Резолютивная часть решения оглашена "11" апреля 2024 года
Решение изготовлено в полном объеме "16" апреля 2024 года г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
*** |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
*** |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
*** |
главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
При участии посредством ВКС:
- *** - представителя заказчика ГКУЗ "Агентство по закупкам в сфере здравоохранения", по доверенности,
- В*** представителя победителя ИП Иванова С.Л.;
рассмотрев дело N 042/06/33-509/2024, возбужденное по признакам нарушения заказчиком- ГКУЗ "Агентство по закупкам в сфере здравоохранения" законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0839500000224000092 "Поставка медицинских изделий",
установила:
04.04.2024 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ИП Семенова А.В. (вх. N 3887-ЭП/24 от 04.04.2024) на действия заказчика - ГКУЗ "Агентство по закупкам в сфере
здравоохранения" при проведении электронного аукциона N 0839500000224000092 "Поставка медицинских изделий".
В процессе рассмотрения жалобы Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
28.03.2024 г. заказчиком - ГКУЗ "Агентство по закупкам в сфере здравоохранения" было размещено на сайте zakupki.gov.ru извещение о проведении электронного аукциона N 0839500000224000092 "Поставка медицинских изделий".
Начальная максимальная цена контракта - 12 954 000,00 рублей.
По мнению ИП Семенова А.В., код вида медицинского изделия не подлежит указанию в заявке.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из совокупности вышеуказанных правовых норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей. Также Закон о контрактной системе не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г", "е" - "з" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Как следует из пункта 5 Правил, заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом с 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно пункту 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Из описания объекта закупки следует:
26 |
Код вида медицинского изделия* |
290200- Кровать с электроприводом адаптационная |
*Требование установлено на основании приказа Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. N 788н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых" (в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, формируемой в электронном виде по группам и подгруппам медицинских изделий и размещенной на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 г. N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2012 г., регистрационный N 24852) (в ред. Приказов Минздрава России от 25.09.2014 N 557н, от 07.07.2020 N 686н). |
* Требование установлено на основании приказа Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. N 788н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых" (в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, формируемой в электронном виде по группам и подгруппам медицинских изделий и размещенной на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 г. N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2012 г., регистрационный N 24852) (в ред. Приказов Минздрава России от 25.09.2014 N 557н, от 07.07.2020 N 686н).
Также комиссией Кемеровского УФАС России было проанализировано извещение и установлено, что заказчиком указаны следующие требования к участникам закупки:
"Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н - 15.0%
Требования к участникам
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
2 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
3 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
Перечень документов содержится в прикрепленном файле "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке"
Ограничения
1 Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ".
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Примечание |
Условие допуска |
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 |
|
Ограничение допуска |
Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
|
Комиссией Кемеровского УФАС России были проанализированы требования к содержанию, составу заявки и установлено, что в пункте 1 инструкции по заполнению заявки указана следующая информация: "документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки): копия действующего регистрационного удостоверения на медицинское изделие, выданное уполномоченным органом".
Установлено, что закупка является централизованной, осуществляется в рамках реализации постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 15 октября 2013 года N 443 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Развитие здравоохранения Кузбасса на 2014-2024 годы" и региональной программы "Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация в Кемеровской области - Кузбассе на 2022-2030 годы" за счет средств субсидии из федерального бюджета бюджету Кемеровской области - Кузбасса на оснащение медицинскими изделиями медицинских организаций, осуществляющих медицинскую реабилитацию.
Предоставление субсидии регламентируется соглашением о предоставлении в 2023-2025 годах субсидии из федерального бюджета бюджету Кемеровской области - Кузбасса на оснащение медицинскими изделиями медицинских организаций, осуществляющих медицинскую реабилитацию N 056-09-2023-123 от "29" декабря 2022 г. (далее-Соглашение).
Правила предоставления субсидии предусмотрены в государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 1640 от 26.12.2017 (прилагается).
Согласно п.4.3.1. Соглашения получатель субсидии обязуется выполнять обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, Правилами предоставления субсидии и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 6.1.2.1.1. Соглашения субъект (получатель субсидии) обязуется представлять в Министерство здравоохранения Российской Федерации информацию о плановом количестве единиц приобретаемых медицинских изделий, которыми планируется оснастить медицинские организации в финансовом году, по форме согласно приложению N 5 к Соглашению в соответствии со стандартами оснащения, прилагаемыми к Порядку организации медицинской реабилитации взрослых, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 N788н (далее - Приказ).
Приказом утверждены стандарты оснащения различных отделений медицинской реабилитации: перечень медицинских изделий (далее-Перечень) с указанием допустимого кода номенклатурной классификации медицинских изделий (далее - НКМИ).
Исходя из типа структурных подразделений и потребностей организаций - получателей, в соответствии со стандартами оснащения, Минздравом Кузбасса сформированы Сведения о плановом количестве единиц приобретаемых медицинских изделий, которыми будут оснащаться медицинские организации, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющие структурные подразделения, оказывающие медицинскую помощь по медицинской реабилитации, в 2024 году. Сведения направлены на согласование в Министерство здравоохранения Российской Федерации (п. 6.1.2.1.1. Соглашения). Перечень медицинских изделий, приобретаемых в 2024 году, утвержден ФГАУ "НМИЦ ЛРС" Минздрава России 04.10.2023 года.
