Резолютивная часть решения объявлена 17.04.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18.04.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
при участии представителей Муниципального автономного учреждение "Дирекция спортивных сооружений города Усть-Илимска" (далее - Заказчик) <_>, <_>;
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения Общества с ограниченной ответственностью "ВикторияСервис" (далее - ООО "ВикторияСервис", Общество),
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ВикторияСервис" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений, вспомогательных помещений, наружных работ по фасаду, размещение спортивных площадок и благоустройство прилегающей территории, устройство освещения, ремонт и благоустройство велосипедной дорожки детского оздоровительного центра "Олимпиец", извещение N0134300051921000109, в соот
ветствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 11 апреля 2024 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "ВикторияСервис" допущены существенные нарушения условий по муниципальному контракту NФ.2021.10937 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений, вспомогательных помещений, наружных работ по фасаду, размещение спортивных площадок и благоустройство прилегающей территории, устройство освещения, ремонт и благоустройство велосипедной дорожки детского оздоровительного центра "Олимпиец" от 02 августа 2021 года, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об Обществе в Реестр.
ООО "ВикторияСервис" представлены письменные объяснения, в которых указано, что обществом предпринимались все меры для исполнения контракта, указанные действия, по мнению общества, подтверждают добросовестность при исполнении контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссия установила, что Муниципальное автономное учреждение "Дирекция спортивных сооружений города Усть-Илимска" 23 июня 2021 года на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено Извещение N0134300051921000109 о проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений, вспомогательных помещений, наружных работ по фасаду, размещение спортивных площадок и благоустройство прилегающей территории, устройство освещения, ремонт и благоустройство велосипедной дорожки детского оздоровительного центра "Олимпиец"" (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 161 413 498 рублей 00 копеек.
Протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 16.07.2021 NППИ1 победителем данной закупки признано ООО "ВикторияСервис" (единственный участник закупки).
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N44-ФЗ 02 августа 2021 года между Заказчиком и Обществом заключен муниципальный контракт NФ.2021.10937 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений, вспомогательных помещений, наружных работ по фасаду, размещение спортивных площадок и благоустройство прилегающей территории, устройство освещения, ремонт и благоустройство велосипедной дорожки детского оздоровительного центра "Олимпиец" (далее - Контракт).
В пункте 1.1 Контракта установлено, что Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по капитальному ремонту помещений, вспомогательных помещений, наружных работ по фасаду, размещение спортивных площадок и благоустройство прилегающей территории, устройство освещения, ремонт и благоустройство велосипедной дорожки детского оздоровительного центра "Олимпиец" (далее - Работы) в объеме, установленном в Техническом задании (далее - Приложение 1 к Контракту).
Пунктом 1.5 Контракта установлены, следующие сроки выполнения работ: Срок окончания выполнения Работ: не позднее 31 марта 2023 года.
Дополнительным соглашением от 30.03.2023 г. срок выполнения работ был продлен до 20 августа 2023 г. Дополнительным соглашением от 15.11.2023 г. срок выполнения работ был продлен до 30.11.2023 г. Дополнительным соглашением от 29.11.2023 г. срок выполнения работ был продлен до 30.06.2024 г.
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Контракта Обществу по необходимо было выполнить работы по капитальному ремонту помещений не позднее 30 июня 2024 года.
Между Заказчиком и Обществом был согласован график выполнения работ, в соответствии с которым в срок до 20 января 2024 года Общество должно выполнить работы по отделке помещений саун, тира, гаража, фойе, промежуточного зала, включая лестничные клетки, осуществить окраску стен, однако до настоящему времени указанные работы так и не были сданы заказчику.
Кроме того, в срок до 31 марта 2024 года Общество должно выполнить работы по отделке чаши бассейна, прибасссйновой территории, помещений медицинского кабинета, тренерской, инвентарной, вентиляционной камеры, включая инженерные системы, осуществить монтаж вентиляции (всей системы, включая помещение большой чаши).
Однако в установленный срок указанные работы Обществом не были выполнены.
Комиссия Иркутского УФАС России исследовав представленные документы, установила следующее.
