Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмакова Т.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛДЦ" (далее - ООО "ЛДЦ", общество, заявитель) на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг" (далее - уполномоченное учреждение) и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Омская центральная районная больница" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка перчаток медицинских (Реестровый номер 240733)" (извещение N 0852500000124000792) (далее - электронный аукцион, аукцион)
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного учреждения - директора Бойко Михаила Александровича;
заказчика - Свириденко Дениса Владимировича (доверенность от 15.04.2024 N 15/24)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок поступила (вх. N 3181-ЭП/24 от 10.04.2024) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 03.04.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) было размещено извещение о проведении электронного аукциона с максимальным значением цены контракта 1 906 200 000 руб., начальная сумма цен единиц товара составляла 6 305,40 руб.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата и время окончания срока подачи заявок были установлены 17.04.2024 в 08:00 час. (МСК+3).
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и объяснений уполномоченного учреждения и заказчика установлено следующее.
Доводы жалобы сводятся к нарушению правил описания объекта закупки, в частности включение в описании объекта закупки веществ, содержащихся в покрытии перчаток (коллаген, шелк, ланолин, витамин Е, Алоэ вера), характеристик "Длина перчатки 285 мм" и "Одинарная толщина одной стенки в пальце
0,18 мм", что свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
Омским УФАС России при подготовке к рассмотрению настоящей жалобы по существу в целях формирования выводов о наличии/отсутствии в действиях субъектов контроля нарушений законодательства о контрактной системе в адрес заказчика и уполномоченного учреждения был направлен (исх. N ТШ/2084/24 от 11.04.2024) запрос о предоставлении письменных пояснений по доводам жалобы.
Из направленных заказчиком возражений (вх. N 3421-ЭП/24 от 15.04.2024) следует, что размещенное в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки отвечает потребностям заказчика и не приводит к ограничению конкуренции.
Кроме того, из пояснений заказчика следует, что товар с оспариваемыми заявителем характеристиками представлен на рынке как минимум двумя разными производителями.
Уполномоченным учреждение (вх. N 3354-ЭП/24 от 15.04.2024) также предоставлены возражения по доводам жалобы.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их комиссии по осуществлению закупок должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
Вместе с тем реализация обозначенного выше принципа контрактной системы в сфере закупок не должна умалять развитие добросовестной конкуренции, нивелировать принцип обеспечения конкуренции.
Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям такого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 указанной статьи:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка изделий медицинского назначения - перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных.
Характеристики товара были указаны в структурированном виде при формировании извещения об осуществлении закупки, а также конкретизированы в электронном документе "Описание объекта закупки".
Описание объекта закупки включало требования о поставке перчаток различных видов, предусмотренных 21 позициями.
Заказчиком в описании объекта закупки установлены требования к характеристикам поставляемого товара, в том числе для товаров:
по позициям 5 - 6 по показателю "Содержит" установлено значение "Коллаген или шелк" с указанием обоснования необходимости использования показателя "Компоненты обеспечивают полноценное сохранение естественного гидробаланса и регенерации тканей кожи рук. Оказывают противоаллергическое и увлажняющее действие";
по позициям 7 - 9 по показателю "Внутреннее покрытие содержит" установлено значение "Ланолин и витамин Е" с указанием обоснования необходимости использования показателя "Компоненты внутреннего покрытия обеспечивают полноценное сохранение естественного гидробаланса и регенерации тканей кожи рук. Оказывают противоаллергическое и увлажняющее действие";
по позициям 10 - 12 по показателю "Внутреннее покрытие содержит" установлено значение "Алоэ вера" с указанием обоснования необходимости использования показателя "Компоненты внутреннего покрытия обеспечивают полноценное сохранение естественного гидробаланса и регенерации тканей кожи рук. Оказывают противоаллергическое и увлажняющее действие".
Оценивая правомерность определенных БУЗОО "Омская ЦРБ" требований к закупаемому товару, Комиссия исходила из следующего.
Действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей ее осуществления и потребностей такого заказчика. В частности, при описании объекта закупки.
Заказчик самостоятельно с учетом действующего законодательства формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки (данные выводы согласуются с позицией Минфина России, изложенной в письме от 29.11.2019 N 24-03-07/93070).
В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик вправе указывать качественные, технические параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок.
