Резолютивная часть решения объявлена 15.04.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18.04.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: * И.И. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
Члены Комиссии: * О.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; * И.Э. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
в отсутствие надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения представителей Отдел по инфраструктуре и управлению ресурсами Администрации муниципального образования "Усть-илимский район" (далее - Заказчик) (Ходатайство N67 от 12.04.2024);
При участии представителя ООО "ЭПИКОН" (далее - Участник закупки, Общество) * М.В. (Доверенность от 20.11.2023 г.);
Рассмотрев в формате веб-конференции c использованием бесплатного сервиса для видеосвязи TrueConf обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "ЭПИКОН" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения Открытого конкурса в электронной форме "Разработка проектной документации по объекту "Строительство канализационных очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод, производительностью 100 м3/сут. в пос. Эдучанка Усть-Илимского района Иркутской области"", извещение N 0134300052421000030, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 09 апреля 2024 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "ЭПИКОН" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "ЭПИКОН" принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном ч. 9 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, в связи с чем Заказчиком направлено рассматриваемое обращение о включении информации в Реестр.
ООО "ЭПИКОН" представлены письменные пояснения и документы, запрашиваемые в уведомлении Иркутского УФАС России N038/394/24 от 09.04.2024. Общество полагает, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является неправомерным и недействительным.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, включается в Реестр.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что 03 июня 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение N 0134300052421000030 об осуществлении Открытого конкурса в электронной форме "Разработка проектной документации по объекту "Строительство канализационных очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод, производительностью 100 м3/сут. в пос. Эдучанка Усть-Илимского района Иркутской области"" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 881 321,40 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок 15.07.2021 10:40 (МСК+5).
Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 22.07.2021 NППИ1 на основании результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и руководствуясь ст. 54.7 Закона N44-ФЗ конкурсной комиссией принято решение о присвоении первого и второго порядковых номеров следующим заявкам: общество с ограниченной ответственностью "ЭПИКОН" - 1, общество с ограниченной ответственностью "В2 ПРОЕКТ" - 2.
03.08.2021 между заказчиком и ООО "ЭПИКОН" заключен контракт N 30 на Разработку проектной документации по объекту "Строительство канализационных очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод, производительностью 100 м3/сут. в пос. Эдучанка Усть-Илимского района Иркутской области.
Согласно п. 1.1. Контракта По техническому заданию Заказчика (Приложение N1), Исполнитель обязуется выполнить работы по разработке проектной документации по объекту: "Строительство канализационных очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод, производительностью 100 м3/сут. в пос.Эдучанка Усть-Илимского района Иркутской области" (далее - Работы) в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и положениями настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить Работы, выполненные Исполнителем, в порядке и на условиях настоящего Контракта.
Согласно п. 1.2. Контракта Срок выполнения Работ по Контракту: с учетом прохождения проверки достоверности определения сметной стоимости, согласований срок проектирования - с момента подписания Контракта до 31 мая 2022 года.
Согласно п. 2.3.1. Контракта Исполнитель обязан выполнить предусмотренные настоящим Контрактом Работы в строгом соответствии с Техническим заданием, а также действующими нормативными документами, регламентирующими технический уровень, качество, объем и комплектность Работы и передать Заказчику результаты Работ в предусмотренные настоящим Контрактом сроки.
Результаты Работ должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации, действующим нормативам, правовым актам, стандартам, санитарным правилам и нормам по качеству воды.
Пунктом 5 Технического задания предусмотрены следующие этапы работ.
5.1Этап 1. Выполнение инженерных изысканий:
- Инженерно-геодезические изыскания
- Инженерно-гидрометеорологические изыскания
- Инженерно-геологические изыскания
- Инженерно-экологические изыскания
5.2 Этап 2. Разработка проектной документации. Разработанные Технологические решения, предварительные расчеты по эксплуатационным расходам согласовать с Заказчиком, после чего выполнить разработать все разделы, стадии Проект.
Выполнить работы по подготовке проектной документации лесного участка (ПДЛУ) 38:17:000000:836, Воробьевского участкового лесничества, для аренды (на период СМР) части участка для трассы коллектора водоотведения нормативно-очищенных сточных вод в р. Эдучанка.
5.3 Этап 3. Прохождение государственной, строительной и экологической экспертиз.
5.4 Этап 4. Разработка рабочей документации. Прохождение экспертизы достоверности сметной документации.
