резолютивная часть решения объявлена 05.04.2024 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе_,
при участии от Общества с ограниченной ответственностью "Л.В.З. Строй" (далее - Победитель, Общество) ... по доверенности от 02.04.2024 г., от Муниципального учреждения "Местная администрация с.п. Урожайное" Терского муниципального района (далее - Заявитель, Заказчик) ... без доверенности, от Местной администрации Терского Муниципального района КБР ... без доверенности, в отсутствии иных лиц, надлежащим образом извещённых о дате и времени рассмотрения обращения,
рассмотрев, в режиме видео-конференц связи, обращение Заявителя о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) в связи уклонением от заключения контракта по итогам запроса котировок N0104300005124000008 "Выполнение работ по благоустройству сквера по адресу: ул. Хагова, 13 "А", с. Урожайное, Терский район, Кабардино-Балкарская Республика" (Закупка, Запрос котировок), руководствуясь ст.104 Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ППN1078), Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - ППN1576),
Установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР поступило обращение Заявителя о включении в РНП сведений об Обществе, в связи с уклонением от заключения контракта по результатам Запроса котировок.
Рассмотрев доводы, изложенные в обращении Заявителя, изучив представленные документы, проанализировав письменные пояснения Победителя Запроса котировок, исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
18.03.2024 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) было размещено извещение N0104300005124000008 "Выполнение работ по благоустройству сквера по адресу: ул. Хагова, 13 "А" с начальной (максимальной) ценой контракта 3 434 289,94 руб. В извещении указано: дата и время начала срока подачи заявок - 18.03.2024 г. 15:52; дата и время окончания срока подачи заявок - 25.03.2024 г. 08:00; Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 27.03.2024 г.
На участие в Запросе котировок было подано 4 заявки, которые в последующем были признаны соответствующими требованиям извещения и положениям Закона о контрактной системе и допущены до участия в Запросе котировок, в последствие Общество признано победителем Запроса котировок.
Согласно ч.1 ст.104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе).
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в ч.4 ст.104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (ч.7 ст.104).
По результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" п.13 ПП N1078, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п.п.14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п.п. "б" п.13 ПП N1078 от 30.06.2021 г.).
Согласно ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
В соответствии с ч.6 ст.51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч.3 (за исключением случая, предусмотренного п.3 ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования п.3 ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе) и ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч.3 и 5 ст.51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч.10 ст.104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного пп."а" п. "б", обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пп."а" п.2 ч.6 ст.51 Закона о контрактной системе протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В силу ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно представленным сведениям, 27.03.2024 г. Заказчиком был направлен проект контракта Победителю для подписания.
Со стороны Победителя необходимо было в срок не позднее 28.03.2024 г. направить в адрес Заказчика подписанный проект контракта, с приложением документов, подтверждающих исполнение обязанности по обеспечению исполнения контракта.
Вместе с тем, Победителем, в установленный действующем законодательством срок - 28.03.2024 г. проект контракта не был подписан.
29.03.2024 г. Заявителем составлен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, который был размещен на официальном сайте ЕИС и электронной площадке 29.03.2024 г. и направлена информация об уклонении Победителя Закупки от заключения контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На заседании Комиссии представитель Общества пояснил, что Участник не имел намерений уклониться от заключения контракта, однако, по причине отсутствия ответственного должностного лица на рабочем месте, послужило причиной неподписания контракта, а также указал на то, что 28.03.2024 г. является нерабочим праздничным днем на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Из указанного следует, что крайняя дата подписания контракта выпало на период объявленного нерабочего дня в Кабардино-Балкарской Республике, однако несмотря на это электронная площадка zakupki.gov.ru работала, у Общества была возможность подписать контракт с 14 ч. 36-м. 27.03.2024 г. до 23 ч. 59-м. 28.03.2024 г.