Толкование вышеприведенных положений в совокупности позволяет прийти к выводу о том, что указание заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Однако включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе (пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Надлежащим исполнением требований Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 38 Закона об охране здоровья производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Согласно части 8 статьи 38 Закона об охране здоровья в целях государственной регистрации медицинских изделий в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, проводятся оценка соответствия в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний и экспертиза качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, а также испытания в целях утверждения типа средств измерений (в отношении медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
Пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
Согласно пункту 4 Правил техническая документация производителя (изготовителя) - документы, регламентирующие конструкцию медицинского изделия, устанавливающие технические требования и содержащие данные для его разработки, производства, применения, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта, утилизации или уничтожения.
Эксплуатационная документация производителя (изготовителя) - документы, предназначенные для ознакомления потребителя с конструкцией медицинского изделия, регламентирующие условия и правила эксплуатации (использование по назначению, техническое обслуживание, текущий ремонт, хранение и транспортировка), гарантированные производителем (изготовителем) значения основных параметров, характеристик (свойств) медицинского изделия, гарантийные обязательства, а также сведения о его утилизации или уничтожении.
Исходя из положений подпункта "г" пункта 10 Правил, абзаца шестого пункта 3 Особенностей обращения медицинских изделий, в том числе государственной регистрации серии (партии) медицинского изделия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 430, для государственной регистрации медицинского изделия заявителем представляется эксплуатационная документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие, в том числе инструкция по применению или руководство по эксплуатации медицинского изделия.
При этом эксплуатационная документация должна содержать информацию, необходимую для идентификации медицинских изделий с целью получения безопасной комбинации, и информацию об известных ограничениях по совместному использованию медицинских изделий (для медицинских изделий, предназначенных для использования вместе с другими медицинскими изделиями и (или) принадлежностями) (подпункт 14 пункта 6 Требований к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия, утвержденных приказом Минздрава России от 19.01.2017 N 11н).
Необходимо отметить, что одним из оснований для вынесения экспертным учреждением заключения о невозможности проведения клинических испытаний медицинского изделия или невозможности государственной регистрации медицинского изделия является несоответствие медицинского изделия требованиям нормативной документации, технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) (пункт 23 Правил).
Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1650 "Об утверждении Правил ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (далее - Реестр), о внесении изменения в перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" реестр также содержит электронный образ эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на медицинское изделие.
Согласно требованиям раздела 4 ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2008) "Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора" (далее - ГОСТ Р 52239-2004): "Перчатки изготовляют из смеси на основе натурального каучука или нитрильного латекса, или полихлоропренового латекса, или смеси на основе бутадиен-стирольного каучука, каучуковой эмульсии на основе сополимера бутадиен-стирола или раствора термоэластопласта. Для облегчения надевания перчаток может быть применена обработка поверхности, смазка, опудривание или полимерное покрытие при условии соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 10993- 3, ГОСТ Р ИСО 10993-10, ГОСТ Р ИСО 10993-11, ГОСТ Р ИСО 10993-13".
Таким образом, государственным стандартом прямо предусмотрена возможность обработки поверхности различными компонентами, как и использование полимерных покрытий.
БУЗОО "Омская ЦРБ" в направленных в Омское УФАС России с пояснениями сравнительной таблице указывалось о том, что требованиям описания объекта соответствуют как минимум два товара разных производителей:
по позиции 4 - 6:
1) перчатки диагностические MERCATOR MEDICAL из натурального латекса и синтетических каучуков (нитрил, винил, полихлоропрен, полиизопрен) нестерильные (регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 29.11.2012 N ФСЗ 2012/13339, выданное "МЕРКАТОР МЕДИКАЛ Лтд.", Таиланд);
2) перчатки медицинские диагностические (смотровые) нестерильные "MATRIX" латексные, нитриловые и виниловые, опудренные и неопудренные в вариантах исполнения, вариант исполнения " 5. Перчатки медицинские диагностические (смотровые) нитриловые, нестерильные, неопудренные, гладкие или текстурированные с шелковой нитью" (регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 15.07.2015 N РЗН 2015/2873, выданное "Топ Глав Сдн. Бхд.", Малайзия);
по позиции 7 - 9:
1) перчатки медицинские диагностические Cranberry латексные опудренные и неопудренные, нитриловые неопудренные, вариант "3. Перчатки Luv Nitrile Powder Free Exam Gloves - нитриловые диагностические неопудренные с ланолином и витамином E" (регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 22.03.2013 N ФСЗ 2012/12271, выданное "КРАНБЕРРИ (М) СДН. БХД.", Малайзия);
2) перчатки медицинские диагностические нитриловые одноразовые нестерильные неопудренные, вариант исполнения "I. Перчатки медицинские диагностические нитриловые одноразовые нестерильные не опудренные, варианты исполнения: 1. Medicom Safetouch Rejuvenate Nitrile Plus (белые, с ланолином и витамином Е)" (регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 06.09.2011 N ФСЗ 2011/10474, выданное "Медиком Хелскер Б.В", Нидерланды);
по позиции 10 - 12:
1) перчатки диагностические нестерильные неопудренные ARDAR из синтетического латекса (регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 12.02.2019 N РЗН 2019/8115, выданное "ПиТи Медисэйф Текнолоджис", Индонезия);
2) перчатки медицинские латексные, нитриловые и виниловые, стерильные и нестерильные, опудренные и неопудренные (регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 31.12.2009 N ФСЗ 2009/05620, выданное "ТЖ Медикал Сдн. Бхд.", Малайзия, TG Medical Sdn.Bhd.", Малайзия).
