Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
_ - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
_ - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заказчика от заказчика УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) (далее УФССП РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ), заказчик): ... (представитель по доверенности);
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью центра технического обслуживания "Орг-Сервис" (далее - ООО ЦТО "Орг-Сервис", заинтересованное лицо): _ (директор), ... (представитель по доверенности);
рассмотрев сведения, представленные заказчиком УФССП РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) участника закупки ООО ЦТО "Орг-Сервис" в связи с уклонением от заключения контракта на услуги по заправке и восстановлению картриджей к офисной технике для нужд Нерюнгринского районного отделения судебных приставов УФССП России по РС (Я). Закупка в сфере ИКТ. (изв. N 0116100000424000016), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее также - Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком УФССП РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) участника закупки ООО ЦТО "Орг-Сервис" в связи с уклонением от заключения контракта на услуги по заправке и восстановлению картриджей к офисной технике для нужд Нерюнгринского районного отделения судебных приставов УФССП России по РС (Я). Закупка в сфере ИКТ. (изв. N 0116100000424000016).
Из письменных пояснений заинтересованного лица следует, что ООО ЦТО "Орг-Сервис" не имело умысла на уклонение исполнения Государственного контракта.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) Начальная (максимальная) цена контракта - 70 000,02 рублей;
2) 08.04.2024 06:44 (МСК+6) года в адрес победителя был направлен проект контракта.
3) 09.04.2024 10:32 (МСК) От электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Проект контракта, подписанный поставщиком" от 09.04.2024.
4) 11.04.2024 10:50 (МСК) На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 11.04.2024
5) 11.04.2024 16:50 (МСК+6) Размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 11.04.2024 NППУ20_1" для закупки N0116100000424000016.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об участнике закупки ООО ЦТО "Орг-Сервис" по следующим основаниям:
В силу части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпункт "а" пункт 2 часть 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
В силу пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок в электронной форме заявка участника закупки ООО ЦТО "Орг-Сервис" признана победителем запроса котировок в электронной форме.
08.04.2024 06:44 (МСК+6) года в адрес победителя был направлен проект контракта.
В регламентированный срок 09.04.2024 г. ООО ЦТО "Орг-Сервис" подписало государственный контракт.
Регламентированный срок подписания государственного контракта заказчиком 10.04.2024.
В силу части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случае заключения контракта жизненного цикла контракт заключается после предоставления таким участником закупки обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной пунктом 1 части 1.1 настоящей статьи.
Победитель закупки при подписании Контракта приложил Платежное поручение N49 от 09.04.2024, сумма 6250,00 руб.
Заказчик проверил поступление обеспечения Контракта на счет в срок до 10.04.2024 года, но поступления так и не было. Выписки по данной операции нет и по состоянию на 16.04.2024.
Денежные средства в качестве обеспечения не поступили.
Таким образом в соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчиком ООО ЦТО "Орг-Сервис" сформирован протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий, как внесения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции, обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Материалами дела установлено следующее.
В ходе рассмотрения дела заинтересованное лицо ООО ЦТО "Орг-Сервис" пояснило, что умысла на уклонение от заключения контракта либо, недобросовестного поведения со стороны Общества не имелось.
22.03.2024 ООО ЦТО "Орг-Сервис" получено Решение N 27478 от 22.03.2024 г. от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) о взыскании задолженности.
С целью объяснения сложившейся ситуации, ООО ЦТО "ОРГ- СЕРВИС" направил заказчику пояснительное письмо с исх. N 29 от 28 марта 2024 года.
Победитель закупки при подписании Контракта приложил Платежное поручение N49 от 09.04.2024, сумма 6250,00 руб.
Заказчик проверил поступление обеспечения Контракта на счет в срок до 10.04.2024 года, но поступления так и не было. Выписки по данной операции нет и по состоянию на 16.04.2024.
Денежные средства в качестве обеспечения не поступили.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснила, что не настаивает на включении ООО ЦТО "Орг-Сервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседании Комиссии ООО ЦТО "Орг-Сервис" представлены номера реестровых записей успешно исполненных контрактов.
Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Из смысла положений части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалось по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.
Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку ООО "СВ" не имело цели уклониться от заключения контракта.
В соответствии с пункт 14 Правил Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Изучив материалы дела, Комиссия Якутского УФАС России по контролю в сфере закупок приходит к мнению, что действия ООО ЦТО "ОРГ- СЕРВИС" приведшие к уклонению от заключения муниципального контракта, вызваны не умыслом в уклонении от подписания контракта.
Таким образом, учитывая приведенные выше обстоятельства, уклонение заинтересованного лица от заключения государственного контракта, то есть совершение заинтересованным лицом именно виновных, недобросовестных действий в части не заключения контракта не подтвердилось.
Следовательно, у Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) отсутствуют правовые основания для включения заинтересованного лица в реестр недобросовестных поставщиков Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078, Комиссия по результатам проверки факта уклонения участника закупки от заключения муниципального контракта,
р е ш и л а:
Cведения, представленные заказчиком УФССП РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) участника закупки ООО ЦТО "Орг-Сервис" в связи с уклонением от заключения контракта на услуги по заправке и восстановлению картриджей к офисной технике для нужд Нерюнгринского районного отделения судебных приставов УФССП России по РС (Я). Закупка в сфере ИКТ. (изв. N 0116100000424000016) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии .
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 апреля 2024 г. N 014/06/104-611/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2024