Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), в следующем составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Диапазон" (далее также - ООО "Диапазон", заинтересованное лицо): ... (представитель по доверенности),
в отсутствии:
заказчика МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "СЛУЖБА ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "НАМСКИЙ УЛУС РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"" (далее - МКУ "СЕЗ МО "НАМСКИЙ УЛУС РС (Я)"", заказчик): не подключились, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев обращение, представленное заказчиком МКУ "СЕЗ МО "НАМСКИЙ УЛУС РС (Я)"" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) участника закупки ООО "Диапазон" в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: 6-ти квартирный жилой дом для молодых специалистов в с. Харыялах Намского улуса Республики Саха (Якутия) в рамках программы реализации мероприятий общереспубликанского движения добрых дел "Моя Якутия XXI веке" (извещение N 0816500000624002855), действуя в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании пунктов 13, 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило обращение, представленное заказчиком МКУ "СЕЗ МО "НАМСКИЙ УЛУС РС (Я)"" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) участника закупки ООО "Диапазон" в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: 6-ти квартирный жилой дом для молодых специалистов в с. Харыялах Намского улуса Республики Саха (Якутия) в рамках программы реализации мероприятий общереспубликанского движения добрых дел "Моя Якутия XXI веке" (извещение N 0816500000624002855).
Из обращения заказчика следует, что ООО "Диапазон" не подписал контракт в установленный срок, в связи с чем, Заказчиком принято решение о признании участника уклонившимся от заключения контракта.
Из пояснений заинтересованного лица следует, что намерений уклоняться от заключения муниципального контракта не было.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1. 04.03.2024 года уполномоченным учреждением на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки, РТС-тендер опубликовано извещение N 0316100013024000020 о проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: 6-ти квартирный жилой дом для молодых специалистов в с. Харыялах Намского улуса Республики Саха (Якутия) в рамках программы реализации мероприятий общереспубликанского движения добрых дел "Моя Якутия XXI веке";
2. Начальная (максимальная) цена контракта - 11 559 135,74 рублей;
3. 14.03.2024 года подведены итоги электронного аукциона, по результатам которого заявка ООО "Диапазон" признана победителем и соответствующей требованиям извещения о проведений закупки;
4. 18.03.2024 На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Проект контракта" N 1 от 18.03.2024;
5. 25.03.2024 Из личного кабинета поставщика в ЕИС получен документ "Протокол разногласий N 0816500000624002855000102" от 25.03.2024
6. 26.03.2024 11:24 (МСК+6) Размещен документ "Доработанный проект контракта" N 1 от 26.03.2024
7. 28.03.2024 от электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 26.03.2024;
8. 01.04.2024 размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 29.03.2024 NППУ20_1" для закупки N0816500000624002855;
9. 01.04.2024 Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 01.04.2024.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об участнике закупки ООО "Диапазон" по следующим основаниям:
В силу части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпункт "а" пункт 2 часть 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в часть 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Исходя из части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьи 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пункт 1 часть 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пункт 2 часть 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пункт 1 часть 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с часть 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пункт 2 часть 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпункт "б" пункт 2 часть 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 частью 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 частью 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного часть 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных часть 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно пункта 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пункт 3 часть 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный часть 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункт 3 часть 3 настоящей статьи) и часть 5 настоящей статьи: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе участнику закупки ООО "Диапазон" надлежало подписать контракт в срок до 27.03.2024 года включительно.
Между тем согласно сведением из ЕИС в журнале событий отражено следующее:
В связи с чем, Заказчиком принято решение о признании участника уклонившимся от заключения контракта.