Проанализировав вышеуказанные регистрационные удостоверения по позициям 7 - 9, 10 - 12, ссылку на которые приводит БУЗОО "Омская ЦРБ", в качестве доказательства наличия на рынке медицинских изделий с характеристиками, установленными в извещении об осуществлении закупки, Комиссия пришла к выводу, что сведения по спорным показателям в инструкциях по применению медицинских изделий соответствуют требованиям извещения.
Таким образом, под требования описания объекта закупки по позициям 7 - 9, 10 - 12, по мнению заказчика, подходят как минимум товары двух разных производителей.
Комиссией установлено, что по позициям 4 - 6 описания объекта закупки заказчиком установлена возможность поставки товаров с альтернативных компонентов (коллаген или шелк).
Регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 22.03.2013 N ФСЗ 2012/12271 "Перчатки медицинские диагностические (смотровые) нестерильные "MATRIX" латексные, нитриловые и виниловые, опудренные и неопудренные в вариантах исполнения" в варианте исполнения "5. Перчатки медицинские диагностические (смотровые) нитриловые, нестерильные, неопудренные, гладкие или текстурированные с шелковой нитью" соответствует требованиям извещения по данным позициям.
Вместе с тем регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 29.11.2012 N ФСЗ 2012/13339 "Перчатки диагностические MERCATOR MEDICAL из натурального латекса и синтетических каучуков (нитрил, винил, полихлоропрен, полиизопрен) нестерильные", а также эксплуатационная документация производителя, размещенные на официальном сайте Росздравнадзора, не содержат информацию об обработке перчаток коллагеном, при этом заказчиком указано, что на наличие коллагена подтверждено информационным письмом производителя от 04.04.2023 N 607.
Комиссия не может принять во внимание вышеуказанное информационное письмо, поскольку информация, указанная в нем не содержится в технической (эксплуатационной) документации, размещенной в Реестре, следовательно, Комиссия полагает, что соответствие медицинского изделия (регистрационное удостоверение от 29.11.2012 N ФСЗ 2012/1333) обозначенному требованию извещения может считаться подтвержденным.
По позициям 7-12 описания объекта закупки наличие вышеуказанных компонентов подтверждено документацией, содержащейся в Реестре.
Рассматривая настоящую жалобу по существу, Комиссия учитывает, что в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Заявителем при подаче жалобы и в рамках ее рассмотрения не представлено доказательств невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения о проведении электронного аукциона, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для общества. Заявителем не приведены показатели товаров, включение которых в описание объекта закупки препятствуют подаче им заявки на участие в закупке.
По мнению Комиссии, в настоящем случае заявителем не представлены безусловные доказательства, подтверждающие факт наличия нарушений при описании заказчиком объекта закупки и что требования, установленные в извещении об осуществлении закупки, приводят к ограничению количества ее участников, а равно нарушают права и законные интересы заявителя.
Обществом также не представлены документальные доказательства несоответствия товаров иных производителей характеристикам, установленным заказчиком.
Объектом спорной закупки является поставка товара, а не его производство.
Поставщиком может выступить любое лицо, соответствующее требованиям извещения об осуществлении закупки и действующего законодательства, готовое поставить продукцию, отвечающую положениям данного извещения и удовлетворяющую потребности заказчика. Заказчик не обязан и не имеет возможности при описании объекта закупки установить требования к функциональным и техническим характеристикам товара, которые бы удовлетворили абсолютно всех участников рынка.
Таким образом, Комиссией установлено, что требования к закупаемому товару являются необходимыми и достаточными для определения потребностей учреждения и полностью соответствуют положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Доказательств обратного заявителем не представлено. Иных жалоб от участников закупки не поступало.
Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемом случае, учитывая отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя, Комиссия признала данный довод жалобы общества необоснованным.
