Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя управления М.А. Дударевой, членов Комиссии - начальника отдела М.А. Грицай, главного специалиста-эксперта А.Н. Пшенниковой (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница N 7" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "ХЭЛИМА" (ИНН 1655411807) (далее - Общество, поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона ЭА-N-11177/23 "Поставка медицинских изделий (Эндолигатур) для операционного отделения КГБУЗ "КМКБ N 7" г.Красноярска в 2023 году", извещение N0119200000123010855, (далее - контракт) установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о включении сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Обращение подано в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовало требованиям раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), в связи с чем подлежало принятию к рассмотрению.
На основании статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 1078 Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения поставщиком условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и поставщика, указанным в контракте, размещенным в ЕИС, было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению вышеуказанного обращения. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1078 (далее - Правила), было размещено в ЕИС. Таким образом, заказчик и поставщик считаются надлежащим образом уведомленными о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика по существу.
Из пункта 13 Правил, следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
В заседании Комиссии по рассмотрению обращения по существу приняли участие представители Общества, заказчика.
Также к моменту проведения указанного заседания Комиссии Общество в адрес Красноярского УФАС России были представлены документы и информация в соответствии с уведомлением о проведении проверки, при том обстоятельстве, что лица, привлеченные к рассмотрению обращения по существу, заблаговременно были уведомлены о необходимости предоставления документов и информации в соответствии с уведомлением о проведении проверки.
Из обращения заказчика следует, что между заказчиком и Обществом был заключен контракт, по условиям которого Общество приняло на себя обязательства по поставке медицинских изделий (Эндолигатур) для операционного отделения, а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить поставленный товар (пункты 1.1, 1.2, 1.3 контракта).
Поскольку поставщиком было допущено нарушение существенного условия исполнения контракта, а именно: поставщиком поставлен товар не соответствующий требованиям контракта, заказчиком было принято решение об одностороннем расторжении контракта.
В течение 10 (десяти) дней с момента надлежащего уведомления Общество нарушение, послужившее основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе, не устранило, что послужило основанием для подачи обращения в адрес Красноярского УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Со стороны Общества Комиссии были представлены в письменной форме пояснения о причинах, препятствовавших Обществу в исполнении надлежащим образом условий контракта, с приложением документов, подтверждающих, по мнению поставщика, отсутствие фактов его недобросовестности при исполнении контракта.
Рассмотрев обращение заказчика, документы и сведения, представленные заказчиком и поставщиком к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу, а также размещенные в единой информационной системе при проведении электронного аукциона, заключении, исполнении и расторжении контракта, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-11177/23 "Поставка медицинских изделий (Эндолигатур) для операционного отделения КГБУЗ "КМКБ N 7" г.Красноярска в 2023 году" с установлением начальной (максимальной) цены контракта 1 202 800,00 рублей.
На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.07.2023 N ИЭА1 с ООО "ХЭЛИМА" был заключен контракт от 18.07.2023 N Ц.2023.11177 на сумму 1 076 506,00 рублей.
В соответствии с разделом 1 контракта: "В соответствии с контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку медицинских изделий (Эндолигатур) для операционного отделения (далее по тексту - товар) в соответствии со спецификацией (Приложение N 1 к контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке и разгрузке товара, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить поставленный товар.
1.2. Наименование Товара, товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), технические, качественные, функциональные характеристики (потребительские свойства), эксплуатационные характеристики Товара и иные характеристики и показатели Товара, количество Товара, цена за единицу Товара, общая стоимость Товара определены в Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта".
Согласно разделу 5 контракта: "Поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных разделом 1 Контракта, в срок: с даты заключения контракта до 20.12.2023 г., в соответствии с графиком поставки, согласно этапам поставки (Приложение N 2 к Контракту).
1 этап поставки : с даты заключения контракта в течение 30-ти календарных дней,
2 этап поставки: с 15.10.2023 до 25.10.2023 г.,
3 этап поставки: с 10.12.2023 до 20.12.2023 г".
Разделом 6 контракта предусмотрена приемка товара согласно которой: "Поставщик производит поставку товара согласно спецификации (Приложение N 1 к контракту) с 08 часов 00 минут до 15 часов 00 минут по местному времени. Место доставки Товара: 660003, Красноярский край, г. Красноярск, ул.ак.Павлова, 4, Аптека.
6.2. Приемка поставленного Товара (в том числе проведение экспертизы и оформление результатов приемки) осуществляется с момента его передачи Заказчику в Месте доставки и включает в себя следующее:
а) проверку номенклатуры, количества и цены поставленного Товара на соответствие Спецификации (приложение N 1 к Контракту);
б) проверку полноты и правильности оформления комплекта сопроводительных документов в соответствии с условиями Контракта;
в) контроль наличия/отсутствия внешних повреждений упаковки Товара;
г) проверку наличия технической, эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Товара на русском языке;
д) проверку сроков годности поступившего Товара на предмет соответствия условиям Контракта;
е) проверку комплектности и целостности поставленного Товара.
Приемка Товара осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации".
Заказчик и поставщик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. Односторонний отказ от исполнения Контракта осуществляется в порядке, установленном статьей 95 Закона о контрактной системе (пункт 11.3 контракта).