Материалами дела установлено следующее:
1. 14.03.2024 года подведены итоги электронного аукциона, по результатам которого заявка ООО "Диапазон" признана победителем и соответствующей требованиям извещения о проведений закупки;
2. 18.03.2024 На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Проект контракта" N 1 от 18.03.2024;
3. 25.03.2024 Из личного кабинета поставщика в ЕИС получен документ "Протокол разногласий N 0816500000624002855000102" от 25.03.2024
4. 26.03.2024 11:24 (МСК+6) Размещен документ "Доработанный проект контракта" N 1 от 26.03.2024
5. 28.03.2024 от электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 26.03.2024;
6. 01.04.2024 размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 29.03.2024 NППУ20_1" для закупки N0816500000624002855;
7. 01.04.2024 Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 01.04.2024.
Из письменных пояснений заинтересованного лица следует, что 27.03.2024, директор общества Стрекаловский Симон Иннокентьевич попытался осуществить подписание проекта контракта на электронно-торговой площадке.
Однако, подписание Контракта не произошло, после нескольких попыток осуществить действие, посредством телефонной связи был осуществлен звонок на электронно- торговую площадку с целью выяснить причины невозможности подписания Контракта.
После проверки работоспособности со стороны площадки, оператор сообщил об отсутствии нарушений в работе системы и посоветовал обратиться в сервисный центр для диагностики оборудования.
После этого, со стороны ООО "Диапазон" было сделано обращение за помощью к специалистам, где приняли рабочий ноутбук для диагностики, выявили предположение о его заражении вредоносным ПО и сообщили что ремонтные работы невозможно закончить текущим днем.
В сервисном центре сообщили что могут помочь в установке электронно-цифровой подписи на другом ноутбуке.
Однако, приехав с личным ноутбуком, директор общества выяснил что сервисный центр уже закрылся, как и остальные мастерские в округе.
Собственными силами настроить личный ноутбук для подписания контракта на электронно- торговой площадке не удалось, как и не удалось найти мастера, который мог бы это сделать.
В процессе указанных выше действий, в адрес Заказчика было направлено письмо с сообщением обстоятельств произошедшего.
28 марта 2024 года, в единой информационной системе появилась информация о признании общества уклонившимся от заключения контракта.
Тем же днем, в адрес Заказчика было направлено второе письмо с приложенным подписанным проектом контракта и просьбой подписать Контракт и дать возможность его исполнить.
Обеспечение исполнения контракта ООО "Диапазон" намеревалось подтвердить собственным опытом:
- Муниципальный контракт N5957-3 от 26.04.2023 г. (икз 233140400411514040100100070014299244);
- Государственный контракт N0816500000623008598 от 20.06.2023 г. (икз 232143515083914350100100140014391244);
- Государственный контракт N08165000006230162380001 от 18.09.2023 г. (икз 232143532891314350100100400014399243).
Сделав окончательную проверку компьютерного оборудования, было выявлено наличие вредоносных программ, которые по предварительной информации спровоцировали данную ситуацию.
Представитель ООО "Диапазон" так же пояснил, что неоднократно выполняло подобного рода контракты, имеет все необходимое для выполнения Контракта в полном объеме и уже провело активную предварительную подготовку к исполнению.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий, как внесения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции, обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является наличие однозначных доказательств, свидетельствующих о недобросовестности победителя закупки, в том числе и не подписавшего в установленный срок проект контракта.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. 28.06.2017), согласно которой нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
В соответствии с пункт 14 Правил Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Изучив материалы дела, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок приходит к мнению, что действия ООО "Диапазон", приведшие к уклонению от заключения контракта, вызваны не умыслом в уклонении от подписания контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078, Комиссия по результатам проверки факта уклонения участника закупки от заключения государственного контракта,
р е ш и л а:
Сведения, представленные заказчиком МКУ "СЕЗ МО "НАМСКИЙ УЛУС РС (Я)"" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) участника закупки ООО "Диапазон" в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: 6-ти квартирный жилой дом для молодых специалистов в с. Харыялах Намского улуса Республики Саха (Якутия) в рамках программы реализации мероприятий общереспубликанского движения добрых дел "Моя Якутия XXI веке" (извещение N 0816500000624002855) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 апреля 2024 г. N 014/06/104-485/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2024