Резолютивная часть решения объявлена 15 апреля 2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15 апреля 2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения Комитета городского обустройства Администрации города Иркутска (далее - Заказчик);
при участии представителя Акционерного общества "Спецавтохозяйство" города Иркутска (далее - Общество; АО "Спецавтохозяйство") <_>; <_>;
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Акционерного общества "Спецавтохозяйство" города Иркутска в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением победителя от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме "Выполнение работ по размещению (захоронению) отходов 4, 5 классов опасности от строительных, ремонтных, демонтажных работ, размещению (захоронению) отходов 4, 5 классов опасности (за исключением твердых коммунальных отходов), собранных с территорий города Иркутска (не находящихся в собственности, аренде, и не принадлежащих на ином вещном праве юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям) в период проведения месячника по санитарной очистке, благоустройству, озеленению территории города Иркутска и
общегородского субботника, на объекте размещения отходов в 2024 году", извещение N0134300097524000205 (далее - запрос котировок), в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 08 апреля 2024 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении Акционерного общества "Спецавтохозяйство".
В своем обращении Заказчик указывает, что АО "Спецавтохозяйство" в предусмотренные Федеральным законом N44-ФЗ сроки не подписало проект контракта, в связи с чем Заказчиком принято решение о признании участника закупки уклонившимся от заключения Контракта и направлении рассматриваемого обращения о включении информации в Реестр.
АО "Спецавтохозяйство" представлены письменные пояснения о причинах уклонения от заключения контракта по результатам электронного аукциона с приложением подтверждающих документов, запрашиваемые в уведомлении Иркутского УФАС России. Согласно представленным пояснениям, у Общества отсутствовал умысел на уклонение от заключения контракта.
Комиссия, изучив изложенные обстоятельства, а также представленные участником закупки документы, приходит к выводу об отсутствии у АО "Спецавтохозяйство" умысла в уклонении от подписания проекта контракта.
Из материалов дела также следует, что Обществом предпринимались действия, направленные на заключение контракта по итогам запроса котировок и свидетельствующие о заинтересованности участника закупки в заключении такого контракта.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, включается в Реестр.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что Комитетом городского обустройства Администрации города Иркутска 27 марта 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены Извещение об осуществлении электронного аукциона N0134300097524000205 "Выполнение работ по размещению (захоронению) отходов 4, 5 классов опасности от строительных, ремонтных, демонтажных работ, размещению (захоронению) отходов 4, 5 классов опасности (за исключением твердых коммунальных отходов), собранных с территорий города Иркутска (не находящихся в собственности, аренде, и не принадлежащих на ином вещном праве юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям) в период проведения месячника по санитарной очистке, благоустройству, озеленению территории города Иркутска и общегородского субботника, на объекте размещения отходов в 2024 году" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 028 958 рублей 80 копеек.
Датой окончания срока подачи заявок является 03 апреля 2024 года.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.04.2024 NИЗК1 поступила одна заявка.
Победителем электронного аукциона признано АО "Спецавтохозяйство".
Согласно материалам дела, проект контракта направлен Заказчиком победителю 04 апреля 2024 года.
В соответствии с частью 6 статьи 50 Федерального закона N44-ФЗ заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 Федерального закона N 44-ФЗ.
Пунктом 2 части 6 статьи 50 Федерального закона N44-ФЗ предусмотрено, что участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Федерального закона N44-ФЗ, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Федерального закона N44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 частью 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Во исполнение указанной нормы Заказчиком 04 апреля 2024 года в единой информационной системе и на электронной площадке размещен проект контракта для подписания его индивидуальным предпринимателем.
Частью 3 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что не позднее одного рабочего дня, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
При этом, извещением о проведении запроса котировок предоставление обеспечения исполнения контракта не предусмотрено.
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Федерального закона N44-ФЗ, АО "Спецавтохозяйство" необходимо было подписать представленный проект контракта в срок до 05 апреля 2024 года (включительно).
Комиссией установлено, что в предусмотренные законом сроки АО "Спецавтохозяйство" не был подписан проект контракта и не представлено обеспечение исполнения контракта.
В связи с тем, что по состоянию на 05 апреля 2024 года срок подписания победителем запроса котировок проекта контракта истек, протоколом от 08 апреля 2024 года победитель запроса котировок был признан уклонившимся от подписания контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Следовательно, АО "Спецавтохозяйство" является уклонившимся от заключения контракта в силу части 6 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ, так как им в установленные сроки не подписан проект контракта.
08 апреля 2024 года Заказчиком был опубликован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 8 постановления от 24 марта 2016 года N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъясняет, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях; что, если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. При этом Пленум Верховного Суда Российской Федерации указывает, что не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Таким образом, участник закупки принимая участие в закупке, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае непредставления обоснования предлагаемой цены контракта.
Вместе с тем, Комиссия не находит оснований для включения информации в отношении АО "Спецавтохозяйство" в Реестр, поскольку его недобросовестность и отсутствие у него намерения на заключение контракта не подтверждается имеющимися материалами дела.
Из пояснений участника закупки следует, что у него присутствовало намерение заключить контракт и исполнить его в полном объеме, однако, причиной не подписания АО "Спецавтохозяйство" проекта контракта по закупке N0134300097524000205 в установленный Федеральным законом N44-ФЗ, явился технический сбой произошедший на сайте.
Так, в ходе рассмотрения обращения представителем Общества пояснено, что в процессе подписания контракта на электронной площадке 05 апреля 2024 на сайте оператора электронной площадке РТС-тендер, а также в единой информационной системе сайта www.zakupki.gov.ru возникала ошибка, связанная с массовым сбоем в работе ЭЦП выданных ФНС РФ. При обращении Участника закупки по телефону горячей линии ФНС указало о том, что нарушение порядка работы ЭЦП носит случайный характер (частично массовый) ограничивающий доступ к её использованию (указанная информация размещена на официальном сайте ФНС РФ). ФНС также указало на тот факт, в сети что сбой в работе ЭЦП возможно связан с обновлением в единой информационной системе сайта www.zakupki.gov.ru.
Кроме того, Комиссией установлено, что 06 апреля 2024 года АО "Спецавтохозяйство" за пределами регламентированного срока был подписан проект контракта и в качестве обеспечения исполнения контракта была получена независимая гарантия N24/0044/AST/РГС/044580 от 08 апреля 2024 года, выданная Публичным акционерным обществом "Сбербанк России".
По мнению Иркутского УФАС России, данные обстоятельства не могут свидетельствовать о намеренном уклонении АО "Спецавтохозяйство" от заключения контракта.
Комиссией Иркутского УФАС России в ходе рассмотрения обращения исследован вопрос о добросовестности АО "Спецавтохозяйство", как лица, участвующего в закупках, в том числе изучено более 150 исполненных контракта, по которым АО "Спецавтохозяйство", являясь стороной контрактов, должным образом исполнил свои обязательства. Указанные контракты свидетельствуют о добросовестности АО "Спецавтохозяйство", как лица, исполняющего обязательства по контрактам.
Из смысла статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих намерение АО "Спецавтохозяйство" отказаться от заключения контракта и недобросовестности его поведения.
На основании изложенного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в отношении АО "Спецавтохозяйство" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Акционерного общества "Спецавтохозяйство" (<_>), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения об учредителе Акционерного общества "Спецавтохозяйство" (<_>), в лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (<_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии
|
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 16 апреля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024