Резолютивная часть решения оглашена 08.04.2024
В полном объеме решение изготовлено 11.04.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя управления - начальник отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Администрации Курчатовского района (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "БЭСТ-174" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона N 0169300000123001749 на выполнение работ по содержанию сквера 55 микрорайона в Курчатовском районе города Челябинска (далее - аукцион), в присутствии посредством системы видеоконференцсвязи:
- представителя Администрации Курчатовского района Рудаковой П.Я., действующего на основании доверенности от 05.04.2024,
- представителя Администрации Курчатовского района Мироновой А.И., действующего на основании доверенности от 05.04.2024,
- представителя Администрации Курчатовского района Тамбовцева А.М., действующего на основании доверенности от 05.04.2024,
- представителя ООО "БЭСТ-174" Дарбакова А.Ю., действующего на основании доверенности от 05.04.2024,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение Администрации Курчатовского района о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "БЭСТ-174" (далее - общество, исполнитель).
Согласно представленным документам 11.09.2023 заказчиком и обществом заключен контракт по цене 619 355, 75 рублей.
Решением от 18.03.2024 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду ненадлежащего исполнения обществом обязательств по контракту, а именно в связи с тем, что зимнее содержание осуществлено с нарушением сроков выполнения работ, а также не в полном объеме, что подтверждается актами проверки хода и качества выполнения работ. В связи с указанными обстоятельствам сведения о включении ООО "БЭСТ-174" в реестр недобросовестных поставщиков направлены заказчиком в антимонопольный орган.
На заседании Комиссии представитель ООО "БЭСТ-174" возражал против включения в реестр недобросовестных поставщиков, указав, что услуги по контракту оказывались с периодичностью, указанной в техническом задании, при этом при составлении актов подрядчик не присутствовал, не уведомлялся кроме 2 из 12 проверок, услуги оказывались в течение недели с периодичностью, предусмотренной контрактом. При этом в связи с неблагоприятными погодными условиями в декабре 2023 года уборка снега проводилась вручную ввиду дефицита снегоуборочной техники.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 5.3 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования частей 12.1, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, заказчиком 18.03.2024 принято и размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр контрактов" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения такого решения является 18.03.2024, в связи с чем контракт является расторгнутым 29.03.2024.
Cведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 01.04.2024.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ООО "БЭСТ-174" 13.12.2023 заключен контракт N МК.23-102815Э (далее - контракт) посредством обмена электронными документами в единой информационной системе.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта предметом контракта является выполнение работ по содержанию сквера 55 микрорайона в Курчатовском районе города Челябинска (далее - работы) согласно техническому заданию (приложение N 1 к Контракту), расчету стоимости (Приложение N3 к Контракту), являющимися неотъемлемыми приложениями настоящего контракта, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора возмездного оказания услуг, порядок исполнения которого регламентирован главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Таким образом, в соответствии со статьей 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно пункту 1.3 контракта срок выполнения работ определен в следующем порядке:
- зимнее содержание: с даты заключения контракта, но не ранее 02.12.2023 по 15.04.2024;
- летнее содержание: с 16.04.2024 по 30.09.2024.
Согласно условиям технического задания зимнее содержание включает в себя следующие виды работ по содержанию газонов, пешеходных дорожек (тротуарная плитка, асфальт, набивные), площадок песчаных, малых архитектурных форм, скамеек, урн), а именно:
- уборка указанных территорий и объектов от мусора, в том числе от надписей, объявлений;
- очистка от снега вручную и механизированным способом, подметание;
- посыпание песком пешеходных дорожек.
Из переписки, представленной сторонами, следует, что при проверки заказчиком хода и качества выполнения работ составлены акты от 14.12.2023, 18.12.2023, 20.12.2023 (2 раза), 22.12.2023, 27.12.2023, 28.12.2023, 29.12.2023, 11.01.2024, 13.01.2024, 15.01.2024, 18.01.2024, из которых следует, что работы выполнялись не в полном объеме.
Так из актов за декабрь 2023 года следует, что из всего объема работ выполнялись работы по очистке газонов от мусора, посыпание песком пешеходных дорожек, по уборке от мусора и снега малых архитектурных форм, скамеек, урн, при этом в январе 2024 года работы не выполнялись.
Вместе с тем, заказчик не представил доказательств уведомления подрядчика о проведении 10 из 12 проверок, за исключением осуществления проверок от 18.12.2023, 20.12.2023, на которых присутствовал представитель общества, что подтверждается подписью в актах.
Таким образом, фиксация выполнения объема работ на дату проверок в большинстве случаев осуществлялась без участия представителя подрядчика.
Следует отметить, что из ведомости объемов работ следует, что периодичность выполнения работ составляет 1-2 раза в неделю за исключением очистки урн от мусора, вывоза мусора и снега (ежедневно), однако фактически акты составлялись (от 1 до 3 раз в неделю), что не позволяет сделать однозначный вывод о том, что подрядчиком не производилась уборка в другие дни недели.
Так, акт о приемке выполненных работ составлен и размещен подрядчиком в единой информационной системе 05.02.2024 на сумму 39 452, 33 рублей, при этом заказчиком принят объем работ на 2316, 00 рублей.
При этом 17.01.2024 общество сообщило заказчику об отсутствии технической возможности исполнения контракта и просило расторгнуть контракт по соглашению, однако заказчик на данное письмо не ответил, при этом после 18.01.2024 проверка хода выполнения работ не осуществлялась.
В связи с тем, что исполнителем обязательства выполнены не в полном объеме, предусмотренном в техническом задании, заказчиком принято решение о расторжении контакта в одностороннем порядке от 18.03.2024.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
В рамках привлечения лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.
При рассмотрении документов и сведений, представленных заказчиком и обществом, Комиссией установлено, что исполнитель на протяжении срока исполнения контракта выполнял работы по зимнему содержанию территории, при этом явных обстоятельств, свидетельствующих об уклонении от исполнения контракта, не усматривается.
Комиссией учитывается тот факт, что фиксация неисполнения обязательств в полном объеме производилась заказчиком в большинстве случае без уведомления стороны, а также проверка осуществлялась не ежедневно, что не позволяет сделать однозначный вывод о том, что уборка территории осуществлялась ненадлежащим образом с учетом периодичности, указанной в контракте.
При этом, доводы представителей заказчика, согласно которым проверка качества выполнения работ в силу пункта 2.4 контракта может осуществлять без участия подрядчика не исключает наличия обязанности по взаимодействию сторон при исполнении контракта в силу пункта 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, при том, что характер работ, являющихся предметом контракта, предполагает фиксацию их надлежащего/ненадлежащего выполнения в присутствии обеих сторон.
Так, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, принимая во внимание принятие обществом мер, направленных на исполнение контракта, выраженных в частичной приемке и оплате услуг, отсутствие достаточных доказательств, свидетельствующих о неисполнении обязательств в полном объеме в сроки, предусмотренные контрактом, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "БЭСТ-174", лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, участнике общества, в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Администрацией Курчатовского района в отношении ООО "БЭСТ-174" (ИНН 7451461085), его единоличного исполнительного органа, участника общества, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 апреля 2024 г. N 074/10/104-776/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2024