Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок, заместитель председателя Комиссии, |
Новосельцева А.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии, |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии, |
в присутствии представителей заказчика - ФГБУ "Новосибирский научно-исследовательский институт туберкулеза" Минздрава России - (по доверенности), (по доверенности),
в отсутствие представителей исполнителя - ООО "ЗВЕНО", уведомлено надлежащим образом,
рассмотрев в дистанционном режиме обращение ФГБУ "ННИИТ" Минздрава России о включении сведений об ООО "ЗВЕНО" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом ФГБУ "ННИИТ" Минздрава России от исполнения контракта, заключенного с ООО "ЗВЕНО" по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию установок противопожарной защиты (извещение N 0351100002323000223), цена контракта 743 360,30 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение ФГБУ "ННИИТ" Минздрава России о включении сведений об ООО "ЗВЕНО" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом ФГБУ "ННИИТ" Минздрава России от исполнения контракта, заключенного с ООО "ЗВЕНО" по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию установок противопожарной защиты (извещение N 0351100002323000223).
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
23.01.2024 между заказчиком и ООО "ЗВЕНО" был заключен контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию установок противопожарной защиты.
Согласно п.1.1 контракта исполнитель по заданию заказчика обязуется в установленный контрактом срок оказать услуги по техническому обслуживанию установок противопожарной защиты, а заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.
В соответствии с п.4.1 контракта услуги оказываются с даты заключения контракта и в течении 12 месяцев.
Пунктом 7.2 технического задания на оказание услуг по техническому обслуживанию установок противопожарной защиты (далее - приложение N 1 к контракту) предусмотрено ежемесячное оказание части услуг.
В соответствии с п.7.2.1 приложения N 1 к контракту устранение неисправностей установок противопожарной защиты (далее - УПЗ) должно осуществляться из подменного фонда оборудования исполнителя, за время, предусмотренное в техническом задании, но не более 12 ч, при условии, что неисправность не оказывает влияние на работоспособность УПЗ в целом. Подменный фонд оборудования исполнителя должен составлять не менее 10 % от общего количества оборудования заказчика и находится (на период действия контракта) на территории заказчика, для оперативной замены при отказе оборудования.
Согласно п.10.7 приложения N 1 к контракту доступ специалистов исполнителя на территорию и в помещения ФГБУ "ННИИТ" Минздрава России, для проведения работ по ТО и ППР, производится по предварительному письменному согласованию с ответственным лицом от ФГБУ "ННИИТ" Минздрава России. Допуск транспорта, оборудования и материалов, необходимого для оказания услуг, осуществляется по разовым или материальным пропускам на основании согласованной заявки.
В соответствии с п.10.11 приложения N 1 к контракту исполнитель обязан назначить своего ответственного представителя для согласования организационных вопросов, связанных с исполнением контракта, и в течение 1 (одного) рабочего дня со дня заключения контракта предоставить соответствующий документ (с определением полномочий ответственного представителя) о его назначении заказчику.
Согласно п.10.6 приложения N 1 к контракту квалификация, профессиональные навыки и опыт работы персонала исполнителя, направляемого на проведение работ, должны соответствовать сложности и объему обслуживаемого оборудования, указанного в техническом задании. Персонал, допущенный к обслуживанию, должен иметь сертификат о прохождении обучения НВП "Болид", аттестован по "Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей" (имеет группу допуска по электробезопасности не ниже 2 (второй)). Наличие квалификационного разряда слесаря-электрика по ремонту электрооборудования не ниже 5-го. Персонал должен быть аттестован по работам на высоте и присвоена категория не ниже второй группы по безопасности. Аттестационные документы должны быть предоставлены заказчику в течение 3 (трех) рабочих дней с даты подписания контракта. Подрядчик гарантирует наличие у него ремонтной базы и резервного фонда аппаратуры и приборов, идентичных аппаратуре и приборам, использующимся заказчиком, а также наличие фирменных пакетов специальных программ, необходимых для технического обслуживания систем "Орион" и "Inter-M", подлинность которых подтверждается лицензионными соглашениями.
23.01.2024 заказчиком в адрес исполнителя было направлено письмо с просьбой сообщить ФИО и номер сотрудника ООО "ЗВЕНО", ответственного за исполнение контракта.
29.01.2024 заказчиком было получено письмо ООО "ЗВЕНО", в котором исполнитель просил предоставить постоянный допуск сотрудникам ООО "ЗЕНО" в помещения заказчика лицам по списку. При этом, документов, подтверждающих полномочия указанных лиц ООО "ЗВЕНО" представлено не было.
31.01.2024 ФГБУ "ННИИТ" Минздрава России в адрес исполнителя было направлено письмо, в котором заказчик сообщил исполнителю о нарушении предусмотренных п.10.7, п.10.6 приложения N 1 к контракту условий контракта. Кроме того, заказчик пояснил о невозможности предоставления постоянного допуска сотрудникам исполнителя.
01.02.2024 заказчиком в адрес исполнителя было направлено письмо, согласно которому ООО "ЗВЕНО" не приступило к оказанию услуг, не направляло заявку на предоставление допуска сотрудников ООО "ЗВЕНО" на объект заказчика (с документами, подтверждающими полномочия таких сотрудников). Кроме того, исполнителем не был представлен конкретизированный регламент работ, а также подменный фонд оборудования, что также является нарушением условий контракта.
