Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
|
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение ГБУЗ "Городская больница г. Карабаш" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО ПСК "Звезда" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона N 0869200000223003563 на капитальный ремонт главного корпуса ГБУЗ "Городская больница г. Карабаш", расположенный по адресу: Челябинская область, г. Карабаш, ул. Гагарина, д.1а (далее - аукцион), в присутствии:
- представителя ГБУЗ "Городская больница г. Карабаш" Галиуллина И.И., действующего на основании ПриказаN 663 от 01.09.2023,
- представителя ГБУЗ "Городская больница г. Карабаш" Иттерман Е.В., действующего на основании доверенности от 09.04.20234,
- представителя ГБУЗ "Городская больница г. Карабаш" Докучаевой О.В., действующего на основании доверенности от 09.04.2024,
- представителя ООО "Стратегия" Михалевой В.А., действующего на основании доверенности от 08.04.2024,
- представителя ООО "Стратегия" Бочарова Д.В., действующего на основании доверенности от 09.04.2024,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение ГБУЗ "Городская больница г. Карабаш" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Стратегия".
Согласно представленным документам 20.02.2023 ГБУЗ "Городская больница г. Карабаш" и ООО "Стратегия" заключили контракт по цене 93 541 851, 11 рублей.
Решением от 18.03.2024 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду неисполнения ООО "Стратегия" всего объема работ, предусмотренных проектной документацией, а также неустранения недостатков выполненных работ, предусмотренных в претензиях заказчика, а также в мотивированных отказах, что подтверждается перепиской заказчика.
На заседании Комиссии ООО "Стратегия" представило документы в подтверждение своей добросовесности, а также представители общества пояснили что общество приступило к выполнению работ по контракту, выполнило работы по сметам: демонтажные работы, архитектурные решения, система водоснабжения и водоотведения, отопление, электроосвещение, силовое электрооборудование, более того общество не уклонялось от исполнения обязательств, напротив принимало меры, направленные на согласование объемов и материалов для дальнейшего производства работ, в связи с отсутствием указаний заказчика о дальнейшем порядке выполнения работ с учетом направленных обществом писем, подрядчик сначала приостановил работы, а в последующем принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктами 7.1, 7.2 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования частей 12.1, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, заказчиком 21.03.2024 принято и размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр контрактов" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения такого решения подрядчиком является 21.03.2024, в связи с чем контракт является расторгнутым 02.04.2024.
Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлен в антимонопольный орган 02.04.2024.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и обществом 16.05.2023 заключен контракт N 0869200000223003563 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами в единой информационной системе, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.
Предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту главного корпуса ГБУЗ "Городская больница г. Карабаш", что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда, порядок исполнения которого регламентирован главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пунктах 1.4, 1.5 контракта заказчиком определен срок выполнения работ: с момента заключения контракта до 01.12.2023, в соответствии с графиком выполнения работ (1 этап).
При этом, дополнительным соглашением N 01 от 30.11.2023 сторонами продлены сроки выполнения работ до 17.06.2024.
Из пункта 9 технического задания следует, что работы выполняются в соответствии с проектной и сметной документацией на основании положительного заключения ОГАУ Государственная экспертиза Челябинской области - (74-1-1-2-070967-2022 от 05.10.2022), а именно:
- демонтажные работы раздел АР;
- демонтажные работы;
- архитектурные решения;
- конструктивные решения;
- система водоснабжения и водоотведения;
- отопление;
- вентиляция и кондиционирование воздуха;
- электроосвещение внутреннее;
- силовое электрооборудование;
- индивидуальный тепловой пункт;
- узел коммерческого учета;
- охранно-пожарная сигнализация;
- автоматизация комплексная;
- сети связи;
- система охранного телевидения;
- система контроля и учета доступа.
Как следует из документов, представленных заказчиком, контроль за выполнением работ по капитальному ремонту главного корпуса ГБУЗ "Городская больница г. Карабаш" осуществляла организация - ООО "СтройОптимум" в рамках мероприятий по строительному контролю на основании договора N08692000002230004304 от 30.05.2023.
Из письма от 15.06.2023 исх.51 ООО "Стратегия" просит заказчика согласовать новое оборудование, не предусмотренное проектной документацией, на оборудование, имеющее те же технические характеристики и гарантийные обязательства.
При этом в августе-ноябре 2023 года общество неоднократно обращалось к заказчику с вопросами, в том числе о порядке производства работ: по операционному блоку, в том числе по необходимость наличия принудительной вентиляции, зашивке труб отопления, отделке потолков со ссылкой на СП 158.13330.2014, СП 2.1.3678-20); по аварийному состоянию участка стены на 3-м этаже в осях Е/2-4, восстановлению вентиляции, а также указывал на разночтения в проектной и сметной документации в части применяемых материалов (подвесные потолки, краска, двери) (письма от 04.08.2023 исх. 65, от 08.09.2023 исх. 80, от 11.09.2023 исх. 81, от 26.09.2023 исх. 95, от 24.10.2023 исх. 103, от 02.11.2023 исх.108-110, от 22.11.2023 исх. 117).
В связи с тем, что ответные письма на указанные вопросы не представлены заказчиком, письмом от 08.09.2023 исх. 80 работы приостановлены подрядчиком в части (за исключением работ оп ремонту системы водоснабжения и водоотведения, отопления) и письмом от 07.11.2023 исх. 112 приостановка осуществлена в полном объеме.