Дополнительными соглашениями от 18 ноября 2022 года, 19 декабря 2022 года, 21 апреля 2023 года, 24 апреля 2023 года, 20 июля 2023 года, 18 августа 2023 года, 15 ноября 2023 года были внесены изменения в Контракт, касательно условий авансирования.
Как следует из представленных материалов дела, Заказчиком были выплачены Обществу авансовые платежи, предусмотренные Контрактом, за работы, предусмотренные Контрактом, что подтверждается представленными в материалы дела копиями платежных поручений.
13 ноября 2023 года Общество в адрес Заказчика направляет письмо исх.12 в котором указывает, что в связи с тем, что на изготовление металлоконструкций ушло больше времени чем планировалось, в связи с загруженностью изготовляемых конструкций, просит рассмотреть Заказчика вопрос об изменении существенных условий контракта в части продления сроков выполнения работ до 31 июня 2024 года.
Дополнительным соглашением от 29 ноября 2023 года Заказчиком срок выполнения работ был продлен до 30.06.2024 г.
11 января 2024 года Заказчик в адрес Общества направляет претензию о ненадлежащем исполнении контракта NФ.2021.10937 исх. 4 согласно которой Заказчик указывает, что в соответствии с пунктом 2.4.3 Контракта и разработанным Вами графиком производства работ, срок окончания выполнения работ по монтажу кровли купола большой чаши с установкой витражей, зашивкой глухой торцевой части должен быть не позднее 25 декабря 2023 г. В соответствии с пунктом 3.2. Контракта после завершения выполнения работ, предусмотренных Контрактом, Подрядчик письменно уведомляет Заказчика о факте выполнения Работ не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем завершения выполнения Работ, предусмотренных Контрактом. 29 декабря 2023 года были сданы работы по монтажу кровли большой чаши на общую сумму 1 526 361 рублей, тем самым допустив просрочку 4 календарных дня.
Работы по монтажу витражей с зашивкой глухой торцевой части на сумму 87 370 рублей 50 копеек на дату предъявления претензии не сданы Заказчику. В связи с изложенным Заказчик в указанной претензии просит в течение 10 (дней) календарных дней с момента получения настоящей претензии принять меры к устранению претензий по существу, завершить работы по монтажу витражей с зашивкой глухой торцевой части.
20 января 2024 Заказчик, проведя проверку о выполнении работ о по контракту и устранению недостатков на основании претензии N4, в ходе которой Заказчик выявил следующее:
1. Монтаж остекления фронтона лицевого фасада не завершен; Монтаж профильного листа на тыльном фронтоне не завершен.
2. По состоянию на 20.01.2024 год, выявлено нарушение сроков графика производства работ в разделах N 4 (отделка помещений комплекса), N 5 (стены окраска).
23 января 2024 года Заказчик в адрес Общества направляет письмо исх. 13 в котором просит Общество направить в адрес Заказчика информацию о причинах несоблюдения графика и сроках реального завершения данных работ.
23 января 2024 года Заказчик направляет в адрес Общества претензию о ненадлежащем исполнении контракта NФ.2021.10937 исх. 14 в которой указывает, что в соответствии с Контрактом Заказчик имеет право выдвигать требования о выполнении работ. В частности, Вам необходимо было устранить замечания при производстве остекления фронтонов лицевого фасада и монтажа профильного листа на тыльном фронтоне в 10 дневный срок. Каких- либо мер по устранению указанных замечаний и требований не было произведено, а также Общество не обратились с просьбой об увеличении срока для данных мероприятий.
26 марта 2024 года Заказчик в адрес Общества направляет письмо исх.66 в котором указывает, что с 11 марта года по 13 марта 2024 года на объекте капитального ремонта СК "Олимпиец" на основании муниципального контракта N Ф.2021.10937, было установлено отсутствие работников на объекте и простой производства работ.
Так же Обществом не представлены технические решения по изменению следующих видов произведенных работ:
1. Замена напольного покрытия вокруг большой и малой чаш бассейнов;
2. Замена материала гидроизоляции большой чаши бассейна;
3. Замена напольного покрытия в промежуточном зале второго этажа;
4. Частичная замена материала исполнения промежуточных дверей;
5. Изменение прокладки трасс вентиляционной системы;
6. Перенос блоков управления автоматикой вентиляционной системы;
7. Изменение и восстановление отдельных участков трассы контура заземления (участки существующего контура заземления в местах обрыва или разрушения в ходе производства электромонтажных работ).