В жалобе также указано, что в описание объекта закупки установлено неправомерное требование "Длина перчатки 285 мм", что, по мнению заявителя, не отвечает разделу 6 ГОСТ Р 52239-2004, поскольку в соответствии со стандартом установлены минимальные требования к длине (220 мм для сверхмалого размера и 230 мм для всех размеров перчатки), а также Таблице 3 Приложения N 1 МР 3.5.10113-16, согласно которой допустимыми размерами диагностических перчаток являются значения от 220 до 245 мм.
Комиссия установила, общие требования к минимально допустимой длине смотровых перчаток предусмотрены ГОСТ Р 52239-2004. В ГОСТ 52239-2004 в Таблице 2 указаны размеры и допустимые отклонения:
По позициям 19 - 21 описания объекта закупки по показателю "Длина перчатки, мм" установлено значение "285" с указанием обоснования необходимости использования показателя "Для дополнительной защиты от проникновения жидкости и микроорганизмов. Для защиты и фиксации на предплечье".
Из положений ГОСТ Р 52239-2004 следует, что длина перчаток может быть любой выше минимально допустимой и все перчатки выше указанной длины будут соответствовать ГОСТу. Таким образом, лечебно-профилактические учреждения, устанавливают требования к длине перчаток исходя из специфики использования товара.
Обоснование использования данной характеристики товара в составе описания содержится, при этом заявителем не приведено доводов о том, почему такое обоснование является неправомерным.
Согласно пояснениям заказчика, требования к длине перчатки 285 мм обусловлено необходимостью "при обработке эндоскопов, которые имеют большую длину, используя различные дезинфицирующие средства, они могут случайно попасть в перчатку, если их длина будет слишком мала. Например, в клинико-диагностической лаборатории проводятся манипуляции с реагентами и химическими веществами, в связи с чем использовать перчатки меньшей длины опасно для здоровья персонала".
Необходимость использования спорной характеристики продиктована потребностью заказчика исходя из специфики лечебного процесса и нацелена на обеспечение максимальной защиты медицинского персонала. В данном случае Комиссия не усматривает нарушений Федерального закона о контрактной системе.
Также, по мнению заявителя, в описание объекта закупки установлено неправомерное требование "Одинарная толщина одной стенки в пальце 0,18 мм" со ссылкой на ГОСТ Р 52239-2004, методические рекомендации МР 3.5.1.0113-16 и пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона, при этом не приводятся доводы о том, в чем заключается нарушение, почему данная позиция не обоснована, каким положениям стандарта не соответствует данная характеристика.
Комиссия отмечает, что в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004 толщину двух стенок неповрежденной перчатки измеряют в соответствии с требованиями ИСО 4648 толщиномером с давлением на основание (22 +/- 5) кПа в точках, указанных на рисунке 2, на расстоянии (13 +/- 3) мм от вершины среднего пальца, точно в центре ладони. Толщина одной стенки в каждой точке, равная половине толщины двух стенок, должна соответствовать норме, приведенной в таблице 2, при уровне контроля и приемлемом уровне качества (AQL), указанным в таблице 1. Если при визуальном осмотре обнаруживают утонение в какой-либо области перчатки, то измеряют толщину одной стенки перчатки в этой области. Толщина одной стенки перчатки, измеренная, как описано выше, должна быть не менее 0,08 мм для гладкой и 0,11 мм - для текстурированной поверхности.
По позициям 19 - 21 описания объекта закупки по показателю "Толщина одной стенки в пальце, мм" установлено значение "0,18" с указанием обоснования необходимости использования показателя "Для обеспечения высокой барьерной защиты, устойчивости к механическим повреждениям и защиты от воздействия химически агрессивных сред в том числе при продолжительных манипуляциях".
Комиссия пришла к выводу, что используемые заказчиком по данным позициям характеристика толщины одной стенки перчатки в пальце (с учетом установления по позициям также характеристики - отделка текстурированный рисунок) не противоречат положениям ГОСТ Р 52239-2004.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия приходит к выводу, что доводы жалобы заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Заказчиком по позициям 14 - 16 описания объекта закупки установлено, в том числе следующее требование к закупаемым изделиям: "Упакованы в диспенсер который позволяет извлекать каждую последующую перчатку без контакта с другими перчатками или упаковкой" - "соответствие".
Комиссия отмечает, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики непосредственно объекта закупки, соответственно упаковка в понимании Федерального закона о контрактной системе не является характеристикой товара.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что при описании объекта закупки допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛДЦ" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг" и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Омская центральная районная больница" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка перчаток медицинских (Реестровый номер 240733)" (извещение N 0852500000124000792).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Омская центральная районная больница" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.П. Шмакова |
Члены Комиссии |
А.О. Миняева
Е.С. Курленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 16 апреля 2024 г. N 055/06/106-349/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2024