Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2024 г.
Решение в полном объеме изготовлено 17 апреля 2024 г.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_"; "_";
При участии представителя Общества с ограниченной ответственностью Архитектурно-строительная компания "Доминанте" (далее - ООО АСК "Доминанте", Заявитель) - "_" (доверенность N11/04 от 11 апреля 2024 г.),
В отсутствии представителей надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы Областного государственного автономного учреждения "Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области" (далее - Заказчик),
При участии представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Уполномоченный орган) - Пинчук Е.В. (доверенность от 01 апреля 2024 г.);
рассмотрев жалобу Заявителя посредством видео-конференц связи на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке научно-проектной документации для проведения работ по реконструкции с элементами реставрации объекта культурного наследия регионального значения "Здание гостиницы "Централь", Дом Гиллера, гостиницы "Модерн", "Россия", кино-концертный зал "Глобус", где выступал на митинге Иркутского комитета РСДРП Ярославский Е.М., Орджоникидзе Г.К., Петровский Г.И. Здесь размещался штаб и политуправление 5 Армии, где бывали видные военачальники И.К.Грязнов, А.Я.Лапин, И.С.Конев, К.К.Рокоссовский, Сухэ-Батор, Я.Гашек", 1870-е гг., конец XIX в., расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, 13 с приспособлением его к современному использованию для ГАУК ТЮЗ им. А. Вампилова, извещение N 0134200000124001667 (далее - открытый конкурс), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 09 апреля 2024 г. поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении открытого конкурса.
По мнению Заявителя, комиссия по осуществлению закупок Уполномоченного органа неправомерно отклонила его заявку на участие в открытом конкурсе по причине отсутствия в составе заявки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия в качестве подтверждения наличия опыта выполненных работ по позиции 2 раздела I Постановления Правительства N 2571 от 29 декабря 2021 г. "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N2571).
Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Уполномоченный орган считает доводы жалобы необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что 15 марта 2024 г. в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме от 15.03.2024 N0134200000124001667" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 87 000 000 руб. 00 коп.
Согласно Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.04.2024 NИЭОК1 на участие в указанном открытом конкурсе подано 2 заявки (NN116247641 (победитель), 116142074 (Заявитель)), заявка N116247641 (победитель) признана соответствующей требованиям, установленным в Извещении, а также победителем закупки.
Заявка N116142074 (Заявитель) отклонена по следующим основаниям: "В соответствии с частью 1. "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" извещения об осуществлении закупки установлено:
Заявка на участие в закупке, должна содержать:
Документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 44-ФЗ (предоставляются в случае установления таких требований в извещении об осуществлении закупки):
На основании позиция 2 Раздела I Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации"
"_"
Информация и документы, подтверждающие соответствие участника закупки указанным дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ должны отвечать положениям пункта 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Оператором электронной площадки в реестре участников закупки в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ в соответствии с позицией 2 раздела I Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 размещены документы, направленные участником с идентификационным номером заявки 116142074 (далее - ИНЗ 116142074) Оператору электронной площадки:
- реестровая запись по контракту на выполнение научно-проектных и изыскательских работ для производства ремонтно-реставрационных работ_.
Комиссией были рассмотрены документы, представленные в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ в соответствии с позицией 2 раздела I Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
В указанных документах, представленных участником с ИНЗ 116142074 отсутствует документ, подтверждающий соответствие участника закупки дополнительному требованию в соответствии с позицией 2 раздела I Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, а именно не представлен акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, что не соответствует ч. 2 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ и требованиям части 1. "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" извещения об осуществлении закупки.
Таким образом, участник с ИНЗ 116142074 не соответствует требованиям ч. 2 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании п. 3 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ отклонить заявку с ИНЗ 116142074.".
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Уполномоченного органа приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы на основании следующего.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства N 2571 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к Постановлению Правительства N 2571.
Объектом рассматриваемой закупки является разработка научно-проектной документации для проведения работ по реконструкции с элементами реставрации объекта культурного наследия регионального значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 19.10.2023) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N73) сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Таким образом, работы в рамках данной закупки будут относиться к работам по сохранению объектов культурного наследия.
Согласно пункту 2 приложения к Постановлению Правительства N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, устанавливается требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов;
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия;
4) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Комиссия установила, что указанные требования содержатся в Извещении об осуществлении закупки.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства N 2571 положения данного постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
- позиции 1 - 5, 16, 22 и 41 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 тыс. рублей.
С учетом наименования объекта закупки и состава работ, установленных Техническим заданием, а также с учетом установленного размера начальной (максимальной) цены контракта, в Извещении об осуществлении закупки правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 раздела I Постановления Правительства N 2571.
В силу пунктов 5 статьи 45 Федерального закона N73 лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.
Пунктом 8 статьи 45 Федерального закона N73 установлено, что приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.
Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Пункт 11 части 45 Федерального закона N73 устанавливает порядок подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, и его форма утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Порядок и форма утверждены Приказом Минкультуры России от 25.06.2015 N 1840 (ред. от 05.11.2015) "Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2015 N 38666) (далее - Порядок).
В силу пункта 4 Порядка приемка работ проводится при участии в обязательном порядке лиц, осуществлявших научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за их проведением.
По результатам приемки работ оформляется Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (далее - Акт) по форме согласно приложению N 4 к настоящему приказу (пункт 6 Порядка).
Согласно форме Акта, утвержденной приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 июня 2015 г. N 1840, данный акт подписывается научным руководителем, а также представителем лица, осуществляющего авторский надзор.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводам, что под сохранением объекта культурного наследия понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ. При этом научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением осуществляет лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, которое в обязательном порядке присутствует при приемке выполненных работ и составлении акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Подпунктами "а", "б" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
В соответствии с пунктами 1-8 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Комиссия, проанализировав заявку N116142074 (Заявитель) установила, что в составе заявки отсутствовали документы, подтверждающие соответствие дополнительному требованию в соответствии с позицией 2 раздела I Постановления Правительства N2571, а именно отсутствует акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что в соответствии с положениями статей 48 и 49 Федерального закона N44-ФЗ комиссия Уполномоченного органа правомерно признала заявку N116142074 (Заявитель) не соответствующими требованиям части 2 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ.
Довод Заявителя признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО АСК "Доминанте" необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 17 апреля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2024