Согласно п. 19 Технического задания Количество экземпляров документации (в т.ч. в электронном виде), передаваемой Заказчику: Проектную и рабочую документацию с положительным заключением государственной экспертизы, государственной экологической экспертизы, экспертизы достоверности определения сметной стоимости передать Заказчику в книгах 4 экземпляра - на бумажном носителе.
По состоянию на 26 марта 2024 года Подрядчик вышеуказанные работы не выполнил в срок, установленный Контрактом, тем самым нарушил сроки выполнения работ и условия выполнения работ, предусмотренные Контрактом.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 13.5. Контракта, сторона вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в соответствии с положениями частей 8-25 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со статьей 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
В силу ст. 708 ГК РФ, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. Указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
В соответствии со ст. 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, в соответствии с частью 14 вышеуказанной статьи, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС:
26.03.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе и размещено в ЕИС.
Таким образом, 05.04.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут.
Комиссия Иркутского УФАС России исследовав представленные документы, установила следующее.
Из представленных Обществом документов:
24.08.2021 Письмо Общества N77-Э/21 с просьбой направить исходную разрешительную документацию (перечень 23 пункта) со ссылкой на п.17 Технического задания о необходимости предоставления заказчиком исходной документации в течение 14 рабочих дней с момента заключения Контракта (т.е. в срок до 23.08.2021 г.)
27.12.2021 Письмо Общества N127-Э/21 с просьбой направить исходную разрешительную документацию (перечень 9 пунктов).
09.02.2022 Письмо Общества N11-Э/22 о непредставлении заказчиком технических условий на подключение к сетям электроснабжения и о приостановке работ согласно ст. 719 ГК РФ.
09.02.2022 г. Письмо КУМИ Администрации МО Усть-Илимский район N 215/02-08 о том, что часть проектируемого сбросного напорного коллектора очищенных сточных вод выходит за границы населенного пункта, Заказчиком направлен запрос в Министерство лесного комплекса об отнесении данной территории к землям лесного фонда, после получения ответа в адрес Общества будет направлен ответ о согласовании.
14.02.2022 Письмо КУМИ Администрации МО Усть-Илимский район N 229/02-08 о том, что трассировка сбросного напорного коллектора очищенных сточных вод согласована.
12.04.2022 Письмо Общества N42-Э/22 о непредставлении заказчиком технических условий на подключение к сетям электроснабжения и о приостановке работ согласно ст. 719 ГК РФ.
11.10.2022 Письма Отдела по инфраструктуре и управлению ресурсами Администрации муниципального образования "Усть-илимский район" N45, N46 о неисполнении условий контракта.
17.10.2022 Письмо Общества N167-Э/22 о том, что по контракту ведутся работы: выполняется сбор необходимых для проектирования исходных данных, выполнены полевые работы по комплексным инженерным изысканиям, выполняется камеральная обработка полевых материалов с подготовкой технических отчетов по комплексным инженерным изысканиям, разрабатываются основные проектные решения по объекту (конструктивные, технологические решения, инженерные сети, архитектурные решения). Дополнительно указано на непредставлении заказчиком технических условий на подключение к сетям электроснабжения и разрешающих правоустанавливающих документов на земельный участок, включая согласования их собственников (поскольку сбросной коллектор очищенных сточных вод расположен за границами земельного участка, принадлежащего Заказчику)
01.11.2022 Письмо Общества N184-Э/22 с просьбой направить исходную разрешительную документацию (перечень 6 пунктов).
Из пояснений Общества следует, что в разделе 17 Технического задания к Контракту установлен перечень исходных данных, передаваемых Заказчиком (далее - исходные данные). Заказчик не передал Исполнителю исходные данные в полном объеме, необходимые для выполнения работ, ни в указанный в Контракте срок, ни в последующем. Технические условия на подключение к инженерным коммуникациям, которые должны были быть переданы Заказчиком в соответствии с п. 17.2 Контракта в течение 14 рабочих дней с момента заключения Контракта, так не были переданы ООО "Эпикон".