Проанализировав совокупность документов и сведений, представленных заказчиком и Обществом в материалы проверки, а также размещенной в единой информационной системе Комиссия установила, что контракт был заключен 18.07.2023. По условиям контракта поставка товара осуществляется поэтапно, а именно: 1 этап поставки : с даты заключения контракта в течение 30-ти календарных дней, 2 этап поставки: с 15.10.2023 до 25.10.2023, 3 этап поставки: с 10.12.2023 до 20.12.2023.
Обществом была осуществлена поставка товара 1 этапа в полном объеме, заказчиком был принят товар, однако, в процессе эксплуатации товара заказчиком было выявлено, что товар ненадлежащего качества, в связи с чем заказчиком был направлен товар на экспертизу в ФГВУ "ВНИИИМТ" Роздравнадзора. Согласно заключению ФГВУ "ВНИИИМТ" Роздравнадзора экспертами было выдано отрицательное заключение, согласно которому качество медицинского изделия невозможно установить, безопасность медицинского изделия невозможно подтвердить, имеется непосредственная угроза вреда и тяжкого вреда здоровью.
Заказчиком после получения отрицательного заключения экспертизы было направлено письмо в адрес Общества с результатами экспертизы, а также требованием поставить товар надлежащего качества.
Общество после получения письма от заказчика с отрицательным заключением экспертизы, а также требованием поставить товар надлежащего качества, направил своего представителя на завод изготовитель ООО "ИВФ "Медфармсервис"" с которым у Общества заключен договор NСС0000979 от 10.08.2023 на поставку товара необходимого заказчику с просьбой изготовить необходимый заказчику товар надлежащего качества.
После изготовления новой партии товара ООО "ИВФ "Медфармсервис"" представитель Общества приехал к заказчику для установления подходит ли заказчику новый товар, на заседании Комиссии представители Общества и заказчика подтвердили указанный факт.
Заказчиком было установлено, что новый товар также является товаром ненадлежащего качества, в связи с чем заказчик направил в адрес Общества письмо согласно которому заказчик требует вернуть денежные средства уплаченные заказчиком за 1 этап поставки товара в размере 403 650,00 рублей. Общество вернуло денежные средства заказчику полученные за 1 этап поставки товара, что подтверждается платежными поручениями N6 от 18.12.2023, N20 от 13.02.2024.
На основании вышеизложенного заказчиком было принято решение об одностороннем расторжении контракта.
Поскольку как было указано ранее между заводом изготовителем и Обществом был заключен контракт, Общество во исполнение требований контракта направило в адрес заказчика партию товара, в соответствии с теми документами которые содержались в заявке Общества.
Вместе с тем Красноярское УФАС России отмечает, что Общество не является производителем товара подлежащего поставке по контракту.
Таким образом, Общество добросовестно полагало, что товар завода изготовителя является соответствующим требованиям действующего законодательства. Однако, после проведения экспертизы, о которой упоминалось ранее Общество также было впервые уведомлено о непригодности указанного товара.
Таким образом, вменить в вину Общества товар ненадлежащего качества производимый заводом - изготовителем невозможно, поскольку как было указано ранее Общество не является производителем товара.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель Общества пояснил, что больше не имеет договорных отношений с производителем ООО "ИВФ "Медфармсервис"".
Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно пункту 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Пункт 2 статьи 523 ГК РФ предусматривает следующее: нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Учитывая не поставку товара надлежащего качества, заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренное пунктом 11.3 контракта, частями 8, 9, 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, принял 20.03.2024 решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта урегулирована частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании сведений ЕИС Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 20.03.2024, что соответствует условиям, определенным частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Следовательно, с 20.03.2024 поставщик в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим образом уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечению указанного срока считается расторгнутым.
Поскольку, по мнению заказчика, поставщик в срок до 01.04.2024 не устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, контракт, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, считается расторгнутым.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 02.04.2024.
Комиссия отмечает, что вышеуказанная совокупность сведений относительно проведения процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке по инициативе заказчика свидетельствует о том, что заказчиком была соблюдена такая процедура, предусмотренная статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Изучив представленные документы и информацию, Комиссия приходит к выводу о том, что Общество при исполнении условий контракта приняло все зависящие от него меры для надлежащего исполнения условий контракта, а именно: товар был поставлен заказчику, Обществом была произведена замена товара, а также возвращены денежные средства в полном объеме.
Кроме того, поставщик в ходе исполнения контракта предпринимал действия по поставке товара, его замене, а также давал ответы на письма заказчика, что не свидетельствует о наличии в действиях поставщика умысла в недобросовестном уклонении от исполнения условий контракта.
Комиссия обращает внимание на то, что не приходит к выводу о неправомерности принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а приходит лишь к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о необходимости применения к поставщику такой санкции, как включение в реестр недобросовестных поставщиков. При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена специальная мера ответственности, имеющая гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
К моменту проведения заседания по рассмотрению обращения по существу Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении поставщика от исполнения контракта заключенного по результатам электронного аукциона.
При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Также Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью ООО "ХЭЛИМА" (ИНН 1655411807) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
М.А. Грицай
|
|
А.Н. Пшенникова |
Исп.Пшенникова А.Н.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 апреля 2024 г. N 024/10/104-941/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2024