В этой связи Заказчик просит Общество направить в адрес Заказчика информацию о причинах отсутствия рабочего персонала и невыполнения работ на объекте СК "Олимпиец" в указанный период.
Материалами дела установлено, что Обществом не были даны ответы на указанные претензионные письма, к исполнению обязательств по Контракту Общество по состоянию на 26 марта 2024 года не приступило.
В соответствии с информацией, представленной Заказчиком, Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что по состоянию на 26 марта 2024 года ООО "ВикторияСервис" обязательства по Контракту не были исполнены. Таким образом, на момент принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, сроки для его исполнения истекли, работы не исполнены, неоднократные требования Заказчика о выполнении обязательств по Контракту остались без удовлетворения.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Исходя из положений части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требования закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствиями с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 8.4 Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению Сторон; в случае одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона N44-ФЗ; по решению суда.
26 марта 2024 года в связи с тем, что по состоянию на эту ООО "ВикторияСервис" не исполнены в полном объеме обязательства по Контракту, заказчиком принято решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения муниципального контракта NФ.2021.10937 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений, вспомогательных помещений, наружных работ по фасаду, размещение спортивных площадок и благоустройство прилегающей территории, устройство освещения, ремонт и благоустройство велосипедной дорожки детского оздоровительного центра "Олимпиец" от 02 августа 2021 года.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта сформировано Заказчиком в ЕИС 26 марта 2024 года, что считается надлежащим уведомлением ООО "ВикторияСервис" о расторжении с ним Контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 08 апреля 2024 года.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 08 апреля 2024 года.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
Из материалов дела установлено, что по состоянию на 08 апреля 2024 года (дата принятия решения об одностороннем расторжении контракта) Обществом не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Иркутское УФАС России отмечает, что в свою очередь лишь представленная в материалы дела переписка не может указывать на добросовестное поведение Общества, поскольку данный вид связи является неотъемлемой частью делового оборота между сторонами по контракту, связанных с решением возникающих вопросов при исполнении обязательств.
Кроме того, из представленной в материалы дела переписки сторон, Комиссией установлено неоднократное обращение Заказчика к Обществу с требованием об устранении замечаний и оплате пени, за нарушение сроков выполнения работ, о предоставлении информации о причинах задержки выполнения работ.
Учитывая изложенное, оценив, многочисленную переписку сторон, Комиссия Иркутского УФАС приходит к выводу о том, что Общество в ходе исполнения своих обязательств, предусмотренных контрактом, неоднократно совершало действия способствовавшие невозможности своевременного выполнения работ на Объекте.
Комиссия Иркутского УФАС отмечает, что Заказчик всячески содействовал Обществу, неоднократно на основании писем Общества были заключены дополнительные соглашения от 30.03.2023 г., от 15.11.2023 г., от 29.11.2023 г. о продлении срока выполнения работ, вместе с тем, несмотря на указанные обстоятельства работы по капитальному ремонту выполнялись Обществом медленно, в связи с чем Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по Контракту.
Как было указано ранее из представленных документов и сведений, срок проведения работ был неоднократно увеличен, объем и цена контракта были также изменены (увеличены), что подтверждается заключенными между сторонами дополнительными соглашениями.
Соответственно, при исполнении настоящего контракта Заказчик не воспрепятствовал Обществу в продлении сроков исполнения обязательств по контракту, изменению объемов выполняемых работ и цены государственного контракта в целях возможности принятия работ надлежащего качества.
Комиссия считает необходимым отметить, что такие виды работ, как работы по отделке помещений саун, тира, гаража, фойе, промежуточного зала, включая лестничные клетки, осуществить окраску стен, по отделке чаши бассейна, прибасссйновой территории, помещений медицинского кабинета, тренерской, инвентарной, вентиляционной камеры, включая инженерные системы, осуществить монтаж вентиляции (всей системы, включая помещение большой чаши) были обозначены и установлены техническим заданием извещения о проведении закупки.
