Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Три-А" на действия Заказчика администрации Воскресенского МР Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0360300079424000016 "Поставка мини-погрузчика".
УСТАНОВИЛА:
04.04.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Три-А" на действия Заказчика администрации Воскресенского МР Саратовской области при проведении электронного аукциона
N 0360300079424000016 "Поставка мини-погрузчика" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что извещение о закупке не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), кроме того Заявитель указывает, что по совокупности требований, установленных Заказчиком в описании объекта закупки, подходит только одна модель техники, а именно Четра МКСМ800М или 1000.
Представители Заявителя, присутствующие на рассмотрении жалобы, доводы жалобы поддержали.
Представитель Заказчика присутствующий при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считал жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
25.03.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком по данному Аукциону является администрация Воскресенского МР Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 240 840,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него.
Согласно извещению, объектом закупки является поставка мини-погрузчика "Четра МКСМ-800-М" комплектации "Премиум" (или эквивалент) (согласно Техническому заданию) в количестве 1 (одна) штука.
Согласно описанию объекта закупки Заказчиком были установлены следующие характеристики:
16 |
Тип подъема стрелы |
Вертикальный |
|
Наиболее эффективная работа и высокая производительность. Повышенная устойчивость при погрузочных работах. Требование установлено в связи с особенностями проводимых работ |
19 |
Колесная база |
Не более 1190 |
мм |
Более короткая колесная база необходима с целью предотвращения задевания днищем погрузчика бордюра при заезде и съезде с бордюров и повреждений бордюра и днища погрузчика |
Пунктом 1 постановления Правительства N 145 от 08.02.2017 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд используется в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога)
Комиссия УФАС отмечает, что действующими нормами Закона о контрактной системе не установлено специальных требований к содержанию и полноте вышеуказанного обоснования
С учетом методологии разработки каталога Минфином России и Федеральным казначейством предусмотрены три вида характеристик (Письмо Минфина России от 29.12.2018 N 24-06-08/96896):
- "не изменяемая заказчиком" - характеристика с установленным значением, не подлежащим изменению заказчиком при выборе позиции;
- "изменяемая заказчиком (выбор одного)" - позволяет заказчику выбрать одно из множества значений характеристики;
- "изменяемая заказчиком (множественный выбор)" позволяет заказчику выбрать одно или несколько значений характеристики.
Такие характеристики как тип подъема стрелы и колесная база указаны как дополнительные и определяются Заказчиком исходя из его потребностей.
Из жалобы Заявителя следует, что им проведен анализ рынка соответствующей техники и в описании объекта Заказчиком установлены дополнительные характеристики в части типа подъема стрелы, колесной базы, которые по совокупности подходят только для одной модели, что лишает Заявителя поставить АНТ 1000. А также, отсутствует обоснование установления дополнительных характеристик.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что Заказчик не имеет возможности устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а, в свою очередь, положения Закона о контрактной системе не обязывают Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Согласно пояснениям Заказчика, наличие характеристики мини-погрузчика: "Тип подъема стрелы - вертикальный" позволяет снизить нагрузку на стрелу погрузчика, повышая его устойчивость при погрузочных работах, увеличивая срок эксплуатации техники. Благодаря наличию стрелы ковша с измененной кинематикой движения, которая позволяет обеспечить ковшу вертикальный подъем, высота подъема разгрузки ковша увеличивается, а запас грузоподъемности повышается (относительно базовой комплектации) на 20%.
Погрузчики с вертикальным подъемом стрелы характеризуются ускоренным гидравлическим циклом (работают быстрее) и имеют лучшую устойчивость. Они могут более эффективно использоваться при загрузке самосвалов и других грузовых машин с нарощенными бортами, так как рассчитаны на более тяжелые грузы и могут поднять их выше, что, в свою очередь способствует наиболее эффективной работе и высокой производительности, полностью отвечая условиям работы для обеспечения нужд Заказчика.
Значение характеристики "Колесная база" - "не более 1190 мм." так же установлено в соответствии с существующими у него условиями эксплуатации требуемого к поставке погрузчика (в том числе при использовании его в качестве дорожно-эксплуатационной техники), так как более короткая колесная база необходима с целью предотвращения задевания днищем погрузчика бордюра при заезде и съезде с него, повреждений самого бордюра и днища погрузчика.
Изменение вышеуказанных указанных характеристик приведет как к ухудшению параметров, подлежащего к поставке по результату закупки погрузчика, так может повлечь за собой и увеличение трудовых и финансовых затрат Заказчика при дальнейшей его эксплуатации.
Дополнительные характеристики установлены в целях экономической эффективности, повышения производительности и качества выполняемых работ, обеспечения сопротивления воздействию нагрузок при выполнении поставленных задач, увеличения функционала и долговечности оборудования, безопасности и удобства в работе.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
На участие в закупке подано две заявки участников. Оба участника участвовали в закупке, производя снижение Н(М)ЦК. Заявки обоих участников признаны соответствующими положениям Закона о контрактной системе и извещению о проведении аукциона.
При таких обстоятельствах довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Три-А" на действия Заказчика администрации Воскресенского МР Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0360300079424000016 "Поставка мини-погрузчика" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 11 апреля 2024 г. N 064/06/33-519/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024