Закупка оборудования, не согласованного с Минздравом России, является нецелевым использованием средств иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.
В целях реализации в 2024 году плана мероприятий региональной программы "Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация в Кемеровской области - Кузбассе на 2022-2030 годы", на основании перечня медицинских изделий, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации, Минздравом Кузбасса выдано поручение ГКУ "Агентство по закупкам в сфере здравоохранения" на закупку медицинских изделий N 365 от 04.12.2023 года.
На основании потребностей медицинских организаций, сформированных с учетом информации о свойствах и классификационных особенностях медицинских изделий, отнесенных к тому или иному коду НКМИ, в соответствии с наименованием медицинских изделий, утвержденных ФГАУ "НМИЦ ЛРС" Минздрава России 04.10.2023 года, в соответствии со стандартами оснащения, утвержденными Приказом N 788н, в поручении указан код НКМИ для каждого медицинского изделия (копия Поручения прилагается).
При формировании закупки Заказчик руководствовался поручением Минздрава Кузбасса, утвержденным перечнем и положениями Порядка организации медицинской реабилитации взрослых, утвержденных Приказом Минздрава России от 31.07.2020 года N 788н, данными государственного реестра медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовлеие медицинских изделий, и номенклатурной классификацией медицинсих изделий, размещенных на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в открытом доступе в сети Интернет по адресу www. https://roszdravnadzor.gov.ru.
Заказчиком проведен сравнительный анализ двух кроватей больничных разных производителей, определены существенные характеристики закупаемого товара, сформирована сравнительная таблица и указаны усредненные технические требования, которые в свою очередь отражены в Описании объекта закупки. При формировании сравнительной таблицы использовались инструкции к медицинскому оборудованию и общедоступная информация (реестр контрактов в ЕИС, сайты производителей). Оборудование не менее двух производителей соответствует требованиям Извещения.
Кемеровским УФАС России установлено, что предметом закупки является Кровать больничная КТРУ - 32.50.50.190-00002314.
Кемеровским УФАС России установлено, что требование о соответствии медицинского изделия коду вида 189290 установлено Заказчиком на основании Приказа Минздрава России от 31.07.2020 года N 788н, а не на основании кода, указанного в позиции КТРУ.
Согласно письменным пояснениям заказчика поиск подходящей позиции КТРУ осуществлялся на основании кода вида медицинского изделия, указанного в Приказе Минздрава России от 31.07.2020 года N 788н.
Из письма Министерства финансов Российской Федерации от 29 марта 2022 г. N 24-06-06/25188 следует: позиции каталога по медицинским изделиям формируются на основании номенклатурной классификации медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н (далее -НКМИ), соответствующей рабочей группой Экспертного совета по формированию и ведению каталога, действующего на основании приказа Минфина России от 20.07.2017 N 542 (далее - рабочая группа), с участием представителей отраслевых федеральных органов исполнительной власти (в том числе Минздрава России, Росздравнадзора, ФАС России), органов власти субъектов Российской Федерации, ведущих врачей и специалистов в соответствующей области, научно-исследовательских организаций".
При этом необходимо отметить, что позиции каталога по медицинским изделиям, являющиеся обязательными для применения заказчиками при осуществлении закупок, в настоящее время размещены в единой информационной системе в сфере закупок на основе предоставленной Росздравнадзором информации в отношении всех видов НКМИ, по которым имеются зарегистрированные медицинские изделия конкретных производителей".
Таким образом, заказчик верно определили код КТРУ - (32.50.30.110-00000105 Кровать адаптационная) для закупаемого товара с кодом вида 290200.
Поскольку позиция КТРУ не содержит описания товара, в связи с этим описание объекта закупки сформировано Заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ.
Основной задачей законодательства о контрактной системе, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для них значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о предоставлении заказчику права определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 05.04.2024 на участие в электронном аукционе было подано 3 (три) заявки. Все заявки были признаны соответствующими требованиям извещения.
Заявителем в материалы дела доказательств того, что установленные заказчиком требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, не представлено.
Отсутствие возможности у заявителя поставки необходимого заказчику товара не может свидетельствовать об отсутствии такой возможности у иных хозяйствующих субъектов.
Руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Семенов А.В. на действия заказчика - ГКУЗ "Агентство по закупкам в сфере здравоохранения" при проведении электронного аукциона N 0839500000224000092 "Поставка медицинских изделий" необоснованной.
2. Производство по делу N 042/06/33-509/2024 прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: ***
Члены комиссии: ***
***
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 16 апреля 2024 г. N 042/06/33-509/2024 (ключевые темы: изделия медицинского назначения - министерство здравоохранения - товар. работа. услуга. - характеристика - медицинская реабилитация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024