Кроме того, 03.10.2023 подрядчиком направлялись технические решения N 1, 2 от 10.06.2023, в которых общество предлагало заказчику произвести увеличение работ по отопительной системе, замену радиаторов с польского на российское производство, предусмотреть установку регулирующих клапанов и иных элементов отопительной системы; предусмотреть работы по отделке стен и замене марок водоэмульсионной краски, с учетом корректировки сметной документации.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что ответы на указанные письма и технические решения не предоставлялись, заказчик исходил из того, что работы требуется выполнять в полном соответствии с проектно-сметной документацией.
При этом письмом 27.11.2023 исх. 119 подрядчиком переданы акты освидетельствования скрытых работ NN 1-6, 29.11.2023 - реестры актов выполненных работ за период с 16.05.2023 по 29.11.2023 (по сметам: демонтажные работы, архитектурные решения, система водоснабжения и водоотведения, отопление, электроосвещение, силовое электрооборудование), а также реестр исполнительной документации, реестр передачи документов и паспортов.
В последующем 20.12.2023 и 08.02.2024 обществом направлялись посредством единой информационной системы документы о приемке выпиленных работ на сумму 12 502 588, 80, 11 874 817, 21 рублей соответственно, на которые заказчиком направлены мотивированные отказы от 22.12.2023, от 07.03.2024, в которых указываются на нарушения в части несогласованной замены материалов и оборудования, непредставления документов, необходимых для приемки скрытых работ, исполнительной документации, нарушения сроков выполнения работ, в том числе в мотивированном отказе от 07.03.2024 подробно указаны недостатки, выявленные заказчиком, по сметной документации в части несоответствия, предъявленных работ по объемам, производству работ, применяемым материалам, проектной документации.
Кроме того, в мотивированном отказе от 07.03.2024 указано, что подрядчиком нарушены условия исполнения контракта в части складирования материалов и оборудования, хранения газовых баллонов, временного подключения к распределительным щитам и рубильникам с нарушением требований, не произведено отключение электрооборудования после окончания работ.
Так, 18.03.2024 подрядчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что заказчиком нарушены условия исполнения контракта (не передана проектная документация со штампом "в работу", не передан объект на весть срок проведения строительно-монтажных работ), а также не предоставлены ответы на письма общества, в том числе связанные с приостановкой выполнения работ, что также противоречит требованиям статьей 718, 719, 743 ГК РФ.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
В силу части 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
- непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Из части 3 статьи 716 ГК РФ следует, что если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Так, из материалов дела следует, что подрядчик неоднократно обращался к заказчику с письмами о возможных неблагоприятных для заказчика последствиях выполнения его указаний о способе исполнения работы, иных обстоятельствах, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы, что в дальнейшем привело приостановке выполнения работ со стороны подрядчика, однако ответов от заказчика не поступало.
В связи с чем, решение подрядчика об одностороннем отказе подрядчика от исполнения обязательств мотивировано и обусловлено отсутствием взаимодействия со стороны заказчика по вопросам, поставленным подрядчиком, непринятием мер, которые должны быть осуществлены подрядчиком для дальнейшего исполнения контракта.
Вместе с тем, Комиссия принимает во внимание, что расторжение контракта и невозможность осуществления дальнейшего строительства, в том числе обусловлены ненадлежащим исполнением обязательств со стороны организации, осуществляющей строительный контроль - ООО "СтройОптимум", так как заказчик мог не обладать специальными знаниями в области строительства и проектирования, что привело к невозможности своевременно урегулировать вопросы, связанные с внесением изменений в проектно-сметную документацию.
Так, в решении N 074/10/104-31/2024 (N 17-РНП/2024) о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об ООО "СтройОптимум" указано, что ООО "СтройОптимум" направило заказчику отчеты за июль - сентябрь 2023 года по акту приема передачи документов - 26.10.2023, отчет за сентябрь 2023 года по электронной почте - 03.10.2023.
Таким образом, большую часть срока исполнения контракта заказчик не обладал достаточными и достоверными сведениями о ходе и качестве выполнения работ, что неизбежно привело к приостановке работ и дальнейшему расторжению контракта с ООО "Стратегия".
При рассмотрении документов и сведений, представленных заказчиком и обществом, Комиссией установлено, что общество на протяжении срока исполнения контракта осуществляло работы по капитальному ремонту, неоднократно предъявляло к приемки работы, которые подрядчик считает выполненными, что не отрицается ни одной из сторон.
Из переписки, представленной обществом, следует, что общество не уклонялось от исполнения контракта, напротив направило технические решения с обоснованием замены материалов и увеличением объема работ, что свидетельствует о намерении продолжить выполнение работ.
При этом, недостатки, выявленные заказчиком при приемке выполнения работ, в части технологии производства работ и применяемых материалов, а также вопросы оплаты фактически выполненных работ, лежат в плоскости гражданско-правовых взаимоотношений, разрешаемых в судебном порядке.
Так, в силу подпункта "б" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом, принимая во внимание наличие у подрядчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта, отсутствие с его стороны явного отказа от исполнения обязательств по контракту, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России, не усматривает оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "Стратегия", лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, участниках общества, в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ГБУЗ "Городская больница г. Карабаш" в отношении ООО "Стратегия" (ИНН 7451349069), его участников, единоличного исполнительного органа, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 апреля 2024 г. N 074/10/104-787/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2024