Если обусловленное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей не предоставленному исполнению
Исполнитель уведомлял о необходимости предоставления исходных данных неоднократно, что подтверждаются письмами NN 77-Э/21 от 24.08.2021 г., 127-Э/21 от 27.12.2021 г., которые были направлены посредством электронной почты, что подтверждается письмом от 05.04.2024 N 394/02- 08, и письмом N 184-Э/22 от 01.11.2022 г., которое было направлено посредством электронной почты на официальный адрес Отдела по инфраструктуре и управлению ресурсами Администрации муниципального образования "Усть-Илимского район". В связи с непредоставлением Заказчиком исходных данных Исполнитель был вынужден приостановить работы, уведомив при этом Заказчика письмами NN 11-Э/22 от 09.02.2022 г., 42-Э/22 от 12.04.2022 г. которые были направлены в адрес Заказчика посредством электронной почты, что подтверждается письмом N 394/02-08 от 05.04.2024.
Дополнительно поясняют, что "08" февраля 2022 г. к Контракту было заключено дополнительное соглашение N 1 о перемене лиц в обязательстве, и Заказчиком по Контракту стал Отдел по инфраструктуре и управлению ресурсами Администрации муниципального образования "Усть-Илимского район" (далее - Заказчик). Фактически до 14.02.2022 обязанности Заказчика осуществлял Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Усть-Илимский район", что подтверждается письмами от 09.02.2022 N 215/02-08, от 14.02.2022 N 229/02-08. И в связи с этим корреспонденция до 14.02.2022 направлялась ООО "Эпикон" в адрес Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Усть-Илимский район", а последующая в адрес Отдела по инфраструктуре и управлению ресурсами Администрации муниципального образования "Усть-Илимского район".
Ввиду того, что Заказчиком не представлены исходные данные в полном объеме, установленном в Контракте и необходимом для выполнения ООО "Эпикон" работ, срок выполнения работ не может считаться нарушенным.
Таким образом, Общество полагает, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения Открытого конкурса в электронной форме "Разработка проектной документации по объекту "Строительство канализационных очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод, производительностью 100 м3/сут. в пос.Эдучанка Усть-Илимского района Иркутской области", извещение N 0134300052421000030 является неправомерным и недействительным
Из пояснений Заказчика следует, что в настоящее время работы по контракту не выполнены, что послужило основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта.
Неисполнение контракта для заказчика повлекло множество негативных последствий, а именно утрату денежного обеспечения Контракта, предоставляемого из бюджета Иркутской области, а также неисполнении Заказчиком Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования Усть-Илимский район на строительство, реконструкцию, модернизацию объектов водоснабжения, водоотведения о очистки сточных вод, в том числе разработку проектной документации, а также приобретение указанных объектов в муниципальную собственность от 12.02.2021 N186, и как причинно-следственная связь штрафные санкции в рамках финансового контроля Министерства экономического развития Иркутской области. Кроме того, разработка проектной документации для заказчика является социально значимым проектом, так как строительство планируемого сооружения влечет за собой соблюдение законодательства в сфере экологической безопасности.
Приемка частично-выполненных работ по контракту не проводилась, т.к. данные итоги работ не соответствуют требованиям заказчика, изложенным в Техническом задании и по своей сути являются непригодными для дальнейшего использования Заказчиком в целях обеспечения выполнения комплекса мероприятий по организации очистки сточных вод на территории пос. Эдучанка Усть-Илимского района Иркутской области.
В качестве приложений заказчиком представлено распоряжение Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области от 22.03.2023 г. N58-218-мр о наличии потребности муниципального образования Усть-Илимский район в субсидии, неиспользованной в 2022 г, представление которой осуществлялось за счет средств областного бюджета.
В единой информационной системе по контракту с реестровым номером 3381702862621000005 сведения об исполненных обязательствах отсутствуют, имеется информация о начислении исполнителю неустойки N2 от 08.04.2024 за ненадлежащие исполнение Указанного контракта на сумму 3 392 531,20 рублей. Сведений об оплате данного требования Комиссии Иркутского УФАС России не представлено.
В ходе рассмотрения обращения представитель Общества на вопрос членов комиссии относительно непригодность частично-выполненных работ по контракту и отказа от их приёмки заказчиком пояснила следующее: отчеты по 1 этапу работ направлены Заказчику 13.12.2022 г., Никаких претензий, замечаний со стороны заказчика не поступало. Однако контрактом не предусмотрена поэтапная приемка работ поэтому данные работы не приняты и не оплачены.