09.02.2024 заказчиком в адрес исполнителя было направлено письмо, согласно которому ООО "ЗВЕНО" не приступило к оказанию услуг, не направляло заявку на предоставление допуска сотрудников ООО "ЗВЕНО" на объект заказчика (с документами, подтверждающими полномочия таких сотрудников). Кроме того, исполнителем не был представлен конкретизированный регламент работ, а также подменный фонд оборудования, что также является нарушением условий контракта.
09.02.2024 заказчиком было получено письмо ООО "ЗВЕНО" (исх. N 024-1 от 23.01.2024) с указанием контактных данных представителя ООО "ЗВЕНО", а также график проведения работ. Документов, подтверждающих полномочия такого лица представлено не было.
12.02.2024 заказчиком в адрес исполнителя было направлено письмо с указанием на нарушение условий контракта, отказом в принятии графика работ и детализированного регламента работ, поскольку услуги в январе не оказывались.
14.02.2024 исполнителем в адрес заказчика было направлено письмо, в котором ООО "ЗВЕНО" просило расторгнуть контракт по соглашению сторон.
21.02.2024 заказчиком в адрес исполнителя было направлено письмо с требованием приступить к оказанию услуг по контракту.
11.03.2024 заказчиком в адрес исполнителя было направлено письмо с указанием отсутствия оснований для расторжения контракта по соглашению сторон.
20.03.2024 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение 20.03.2024 было размещено в ЕИС.
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 20.03.2024, следовательно, 20.03.2024 исполнитель считается надлежащим образом уведомленным.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае - 02.04.2024.
В соответствии с ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
22.03.2024 ООО "ЗВЕНО" в адрес заказчика были направлены график проведения работ, регламент проведения работ, письмо с просьбой разрешить ввоз подменного фонда оборудования, а также сведения об ответственных за исполнение контракта лицах ООО "ЗВЕНО".
29.03.2024 ООО "ЗВЕНО" направило заказчику письмо с указанием на письма, направленные заказчику 22.03.2024, а также сообщило об уплате претензии в размере 5000,00 руб. и просило не препятствовать допуску сотрудников ООО "ЗВЕНО" на объект заказчика.
29.03.2024 заказчиком в адрес исполнителя было направлено письмо, согласно которому документы, подтверждающие полномочия указанных в письмах ООО "ЗВЕНО" лиц, заказчику представлены не были. Кроме того, заказчику не представлены документы в соответствии с п.10.6 контракта, а также не представлен подменный фонд оборудования. Заказчик пояснил, что график работ не может быть утвержден заказчиком, поскольку содержит в себе месяцы, в которые услуги исполнителем оказаны не были.
02.04.2024 заказчиком в адрес исполнителя было направлено письмо, согласно которому, нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе, ООО "ЗВЕНО" устранены не были.
В ответ на запрос антимонопольного органа ООО "ЗВЕНО" пояснило, что исполнить контракт не представилось возможным в связи с тем, что заказчиком чинились препятствия в допуске сотрудников ООО "ЗВЕНО" на территорию ФГБУ "ННИИТ" Минздрава России. Кроме того, ООО "ЗВЕНО" имеет действующую лицензию на осуществление деятельности в соответствии с условиями контракта, в связи с чем аттестационные документы сотрудников ООО "ЗВЕНО" не направлялись.
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ N1078 от 30.06.2021 г. (далее - Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил, выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе, заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, либо подтверждающие, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссии Новосибирского УФАС России от ООО "ЗВЕНО" не были представлены какие-либо документы и информация, подтверждающие невозможность исполнения контракта, а также информация и сведения, подтверждающие нарушение заказчиком условий контракта.
Таким образом, ФГБУ "ННИИТ" Минздрава России правомерно приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика в судебном порядке не обжаловано.
Таким образом, изложенное подтверждает отсутствие добросовестного поведения в действиях ООО "ЗВЕНО", выраженное в непринятии мер к исполнению контракта.
Доказательств наличия объективных препятствий организации исполнить контракт в установленный срок не представлено.
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
ООО "ЗВЕНО" не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
В силу положений абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, общество несет самостоятельные риски ведения им предпринимательской деятельности и должно прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.
Включение сведений в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 N ВАС-5621/12).
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что ООО "ЗВЕНО" ознакомилось с условиями данной закупки, в том числе, с условиями оказания услуг. Подало заявку на участие в данной закупке, выразило согласие на оказание услуг на условиях извещения о проведении закупки. Заключило контракт.
Нарушений со стороны заказчика антимонопольным органом не установлено.
Таким образом, поскольку ООО "ЗВЕНО" не были исполнены обязательства по контракту (исполнитель не приступил к оказанию услуг по контракту, не представил в адрес заказчика документы, предусмотренные п.10.6, п.10.11 приложения N 1 к контракту, не предоставил заказчику подменный фонд оборудования в соответствии с положениями п.7.2.1 приложения N 1 к контракту), у Комиссии Новосибирского УФАС России нет правовых оснований для невключения сведений об ООО "ЗВЕНО" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить сведения об ООО "ЗВЕНО" (ИНН 5406527020, адрес: 630108, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Станционная, д. 38Б), директоре и участнике - Кульбенок Александре Александровиче (ИНН 540400886424) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии Д.Е. Студеникин
Член Комиссии А.В. Новосельцева
Член Комиссии Е.Е. Дадажанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 10 апреля 2024 г. N 054/06/104-861/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2024