резолютивная часть решения оглашена
05.04.2024, решение изготовлено 09.04.2024 г. Брянск
На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 29.03.2024, на основании обращения заказчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (вх. N 2128/24 от 29.03.2024) о включении сведений в отношении ООО "Ример" в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "___.."
Членов Инспекции: "__._."
в присутствии:
"___." - представителя заказчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области, действующего на основании доверенности N ТС-70 от 03.04.2024;
"___." - представителя заказчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области, действующего на основании доверенности N ТС-69 от 03.04.2024;
"___." - представителя заказчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области, действующего на основании доверенности N ТС-14 от 11.01.2024;
"___." - представителя ООО "Ример", действующего на основании доверенности б/н от 04.04.2024;
в результате рассмотрения обращения заказчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области о включении сведений в отношении ООО "Ример" "___." в реестр недобросовестных поставщиков, а также в результате проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку технических средств реабилитации - ходунков за N 0227100000824000006;
установила:
1) 25.01.2024 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку технических средств реабилитации - ходунков за N 0227100000824000006.
2) Начальная (максимальная) цена договора - 942 466,80 рублей.
3) На участие в запросе котировок в электронной форме за N 0227100000824000006 подано 3 (три) заявки.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.02.2024 NИЗК1 победителем запроса котировок в электронной форме признан - ООО "Ример", с ценой контракта 801 096,78 рублей.
5) 08.02.2024 между заказчиком Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области и ООО "Ример" заключен государственный контракт N 74-2024 на поставку технических средств реабилитации - ходунков.
В соответствии с п. 1.1 государственного контракта в соответствии с Контрактом Поставщик обязуется осуществить поставку инвалидам или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающего их полномочия (далее соответственно - Получатель, представитель Получателя), следующих технических средств реабилитации ходунки (далее - Товар), предусмотренных техническим заданием (приложение N 1 к Контракту) и спецификацией (приложение N 2 к Контракту), в Брянскую область в соответствии с календарным планом (приложение N 3 к Контракту), по направлениям на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, оформленным Заказчиком в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. N 439н "Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями" (далее - направления), а Заказчик обязуется оплатить Товар.
Согласно календарному плану, поставка товара должна быть осуществлена в течение 10 рабочих дней с момента заключения государственного контракта, то есть до 21.02.2024.
6) 21.02.2024 поставщиком в адрес заказчика направлено письмо о задержке поставки товара на территорию Брянской области.
7) 26.02.2024 заказчику от поставщика поступило приглашение на выборочную проверку товара.
8) 27.02.2024 заказчиком составлен и подписан Акт выборочной проверки поставляемого повара, в соответствии с которым заказчиком установлено несоответствие поставленного товара условиям контракта.
9) 05.03.2024 заказчик направил в адрес поставщика требование об исполнении обязательств по поставке товара, соответствующего требованиям условий контракта, в срок не позднее 07.03.2024.
10) 12.03.2024 поставщиком в адрес заказчика направлено письмо с уведомлением о том, что ООО "Ример" заинтересовано в добросовестном и качественном исполнении контракта, претензии со стороны заказчика учтены и предприняты меры по исправлению в акте выборочной проверки несоответствий, с просьбой предоставить срок до 25.03.2024 для полного устранения всех несоответствий.
11) 14.03.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неоднократным нарушением поставщиком сроков поставки товара.
Указанное решение размещено заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок 14.03.2024 16:46 ч., которое впоследствии 14.03.2024 16:46 ч. автоматически с использованием единой информационной системы направлено поставщику.
12) 28.03.2024 заказчиком в адрес поставщика направлена претензия (требование) о выплате неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
13) 04.04.2024 платежным поручением N 5 поставщиком уплачена неустойка за нарушение условий государственного контракта в размере 19099,30 руб.
По итогам рассмотрения обращения заказчика, проведения проверки, Инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующему выводу:
Заказчиком Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области 14.03.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 74-2024 на поставку технических средств реабилитации - ходунков от 08.02.2024.
