Резолютивная часть решения оглашена 09.04.2024
В полном объеме решение изготовлено 11.04.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ГБУЗ "ЧОКБ" (далее - заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Медика-Плюс" (далее - ООО "Медика-Плюс", Общество, участник закупки), его участниках, единоличном исполнительном органе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением Общества от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона на поставку диагностических наборов для паразитологических исследований (извещение N 0369200000524000155) (далее - аукцион), при дистанционном участии:
- представителя заказчика Демидовой Е.В., действующего на основании доверенности от 09.01.2024;
- представителя ООО "Медика-Плюс" Автушенко В.А., действующего на основании доверенности от 08.04.2024,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе 02.04.2024 в Челябинское УФАС России поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "Медика-Плюс", его участниках, единоличном исполнительном органе в связи с уклонением Общества от заключения контракта.
Извещение N 0369200000524000155 о проведении аукциона опубликовано в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 14.03.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта - 194 160,00 рублей.
В соответствии с доводами обращения заказчика ООО "Медика-Плюс" на электронной площадке подписан проект контракта. Также Обществом в качестве обеспечения исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер представлена независимая гарантия от 01.04.2024 N 10773108 на сумму 19 367,43 рублей.
Однако Обществом не исполнены требования части 9 статьи 37 Закона о контрактной системе, а именно одновременно с подписанным проектом контракта, обеспечением исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер на электронной площадке не размещено обоснование цены контракта. Указанное обстоятельство послужило причиной признания лица уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пояснениям представителя ООО "Медика-Плюс", Обществом на электронной площадке размещен подписанный проект контракта. В качестве обеспечения исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер участником закупки представлена независимая гарантия от 01.04.2024 N 10773108 на сумму 19 367,43 рублей. Однако, в связи с ошибкой специалиста, ответственного за заключение контракта, не был прикреплен файл, содержащий обоснование предлагаемой цены контракта.
По мнению ООО "Медика-Плюс", Общество не уклонялось от заключения контракта, выразило намерение заключить и исполнить рассматриваемый контракт.
Обществом закуплен товар, необходимый для исполнения рассматриваемого контракта, что подтверждается счетом N 0-2407310 от 01.04.2024, товарной накладной N 65 от 01.04.2024.
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, и т.д.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей.
Согласно части 9 статьи 37 Закона о контрактной системе, если конкурс или аукцион проводится для заключения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Согласно материалам дела победителем рассматриваемой закупки признано ООО "Медика-Плюс" с ценовым предложением 129 116,20 рублей (снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 33,5%).
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещен в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, на электронной площадке 22.03.2024.
Заказчиком 25.03.2024 в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе опубликован проект контракта для дальнейшего его подписания участником закупки.
ООО "Медика-Плюс" 01.04.2024, в регламентированный срок, на электронной площадке размещен подписанный проект контракта. В качестве обеспечения исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер Обществом представлена независимая гарантия от 01.04.2024 N 10773108 на сумму 19 367,43 рублей.
Вместе с тем, участником закупки одновременно с подписанным проектом контракта, обеспечением исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер на электронной площадке не размещено обоснование цены контракта, предусмотренное частью 9 статьи 37 Закона о контрактной системе. Указанное обстоятельство послужило причиной признания лица уклонившимся от заключения контракта, о чем свидетельствует протокол N 3/2024 от 02.04.2024.
Согласно пояснениям представителя ООО "Медика-Плюс" участник закупки не имел намерений уклоняться от заключения контракта с заказчиком. Обществом предприняты меры, направленные на заключение контракта с заказчиком.
Также ООО "Медика-Плюс" закуплен товар, необходимый для исполнения рассматриваемого контракта, что подтверждается счетом N 0-2407310 от 01.04.2024, товарной накладной N 65 от 01.04.2024.
На заседании Комиссии заказчик не настаивал на включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Медика-Плюс".
В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Исходя из содержания части 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Кроме того, в силу подпункта "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В данном случае, с учетом действий ООО "Медика-Плюс" по подписанию проекта контракта, предоставлению обеспечения исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер, что подтверждает намерение участника закупки заключить контракт с заказчиком, Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение о невключении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком в отношении ООО "Медика-Плюс" (ИНН 4707052995), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 апреля 2024 г. N 074/10/104-783/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2024