Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя, начальник аналитического отдела; члены Комиссии - М.А. Грицай, начальник отдела; С.Д. Купцова, ведущий специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- КГБУЗ "КККОД им А.И. Крыжановского" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Коронарная лаборатория" (ИНН 5262341624) (далее - общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку с доставкой изделий медицинского назначения (катетер билиарный дренажный) для нужд КГБУЗ КККОД им. А. И. Крыжановского, извещение N0119200000122019759, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО "Коронарная лаборатория" (далее - общество, поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, номер извещения N 0119200000122019759 (далее - обращение).
Комиссией Красноярского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения РНП), обращение было направлено заказчиком в территориальный орган контроля по месту нахождения заказчика - Красноярское УФАС России.
Поступившее в Красноярское УФАС России обращение, сформировано в соответствии с пунктами 4-8 раздела II Правил ведения РНП.
Соответственно, заказчиком соблюдены требования законодательства о контрактной системе к форме обращения.
Обращение Заказчика поступило в Красноярское УФАС России 05.04.2024 посредством
Единой информационной системы (далее - ЕИС), в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП.
Комиссии, при принятии обращения заказчика о включении поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП), необходимо установить, были ли соблюдены сроки, установленные статьёй 95 Закона о контрактной системе для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. В соответствии с частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, не подлежит рассмотрению обращение, направленное заказчиком в орган контроля до вступления в силу решения об одностороннем отказе. Решение об одностороннем отказе вступает в силу после истечения десяти дней с момента его принятия и надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом, в случае повторного нарушения поставщиком условий Контракта, в том случае, если ранее заказчиком уже принималось решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, десятидневный срок поставщику не предоставляется.
Комиссия Красноярского УФАС России установила, что заказчиком соблюдён порядок подачи обращения.
В установленный законодательством о контрактной системе, а также подпунктом "г" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП, срок, Красноярское УФАС России по адресам электронной почты указанным в Контракте направило заказчику и обществу уведомления о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с Законодательством о контрактной системе, а также подпунктом "д" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП, указанные уведомления также были размещены в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
В срок установленный законодательством о контрактной системе и подпунктом "з" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП заказчик, направил документы, запрашиваемые Красноярским УФАС России.
Обществом также предоставлена информация и документы, запрашиваемые Красноярским УФАС России.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Красноярского УФАС России проведена внеплановая проверка, на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
До заседания Комиссии общество и заказчик представили документы и материалы, истребованные Комиссией для рассмотрения обращения по существу.
Из пункта 13 раздела III Правил ведения РНП, следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
До начала рассмотрения обращения по существу обществом было направлено ходатайство о рассмотрении обращения посредством видеоконференцсвязи (далее - ВКС). Ходатайство было удовлетворено Комиссией Красноярского УФАС России.
В назначенное время посредством ВКС подключился представитель общества (личность удостоверена, полномочия подтверждены), заказчик до начала заседания направил ходатайство о рассмотрении обращения в его отсутствие.
Из обращения заказчика следует, что между заказчиком и обществом был заключен контракт, по условиям которого общество приняло на себя обязательства по поставке медицинских изделий.
Поскольку поставщиком было допущено нарушение существенного условия исполнения контракта, а именно: в обусловленный контрактом срок поставка не была осуществлена в полном объеме, заказчиком 22.03.2024 было принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
В течение 10 (десяти) дней с момента надлежащего уведомления обществом нарушение, послужившее основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе, не устранено, что послужило основанием для подачи обращения в адрес Красноярского УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Со стороны общества Комиссии были представлены в письменной форме пояснения о причинах, препятствовавших обществу в исполнении надлежащим образом условий контракта, с приложением документов, подтверждающих, по мнению поставщика, отсутствие фактов его недобросовестности при исполнении контракта.
Рассмотрев обращение заказчика, документы и сведения, представленные заказчиком к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу, а также размещенные в единой информационной системе при проведении аукциона в электронной форме, заключении, исполнении и расторжении контракта, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
В связи с возникшей потребностью, заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении аукциона в электронной форме на поставку с доставкой изделий медицинского назначения с установлением начальной (максимальной) цены контракта 5 230 623,20 рублей.
На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.12.2022 NИЭА1 с обществом был заключен контракт от 30.12.2022 N0119200000122019759 на сумму 3 556 823,52 рублей.
Проанализировав Контракт, Комиссия установила что Контракт был заключен на следующих условиях.
Пунктом 1.1. раздела 1 Контракта установлено следующее: "Поставщик обязуется поставить Заказчику изделия медицинского назначения (катетер билиарный дренажный) (далее по тексту - "Товар") в соответствии со Спецификацией (Приложение 1 к Контракту) и графиком поставки товара (приложение N 2 к контракту), являющихся неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять Товар и оплатить его в порядке и на условиях Контракта".
Разделом 3 Контракта установлены условия поставки, разделом 4 Контракта - права и обязанности сторон.
Разделом 9 Контракта предусмотрено расторжение контракта, в том числе: "9.1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон.
9.2. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. В случае принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации, такой отказ осуществляется в соответствии со статьёй 95 Закона N44-ФЗ.
9.3. В случаях, установленных ч.15 ст.95 Закона N 44-ФЗ, Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта".
Комиссия, изучив представленные материалы, установила, что регламентированный срок поставки товара установлен до 25.12.2023.
