрения заявок.
Таким образом, Комиссия приходит к наличию факта нарушения пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО Торговый дом "Уральский завод противогололедных материалов" (далее - заявитель) на действия комиссии при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку противогололедного реагента (закупка N 0328300032824000134) необоснованной.
2. Признать факт нарушения пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении закупочной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Исп. _
тел.8-4922-53-39-54, вн.033-125
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 3 марта 2024 г. N 033/06/82.1-205/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.04.2024