Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок, заместитель председателя Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в отсутствие представителей заказчика - ГБУЗ НСО "ГКП N 20", уведомлено надлежащим образом;
в присутствии представителя ООО "РАССВЕТ": (по доверенности);
рассмотрев в дистанционном режиме обращение ГБУЗ НСО "ГКП N 20" о включении сведений об ООО "РАССВЕТ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом ГБУЗ НСО "ГКП N 20" от исполнения контракта, заключенного с ООО "РАССВЕТ" по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по дератизации и дезинсекции (извещение N 0351300080622000027),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение ГБУЗ НСО "ГКП N 20" о включении сведений об ООО "РАССВЕТ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом ГБУЗ НСО "ГКП N 20" от исполнения контракта, заключенного с ООО "РАССВЕТ" по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по дератизации и дезинсекции (извещение N 0351300080622000027).
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
11.04.2022 между заказчиком и ООО "РАССВЕТ" был заключен контракт N 03513000806220000270001 на сумму 45 292,92 руб.
Пунктом 1.1 контракта установлено, что предметом контракта является оказание услуг по дератизации и дезинсекции по заданию заказчика в соответствии с описанием объекта закупки и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно п.3.3 контракта срок оказания услуг исполнителем по контракту в полном объеме: с момента заключения контракта по 31.03.2023.
Комиссия Новосибирского УФАС России, что ООО "РАССВЕТ" исполнены обязательства по контракту на сумму 29 918,64 руб. Вместе с тем, по заявлению заказчика, с января 2023 года исполнителем заказчику не направлялись, не размещались в ЕИС документы об оказании услуг. Иные сведения об оказании услуг в указанный период у ГБУЗ НСО "ГКП N 20" отсутствуют.
04.05.2023 заказчиком в адрес ООО "РАССВЕТ" была направлена претензия с требованием исполнить обязательства по контракту.
27.03.2024 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение 27.03.2024 было размещено в ЕИС.
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 27.03.2024, следовательно, 27.03.2024 исполнитель считается надлежащим образом уведомленным.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае - 09.04.2024.
В соответствии с ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в регламентированный десятидневный срок исполнитель не предпринял действий по исполнению обязательств по контракту.
В ответ на запрос Новосибирского УФАС России относительно неисполнения обязательств по контракту ООО "РАССВЕТ" представило следующие пояснения.
В декабре 2022 года главный бухгалтер общества, который отвечал за размещение информации об исполнении контрактов в ЕИС, уволился по собственному желанию. В период поиска нового сотрудника на должность бухгалтера информация об исполнении контракта не размещалась в ЕИС. Нового сотрудника на должность бухгалтера приняли на работу только в апреле 2023 года.
ООО "РАССВЕТ" заявило, что о надлежащем исполнении всех условий контракта может свидетельствовать направление претензии заказчиком только 04.05.2023, с учетом того, что срок исполнения обязательств по контракту: с 13.04.2022 по 31.03.2023. При этом, в период исполнения контракта от заказчика в адрес ООО "РАССВЕТ" не было направлено ни одной претензии. Кроме того, в претензии заказчик указал об отсутствии с декабря 2022 года по 31.03.2023 документов о приемке оказанных услуг в ЕИС, что, по мнению общества, не свидетельствует о том, что в указанный период обязательства по контракту не исполнялись.
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.п. "а" п.15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением Правительства РФ N1078 от 30.06.2021 г. (далее - Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр в случаях, если:
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссии Новосибирского УФАС России и заказчику от ООО "РАССВЕТ" не были представлены какие-либо документы и информация, подтверждающие исполнение обязательств по контракту в полном объеме (так, исполнителем представлены копии актов сдачи-приемки услуг без подписи представителей заказчика), а также невозможность надлежащего исполнения контракта. Довод ООО "РАССВЕТ" относительно отсутствия со стороны заказчика претензий не может быть признан состоятельным, поскольку заказчиком были представлены сведения, опровергающие данный факт.
Кроме того, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, добросовестность исполнителя и факт надлежащего исполнения обязательств по контракту не может ставиться в зависимость от наличия/отсутствия со стороны заказчика претензий.
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что ГБУЗ НСО "ГКП N 20" правомерно приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Решение заказчика в судебном порядке не обжаловано.
Таким образом, изложенное подтверждает отсутствие добросовестного поведения в действиях организации, выраженное в непринятии мер к исполнению контракта.
Доказательств наличия объективных препятствий организации исполнить контракт в установленный срок не представлено.
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Организацией не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение сведений о ней в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
В силу положений абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, организация несет самостоятельные риски ведения ею предпринимательской деятельности и должна прогнозировать последствия, в том числе, и негативные, связанные с ее осуществлением.
Нарушений со стороны заказчика антимонопольным органом не установлено.
Включение сведений в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 N ВАС-5621/12).
Таким образом, поскольку ООО "РАССВЕТ" не были исполнены обязательства по контракту, у Комиссии Новосибирского УФАС России нет правовых оснований для невключения сведений об ООО "РАССВЕТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "РАССВЕТ" (ИНН 2463096455), о директоре и участнике ООО "РАССВЕТ" - Пелееве Сергее Анатольевиче (ИНН 241502110183) сроком на 2 (два) года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии Д.Е. Студеникин
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 16 апреля 2024 г. N 054/06/104-938/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2024