Резолютивная часть решения оглашена 10.04.2024
В полном объеме решение изготовлено __.04.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Автолайн" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результата запроса котировок в электронной форме N 0869200000223010124 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам (далее - аукцион), в присутствии:
- представителя ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" Бронского А.В., действующего на основании доверенности от 09.01.2024,
- представителя ООО "Автолайн" Поляниной О.Н., действующего на основании доверенности от 01.03.2024,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Автолайн" (далее - предприниматель, перевозчик).
Согласно представленным документам 05.12.2023 ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" и ООО "Автолайн" заключили контракт по цене 8 939 020, 00 рублей.
Решением от 22.03.2024 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду того, что общество выполнило работы с недостатками, которые не устранены подрядчиком в части согласования транспортных средств с заказчиком путем составления нового акта наличия транспортных средств, в связи с указанными обстоятельствами сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков направлены заказчиком в антимонопольный орган.
На заседании Комиссии ООО "Автолайн" представил документы и письменные пояснения, а также представитель общества указал, что работы выполнены в полном объеме, приняты и оплачены заказчиком, замена транспортных средств произошла в связи с выходом из строя автобусов, указанных в акте наличия транспортных средств от 07.12.2023, при этом перевозки осуществлялись на протяжении всего срока исполнения контракта В связи с указанными фактами общество не может быть признано недобросовестным подрядчиком.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 12.2 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования частей 12.1, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, заказчиком 22.03.2024 принято и размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр контрактов" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения такого решения подрядчиком является 22.03.2024, в связи с чем контракт является расторгнутым 02.04.2024.
Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в антимонопольный орган 03.04.2024.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ООО "Автолайн" 05.12.2023 заключен государственный контракт N 39 АВ (11)/23-24 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами в единой информационной системе.
Предметом контракта является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам, при этом в пункте 1.3 контракта предусмотрено, что общий объем работ, подлежащий выполнению, устанавливается в километрах пробега всех транспортных средств (Приложение N 3).
В пункте 1.8 контракта заказчиком определен срок выполнения работ: с 09.12.2023 по 31.03.2024.
Согласно пункту 3.1 контракта предусмотрено, что не позднее, чем за 5 рабочих дней до установленного контрактом дня начала выполнения работ с использованием транспортных средств, предусмотренных контрактом, подрядчик составляет и направляет заказчику подписанный со своей стороны акт наличия транспортных средств согласно приложению N 6 к контракту в двух экземплярах. К указанному акту прилагаются документы, подтверждающие наличие у подрядчика на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, количество, характеристики и оборудование которых соответствуют условиям контракта. Приложенные документы сшиваются, нумеруются и заверяются подписью и печатью (при наличии) подрядчика.
При этом, пунктом 3.5 контракта предусмотрено, что в случае замены транспортного средства подрядчик составляет и направляет заказчику подписанный со своей стороны акт наличия транспортных средств за 3 рабочих дня до предполагаемого дня замены транспортного средства. В акте наличия транспортных средств указываются все транспортные средства, которые будут использоваться для обслуживания маршрута с учетом заменяемого транспортного средства. К указанному акту прилагаются документы, подтверждающие наличие у подрядчика на праве собственности или ином законном основании заменяемого транспортного средства, характеристики и оборудование которого соответствуют условиям Контракта. В пунктах 3.6-3.8 контракта предусмотрен порядок согласования указанного акта.
Как следует из договорной переписки, представленной сторонами, заказчиком систематически осуществлялся контроль за ходом исполнения контракта путем составления актов проверки (от 13.12.2023, 21.12.2023, от 09.01.2024, от 31.01.2024, от 31.01.2024, от 12.02.2024, от 20.02.2024, от 06.03.2024, от 18.03.2024, 22.03.2024, от 28.03.2024). Из указанных актов следует, что одно из нарушений, которое неоднократно фиксировал заказчик, является использование транспортных средств, находящихся на маршруте, которые отсутствуют в акте наличия транспортных средств, предусмотренных контрактом. При этом по результатам составления каждого из актов в адрес подрядчика направлялись претензии об уплате штрафа, которые оплачены подрядчиком.
Так, в акте наличия транспортных средств от 07.12.2023 указано, что подрядчик располагает транспортными средствами со следующими государственными номерами: E527EX774, О331УУ774, XO57КМ774, В896АР774, У727АК774, У563ВЕ774, Е786АМ774, тогда как при проведении проверок зафиксировано использование транспортных средств с номерами: Н168XH174, X603СВ174, E944КО774, Р332УК174.
При этом в письме от 20.03.2024 заказчик указал на данное нарушение и предусмотрел срок исправления недостатков до 22.03.2024, вместе с тем подрядчик не устранил недостатки, указанные в письме.
Следует отметить, что в ходе исполнения контракта сторонами подписаны заключения о результатах приемки выполненных работ, документы о приемке выполненных работ за 22.12.2023, 15.01.2024, 09.02.2024, 12.03.2024, 02.04.2024, из которых следует, что фактически работы приняты и оплачены на сумму 4 224 222, 67 из
8 939 020, 00 рублей.
В связи с тем, что общество не устранило нарушения в части замены транспортных средств на транспортные средства, подтвержденные заказчиком, принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании статьи 715 ГК РФ.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.
При рассмотрении документов и сведений, представленных заказчиком и обществом, Комиссией установлено, что общество фактически выполняло обязательства по контракту, которые приняты и оплачены заказчиком, перевозка по маршруту осуществлялась на протяжении всего срока исполнения контракта.
При этом как пояснил подрядчик замена транспортных средств произошла по причине нахождения машин, указанных в акте наличия транспортных средств, в ремонте, решение об использовании иных транспортных средств принято для целей обеспечения перевозок на маршруте.
Следует отметить, что заказчик в силу подпункта 9 пункта 5.3 контракта подрядчик обязан использовать для осуществления перевозок транспортные средства, подтвержденные заказчиком в порядке, предусмотренном разделом 3 контракта. В случае выявления фактов выполнения работ неподтвержденными транспортными средствами заказчик вправе отказать в приемке указанных работ. В случае не предоставления подрядчиком акта наличия транспортных средств или не подписания акта наличия транспортных средств заказчиком все транспортные средства считаются неподтвержденными до момента подписания акта наличия транспортных средств Заказчиком.
С учетом изложенного, заказчик не воспользовался указанным в контракте правом отказа в приемке указанных работ по причине выявления фактов выполнения работ неподтвержденными транспортными средствами, фактически приняв и оплатив указанные работы, что не позволяет сделать вывод, что указанные нарушения являются для заказчика существенными.
Так, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, принимая во внимание что работы по контракту приняты и оплачены в объеме, предусмотренном контрактом, отсутствие у общества намерений уклониться от исполнения контракта, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России, не усматривает достаточным оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "Автолайн", лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, участнике общества, в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" в отношении ООО "Автолайн" (ИНН 7448176850), его участника, единоличного исполнительного органа, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 апреля 2024 г. N 074/10/104-794/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2024