Указанный довод не является основанием для не подписания контракта, о чем указал Верховный суд Российской Федерации в своем определении от 9 апреля 2021 г. N 308-ЭС21-3175: Доводы заявителя жалобы о том, что заказчик по согласованию с оператором электронной площадки должен был перенести регламентированную дату подписания контракта на первый рабочий день - 29.04.2020, учитывая, что последний день подписания 28.04.2020 в Ставропольском крае был объявлен нерабочим (праздничным) днем, а также об отсутствии с его стороны бездействия и умысла в уклонении от заключения контракта были рассмотрены судами апелляционной и кассационной инстанций и мотивированно отклонены.
Оценивая данный довод, Комиссия учитывает, что обязанность по подписанию контракта возложена на общество как на юридическое лицо, участника конкурентной процедуры. Согласно установленной Законом о контрактной системе специфике документооборота на электронной площадке невыполнение участником электронного аукциона таких требований является правовым риском последующего признания, его уклонившимся от подписания контракта, поскольку наличие у лица соответствующего волеизъявления на заключение контракта должно быть реализовано в установленные Законом сроки.
Принимая решение об участии в процедуре закупки, подавая соответствующую заявку, общество несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения ими действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона (в том числе риски, возникающие ввиду технической сложности проведения такого аукциона, в том числе возможного отключения доступа к сети Интернет, поломки компьютера или ноутбука, имеющего доступ к электронной площадке, или внезапное отключение электроэнергии).
При этом, такими действиями (бездействием) не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, с нарушением обеспечения публичных интересов в этих правоотношениях. Претендуя на заключение контракта путем участия в торгах, общество не только имело возможность учитывать специфику заключения контрактов, но и обязано был это сделать. Невыполнение в данном случае победителем требований закона влечет невозможность заключения с ним контракта.
В силу ч.5 ст.104 Закона о контрактной системе в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных п.24, 25 - 25.3 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную п. 1 - 3 ч.3 ст.104 Закона о контрактной системе, а также документы, свидетельствующие об уклонении от заключения контракта.
Включение сведений в РНП является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о контрактной системе.
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что информация о победителе закупки подлежит включению в РНП, если им в установленный срок не подписан госконтракт по причине болезни (отсутствия) ответственного сотрудника, т.к. болезнь сотрудника не относится к обстоятельствам непреодолимой силы, поскольку данное обстоятельство не характеризуется непредсказуемостью и непредотвратимостью. При этом, ошибочность реквизитов для перечисления обеспечительного платежа при установлении факта неподписания заявителем проекта контракта правового значения не имеют (Документ: Определение Верховного суда РФ от 02 апреля 2024 года N305-ЭС24-3789 по делу NА40-56773/2023, Решение АС города Москвы от 26 июня 2023 года по делу NА40-56773/2023).
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 N 305-КГ15-9489 разъяснено, что недобросовестность может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению соответствующих норм и правил. Применительно к Закону о контрактной системе лицо, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта.
Подтверждение объективной невозможности оформить надлежащее обеспечение исполнения контракта, а также подписания проекта контракта в сроки на заседание Комиссии Обществом не представлено.
Согласно сведениям, размещённым в ЕИС Обществом заключено 26 контрактов в соответствии с Законом о контрактной системе, что подтверждает наличие опыта участия в закупках и осознание рисков в случае уклонения от заключения контракта.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что действия Заказчика в части признания участника уклонившимся от заключения контракта являются правомерными и соответствующими положениям Закона о контрактной системе.
Вина участника закупки состоит в том, что он не выполнил установленные ст. 51 Закона о контрактной системе требования и не предпринял зависящие от него меры по их соблюдению. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение требований, установленных Законом о контрактной системе, при рассмотрении дела не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.104 Закона о контрактной системе, ПП N1078, ПП N1576, Комиссия,
Решила:
1. Удовлетворить обращение Муниципального учреждения "Местная администрация с.п. Урожайное" Терского муниципального района о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Л.В.З. Строй" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. Включить сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Л.В.З. Строй" сведения генеральном директоре/учредителе - _ в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Дата события <*> |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
29.03.24г. |
02.04.24г. |
29.03.24г. |
0 |
01.04.24г. |
08.04.24г. |
05.04.24 |
0 |
10.04.24г. |
10.04.24г. |
00 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 10 апреля 2024 г. N 007/06/104-301/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2024