Резолютивная часть решения объявлена 12.04.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16.04.2024 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии:
Х. - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Д. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи с использованием платформы "TrueConf":
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- Д., действующая на основании доверенности от 08.02.2024 N ЧО-89,
при участии в рассмотрении жалобы в здании Тывинского УФАС России:
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Противотуберкулезный диспансер":
- С., действующая на основании доверенности от 12.04.2024 б/н,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя
жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "МСК" (далее - ООО "МСК"),
рассмотрев жалобу (вх. N 1386-ЭП/24 от 08.04.2024) ООО "МСК" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 0112200000824001284 на приобретение лекарственных препаратов (Меропенем) на 2024 год для нужд ГБУЗ РТ "ПТД" и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения. Кроме того, информация о дате и времени рассмотрения жалобы была размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Согласно жалобе ООО "МСК" аукционной комиссией при рассмотрении заявок участников закупки неправомерно определено правовое основание признания его заявки несоответствующей требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000824001284.
На заседании Комиссии представитель уполномоченного органа согласилась с доводами жалобы ООО "МСК" и пояснила, что при размещении протокола подведения итогов электронного аукциона N 0112200000824001284 ответственным лицом ошибочно указан пункт 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика поддержала доводы представителя уполномоченного органа.
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0112200000824001284 на приобретение лекарственных препаратов (Меропенем) на 2024 год для нужд ГБУЗ РТ "ПТД", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок (уполномоченный орган) при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), согласно которому уполномоченный орган формирует состав комиссии по осуществлению закупок (подпункт 9 пункта 5.1).
Таким образом, ответственность за действия (бездействие) комиссии по осуществлению закупок несет комиссия уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Так, уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС 26.03.2024 размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000824001284 на приобретение лекарственных препаратов (Меропенем) на 2024 год для нужд ГБУЗ РТ "ПТД", начальная (максимальная) цена контракта - 128 000 рублей.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0112200000824001284 от 03.04.2024 на момент окончания срока подачи заявок поступило 7 заявок, наименьшее ценовое предложение представлено участником закупки N 2065473 в размере 31 360 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0112200000824001284 от 05.04.2024 заявки участников закупки N 2065107, N 2065473, N 2065706, N 2065775, N 2065619 и N 2065136 признаны соответствующими требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000824001284.
Заявка участника закупки N 2062832 (ООО "МСК") признана аукционной комиссией несоответствующей требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000824001284, на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, а именно: "Заявка (окончательные предложения), содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (Индия) (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, в соответствии с Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" См. Приложение к извещению об осуществлении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" п. 14".
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000824001284 установлены ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации";
в) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Таким образом, в случае предоставления участником закупки в составе своей заявки предложения о поставке лекарственного препарата, страной происхождения которого является государство - член Евразийского экономического союза, то такой участник закупки предоставляет в составе своей заявки документы, подтверждающие страну происхождения товара в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289. При отсутствии таких документов в составе заявки участника закупки, а равно если заявка участника закупки содержит предложение о поставке лекарственного препарата, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство, такая заявка приравнивается к заявке, содержащей предложение о поставке товаров иностранного происхождения.
При этом, при наличии 2 и более заявок, которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и которые одновременно содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза, и не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, иные заявки, содержащие предложения к поставке лекарственного препарата, страной происхождения которого является иностранное государство, подлежат отклонению.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, среди заявок участников электронного аукциона N 0112200000824001284 имеются не менее двух заявок, соответствующих положениям пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289, и содержащие документы, подтверждающие страну происхождения лекарственного препарата - Российская Федерация (в частности, заявки участников закупки N 2065107 и N 2065136).
Поскольку условие, предусмотренное пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289, в рассматриваемом случае, подлежит применению, то участники закупки, предложившие к поставке лекарственного препарата, страной происхождения которого является иностранное государство (приравненные к иностранному государству), подлежат отклонению.
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что заявка участника закупки N 2062832 (ООО "МСК") содержит предложение к поставке лекарственного препарата, страной происхождения которого является иностранное государство (Индия).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе , и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В силу части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе (пункт 3);
- предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе) (пункт 4);
- непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств) (пункт 5).
На основании изложенного, и учитывая, что в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000824001284 установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что аукционная комиссия уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок при отклонении заявки участника закупки N 2062832 (ООО "МСК") должна была руководствоваться положениями пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, а не пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Более того, в соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пунктами 1 - 3, 5 - 9 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном частью 14 статьи 44 Закона о контрактной системе, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном частью 15 статьи 44 Закона о контрактной системе, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.
Таким образом, из положений данной нормы следует, что участник закупки, подавший заявку на участие в закупочной процедуре, в случае признании такой заявки несоответствующей на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе несет риск удержания заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств.
При таких обстоятельствах, аукционной комиссией уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в нарушение пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе неправомерно признана заявка участника закупки N 2062832 (ООО "МСК") несоответствующей требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000824001284, по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов электронного аукциона N 0112200000824001284 от 05.04.2024.
На основании изложенного, довод ООО "МСК" о неправомерности определения аукционной комиссией правового основания признания его заявки несоответствующей требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000824001284, является обоснованным.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.
Как указано выше, в рассматриваемом случае, условие, предусмотренное пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289, подлежит применению, соответственно, участники закупки, предложившие к поставке лекарственного препарата, страной происхождения которого является иностранное государство (приравненные к иностранному государству), подлежат отклонению.
При этом, в силу положений пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в случае непредставления участником закупки в составе своей заявки документов, подтверждающих страну происхождения товара в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289, такая заявка приравнивается к заявке, содержащей предложение о поставке товаров иностранного происхождения.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, заявка участника закупки N 2065619 содержит предложение о поставке лекарственного препарата страной происхождения - Российская Федерация.
Вместе с тем, участником закупки N 2065619 в составе своей заявки документ, подтверждающий страну происхождения лекарственного препарата, предусмотренный пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289, не представлен, следовательно, указанная заявка приравнивается к заявке, содержащей предложение о поставке лекарственного препарата иностранного происхождения.
Таким образом, аукционной комиссией уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в нарушение пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе неправомерно признана заявка участника закупки N 2065619 соответствующей требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000824001284.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МСК" обоснованной.
2. Установить в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение пункта 3 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного признания заявки участника закупки N 2062832 (ООО "МСК") несоответствующей требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000824001284 по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов электронного аукциона N 0112200000824001284 от 05.04.2024.
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение пункта 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного признания заявки участника закупки N 2065619 соответствующей требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000824001284.
4. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и аукционной комиссии уполномоченного органа, оператору электронной торговой площадки - АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии |
Х |
|
Члены Комиссии |
|
О
Д |
|
|
|
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 16 апреля 2024 г. N 017/06/105-166/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024