В соответствии с письменными пояснениями заказчика, обществом не были исполнены обязательства в полном объёме, в связи с чем, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Проанализировав извещение проведенной закупки и информацию, размещенную в ЕИС, установлено, что для поставки были предложены наборы билиарных дренажных катетеров ReSolve и запирающихся дренажных катетеров ReSolve в различных вариантах исполнения. Производителем данных медицинских изделий является компания Мерит Медикал Системс, Инк., США, что указано в регистрационных удостоверениях на медицинские изделия N РЗН 2018/7395 и РЗН 2019/8037.
Согласно Графику поставки (Приложение N2 Контракта) поставка должна была осуществляться в 4 этапа:
1 этап - до 28.02.2023,
2 этап - с 01.04.2023 до 30.06.2023,
3 этап - с 01.07.2023 до 30.09.2023,
4 этап - с 01.10.2023 до 25.12.2023.
Согласно представленной обществом информации, в рамках исполнения этапов Контракта обществом были выполнены поставки на суммы:
по 1-му этапу - 677 945,73 руб.
по 2-му этапу - 371 308,30 руб.
по 3-му этапу - 85 837,45 руб.
по 4-му этапу - 57 224,95 руб.
Все поставленные наборы катетеров ReSolve были приняты заказчиком без претензий, оплачены, что подтверждается размещенными в ЕИС электронными документами об исполнении.
Вместе с тем, согласно пояснения общества, остальные медицинские изделия не были поставлены заказчику по причине того, что в период исполнения контактора Министерством торговли США были введены меры экспортного контроля в отношении поставок изделий медицинского назначения в Российскую Федерацию, что подтверждено письмом ООО "Синмед" - дистрибьютора компании производителя Мерит Медикал Системс (исх. N1-17072023 от 17.07.2023).
Вместе с тем, общество, понимая тот факт, что исполнить контракт в установленные сроки не сможет по независящим от него причинам, предлагал заказчику расторгнуть Контракт по соглашению сторон (исх. N1-22052023 от 22.05.2023, N1-18072023 от 18.07.2023, N1-04032024 от 04.03.2024). Заказчик от расторжения Контракта по соглашению сторон отказался.
Кроме того, во исполнении требований пункта 1.7 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N126н (далее - Приказ N126н), согласно которому не допускается замена страны происхождения товаров, указанных в Приложении к Приказу N126н, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров, указанных в Приложениях, будет являться государство - член Евразийского экономического союза, общество предложило заказчику заменить катетеры производства Мерит Медикал Системс на доступные для поставки катетеры ООО "МИТ", Российская Федерация (регистрационное удостоверение N РЗН 2013/1309), однако ответ на предложение о замене от заказчика не поступил.
Ввиду вышеуказанных обстоятельств, в том числе из-за того, что по состоянию на 25.12.2023 товар не был поставлен, срок действия контракта истек 31.01.2024, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании пунктов 1, 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ, части 9 статьи 95 Федерального Закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 9.2 Контракта.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно статье 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что обществом были нарушены существенные условия Контракта, поскольку товар, предусмотренный Контрактом, не был поставлен, ввиду чего Заказчик лишается того, на что рассчитывал при заключении Контракта.
Учитывая истечение срока, предоставленное на поставку товара и фактическое неисполнение вышеуказанных обязательств в полном объеме, заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренное пунктом 2 статьи 715, статьей 783 ГК РФ, пунктом 12.1 контракта, частями 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, принял 22.03.2024 решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта урегулирована частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании сведений ЕИС Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 22.03.2024, что соответствует условиям, определенным частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Следовательно, с 22.03.2024 исполнитель в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим образом уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым. Комиссией не установлено, что общество устранило нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения о расторжении контракта, ввиду чего контракт считается расторгнутым с 03.04.2024.
В период срока, предоставленного обществу на устранение причин, послуживших принятию заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта, как было указано ранее, осуществить поставку у поставщика не представлялось возможным в связи с введенными мерами в отношении производителя товара, ограничивающими поставку требуемого товара на территорию Российской Федерации.
Однако Комиссия, учитывая представленную поставщиком информацию, приходит к выводу, что поставщик не имел намерений уклониться от исполнения условий контракта, что исключает в его действиях признаки недобросовестности.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Комиссия, оценивая вышеуказанные обстоятельства в рамках своих полномочий, а также иные действия, совершенные обществом и заказчиком, приходит к выводу, что действия общества были направлены на поставку товара, предусмотренного контрактом. Доказательств умышленного и намеренного уклонения поставщика от исполнения обязательств по контракту или иных неопровержимых доказательств недобросовестного поведения исполнителя Комиссии представлено не было, факт существования таких доказательств Комиссией не установлен.
Красноярское УФАС России отмечает, что Комиссия не приходит к выводу, что заказчиком принято неправомерное решение или что заказчиком нарушена процедура расторжения контракта, а лишь приходит к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что общество должно быть подвержено такой санкции, как включение в РНП. При этом Комиссия отмечает, что за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющая гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). При этом такая мера ответственности, как включение в РНП предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
Кроме того, Комиссия Красноярского УФАС России отмечает о наличии информации об оплате обществом выставленной заказчиком неустойки, что также свидетельствует о добросовестности действий общества, а также о том, что в результате допуска просрочки поставки товара общество было подвергнуто гражданско-правовой ответственности (платежное поручение N92 от 09.04.2024 в размере 172 796, 68 рублей).
Вместе с тем, включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой, как уже было отмечено выше, специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Также Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 15 Постановления Правительства от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Учитывая изложенное выше и тот факт, что обществом представлены доказательства того, что им принимались меры для надлежащего исполнения условий контракта, Комиссия не находит оснований для включения сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении ООО "Коронарная лаборатория" (ИНН 5262341624) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
С.Д. Купцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 апреля 2024 г. N 024/10/104-1007/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024