В основу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком положено неисполнение обязательств по поставке товара по контракту в установленный срок.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.1 контракта N 74-2024 на поставку технических средств реабилитации - ходунков от 08.02.2024 предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчиком Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области 14.03.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 74-2024 на поставку технических средств реабилитации - ходунков от 08.02.2024.
Указанное решение размещено заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок 14.03.2024 16:46, которое впоследствии 14.03.2024 16:46 автоматически с использованием единой информационной системы направлено поставщику ООО "Ример", в соответствии с положениями п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, 14.03.2024 является датой надлежащего уведомления поставщика ООО "Ример" об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 14.03.2024 является датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, следовательно, с 26.03.2024 контракт N 74-2024 на поставку технических средств реабилитации - ходунков от 08.02.2024 считается расторгнутым.
Таким образом, заказчиком Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области процедура расторжения контракта в одностороннем порядке соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Инспекция Брянского УФАС России всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО "Ример" в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к выводу о недоказанности заказчиком Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области в рамках заключенного государственного контракта недобросовестного поведения поставщика ООО "Ример".
Данный вывод подтверждается следующим:
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган оценивает поведение исполнителя (поставщика) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае выясняет причины неисполнения контракта и оценивает существенность допущенного нарушения.
Вместе с тем, отказ заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Верховный Суд Российской Федерации также неоднократно разъяснял, что при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной проверкой, а должен устанавливать по делу обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Согласно п. п. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
При рассмотрении материалов настоящего дела установлено, что ООО "Ример" предпринимались попытки поставить необходимый заказчику товар.
Так, ООО "Ример" в пределах срока, установленного условиями контракта, 21.02.2024 направило уведомление о задержке поставки товара ввиду нарушения сроков транспортировки товара третьими лицами, а также об обязательстве осуществить поставку товара 26.02.2024.
Далее, 26.02.2024 в адрес заказчика поставщиком было направлено уведомление о необходимости проведения 27.02.2024 выборочную проверку поставленного товара.
27.02.2024 заказчиком составлен и подписан Акт выборочной проверки поставляемого повара, в соответствии с которым заказчиком установлено несоответствие поставленного товара условиям контракта с указанием на выявленные несоответствия.
12.03.2024 поставщиком в адрес заказчика направлено гарантийное письмо с уведомлением о том, что ООО "Ример" заинтересовано в добросовестном и качественном исполнении контракта, претензии со стороны заказчика учтены и предприняты меры по исправлению в акте выборочной проверки несоответствий, с просьбой предоставить срок до 25.03.2024 для полного устранения всех несоответствий, что свидетельствует о наличии намерений у ООО "Ример" исполнить взятые на себя обязательства по заключенному контракту N 74-2024 на поставку технических средств реабилитации - ходунков.
Однако, согласно пояснениям представителя заказчика, ввиду социальной значимости заключенного контракта, у Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области не имелось возможности значительно продлить срок поставки товара.
Предпринятые действия ООО "Ример" по поставке товара, неоднократное направление гарантийных писем в адрес заказчика, а также действия поставщика по урегулированию возникшей ситуации (обязательства по устранению выявленных недостатков при выборочной приемке товара), свидетельствуют о предпринятых ООО "Ример" мерах по надлежащему исполнению принятых на себя обязательств.
Односторонний отказ заказчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области от исполнения контракта свидетельствует о существенном нарушении поставщиком ООО "Ример" условий контракта, однако, ООО "Ример" представлены на обозрение Инспекции Брянского УФАС России доказательства принятия возможных, достаточных мер к устранению выявленных нарушений, а также попытки урегулированию возникшей ситуации, что не может в полной мере свидетельствовать о недобросовестности поставщика.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
В данном случае, фактические обстоятельства дела не подтверждают совершение ООО "Ример" умышленных действий (бездействия) и недобросовестного поведения. Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Ример", в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, сведения в отношении ООО "Ример" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства N 1078, Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
Сведения в отношении ООО "Ример" "___." в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 9 апреля 2024 г. N РНП-32-839
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2024