В рассматриваемом случае важно также отметить, что объектом контракта являлись крупные строительные работы, связанные с капитальным ремонтом объекта детского оздоровительного центра, ввиду чего, учитывая социальную специфику, технологию выполнения строительно-ремонтных работ, объемы их оказания, рынок оказываемых услуг, Общество должно было понимать и предусматривать возникновение возможных рисков и последствий при исполнении государственного контракта еще на этапе подачи заявки в настоящем электронном аукционе.
Вместе с тем, учитывая опыт работы организации (анализ исполненных контрактов Обществом по аналогичным предметам закупок), Общество должно было учитывать объемы и рассчитать свои возможности, до того, как приступить к исполнению обязательств по Контракту, а также учитывать возможные дополнительные затраты в рамках выполнения работ.
В рамках муниципального контракта NФ.2021.10937 не было предусмотрено частичное выполнение работ, соответственно, результатом работ являлись выполненные в полном объеме работы по капитальному ремонту помещений, вспомогательных помещений, наружных работ по фасаду, размещение спортивных площадок и благоустройство прилегающей территории, устройство освещения, ремонт и благоустройство велосипедной дорожки детского оздоровительного центра "Олимпиец" в установленные Контрактом сроки.
Также, как было указано ранее, Обществу был выплачен аванс. При этом доказательств добросовестного расходования представленных средств в адрес Комиссии Иркутского УФАС не представлено.
На момент рассмотрения Комиссией обращения установлено, что работы со стороны Общества в полном объеме не выполнены.
Кроме того, Комиссия учитывает социальную значимость объекта закупки (капитальный ремонт детского оздоровительного центра "Олимпиец"), тот факт, что исполнение обязательств по Контракту необходимо для нормального обеспечения жизнедеятельности населения, а также тот факт, что Общество не проявило надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, не предприняло действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных Контрактом обязанностей, в связи с чем Контракт не был исполнен, что как следствие привело к неэффективному использованию бюджетных средств и срыву закупки.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения, представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (часть 7 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ, подпункт "б" пункта 13 Постановления Правительствам РФ N1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года NВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу, что при исполнении Контракта ООО "ВикторияСервис"" проявило недобросовестное поведение по отношению к Заказчику, не исполнило в установленные сроки свои обязательства по Контракту.
Так, Общество подавая заявку на участие в электронном аукционе и подписав Контракт на электронной площадке, конклюдентно согласилось со всеми условиями и приняло на себя все обязательства в рамках Контракта. Следовательно, Общество должно было заблаговременно учесть все коммерческие риски и предусмотреть возможность выполнения работ, согласно условиям Контракта. На стадии проведения закупочной процедуры подобных вопросов у Обществом не было, положения извещения об осуществлении закупки Обществом не оспаривались.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, ООО "ВикторияСервис" несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом N44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Действуя в рамках заключения и исполнения Контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Комиссия, исследовав обстоятельства дела, доводы Заказчика, приходит к выводу о виновности участника закупки в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Указанная позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Также по мнению Верховного суда РФ под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N306-ЭС14-7853 по делу NА65-29455/2013).
Доказательства, свидетельствующие о невозможности Обществом выполнить работы в соответствии с условиями Контракта либо доказательства того, что невозможность исполнения Контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, ООО "ВикторияСервис" не представлены, Комиссией самостоятельно не добыто.
Наличие иных не зависящих от ООО "ВикторияСервис" причин, препятствовавших ему надлежащим образом исполнить свои обязательства по Контракту, в ходе рассмотрения обращения не установлено.
Кроме того, ООО "ВикторияСервис" при подаче заявки на участие в электронном аукционе, согласилось на участие в данном аукционе со всеми условиями, указанными Заказчиком в извещении и документации об электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "ВикторияСервис" не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные Контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях ООО "ВикторияСервис" как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
Учитывая соблюдение Заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение ООО "ВикторияСервис", выразившееся в ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок Контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии Иркутского УФАС имеются все основания для включения сведений об ООО "ВикторияСервис" в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Проанализировав представленные доказательства, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком обоснованно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и принятии решения о направлении обращения в Иркутское УФАС России о включении сведений в отношении ООО "ВикторияСервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ВикторияСервис" (<_>), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года;
2. Сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа и учредителе Общества с ограниченной ответственностью "ВикторияСервис" (<_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года;
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 18 апреля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2024