Комиссия Иркутского УФАС России также отмечает, что от заказчика поступило ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствии его представителей, письменных пояснений о причинах непредставления исходных данных Обществу по контракту, и сведений о том, в чем именно состояла непригодность сданных результатов работ по первому этапу (мотивированный отказ от приемки, акт или заключение приемочной комиссии, иные документы) Заказчиком не представлено, как и не представлено каких-либо документов, повреждающих указанные доводы Заказчика и позволяющие дать им надлежащую оценку Комиссией Иркутского УФАС России.
С учетом изложенного, исследовав предоставленные на заседании Комиссии Заказчиком и ООО "Эпикон" информацию, документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что ООО "Эпикон", действуя добросовестно, неоднократно сообщало Заказчику о необходимости предоставления Заказчиком недостающей исходно-разрешительной документации, тем самым совершило все зависящие от него действия, направленные на исполнение принятых обязательств по Контракту.
Исходя из представленных материалов Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что между Заказчиком и Обществом велась переписка, из которой также следует, что Обществом работы по разработке проектно-сметной документации велись и исполнялись, следовательно, в действиях Общества отсутствует вина, а также недобросовестное поведение.
Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях общества отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине Общества.
Напротив, представленные в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Общества на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях Общества недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения контракта.
Пунктом 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Таким образом, в силу статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ рассмотрение вопросов, связанных с определением соответствия результатов оказанных услуг условиям контракта не входит в полномочия ФАС России и ее территориальных органов.
Кроме того, Комиссия считает, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении Общества, а указывают на наличие гражданско-правового спора у сторон Контракта, возникшего при его исполнении.
При этом, с момента заключения контракта между его сторонами возникают гражданско-правовые отношения, оценку которым антимонопольный орган в рамках рассмотрения одностороннего отказа заказчика либо подрядчика от исполнения контракта в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков давать не вправе.
Исходя из вышеизложенного, обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон, а их исследование со стороны антимонопольного органа подменяло бы компетенцию суда.
Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого Контракта, может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора, по итогам рассмотрения, которого могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в статье 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078) определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Федеральный закон N 44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позволяют продлевать сроки рассмотрения таких обращений.
Из толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным судом Российской Федерации, следует, что при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченному органу фактически необходимо исследовать текущее состояние и историю гражданских правоотношений между заказчиком и участником закупки, дать правовую оценку не только их действиям (бездействию), выявить последствия таких действий (бездействия), но также проанализировать качество результатов исполнения своих обязательств и влияние внешних факторов на процесс исполнения контракта.
Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
По смыслу статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом, ни Федеральный закон N 44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ N 1078 не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Как указывает Арбитражный суд Московского округа в своем Постановлении от 08.06.2017 N Ф05-4878/2017 по делу N А40-157217/2016 основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта.
Аналогичные признаки недобросовестности отражены в Постановлении ФАС Московского округа от 23.08.2011 г. по делу N А40-6025/11-147-67, Постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 г. по делу N А40-174348/14, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 22.04.2016 г. по делу N А49-6535/2015, Постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 г. по делу N А40-228354/15, Постановлении Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 22.02.2018 г. по делу N А58-8083/2017.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О). Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказов.
В частности, на основании части 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целями охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от исполнения условий контракта антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Федерального закона N 44-ФЗ либо наличием решения заказчика об одностороннем расторжении контракта, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины поставщика (подрядчика, исполнителя), правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта.
Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), то есть размещение сведений об участнике размещения закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки выявит обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий участника на несоблюдение условий контракта.
Также, Комиссией исследован вопрос о добросовестности Участника закупки, в частности исследован реестр контрактов единой информационной системы, согласно которому 4 контракта находится на исполнении Общества, что свидетельствует о добросовестности Участника закупки, как лица исполняющего обязательства по контракту в сфере государственных закупок.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков ООО "Эпикон" при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "Эпикон", объективно оценить достоверность доводов Заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к ненадлежащему исполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в отношении ООО "Эпикон", а также сведений в отношении учредителя, единоличного исполнительного органа ООО "Эпикон" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества c Ограниченной Ответственностью "ЭПИКОН" (150054, Ярославская область, г.о. город Ярославль, г Ярославль, ул Чкалова, д. 2, помещ. 51, ИНН: 7606110766), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Общества c Ограниченной Ответственностью "ЭПИКОН" (*, ИНН 760502451533) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Сведения об участниках / учредителях Общества c Ограниченной Ответственностью "ЭПИКОН" (* ИНН 761027525340) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
4. Направить копии решения сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 18 апреля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2024