Резолютивная часть оглашена
26.04.2024 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (до перерыва/после перерыва),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу ООО "РЕДИ-МЕЙД" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный социально-педагогический университет" (далее - Заказчик) при проведении электронного конкурса в открытой форме на выполнение работ по капитальному ремонту объекта культурного наследия регионального значения "Мукомольная мельница Стройкова и Якимова" (извещение N0342100024124000009, начальная (максимальная) цена контракта - 69 999 999,71 руб.) (далее - Закупка),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на положения извещения о проведении закупки, приложений к нему при проведении электронного конкурса.
Согласно доводам жалобы в извещении о проведении закупки, приложениях к нему, Заказчик установил порядок оценки заявок, не соответствующий требованиям законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, Заказчик предоставил письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение о проведении закупки, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Заказчиком в извещении о проведении закупки установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 2 раздела I приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
"Наличие у участника закупки одного из следующих опытов выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 дополнительного требования настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 дополнительного требования настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия; 4) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности)".
Вместе с тем, в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по критерию "Опыт работы, связанный с контрактом" Заказчиком, в частности требуется: "1. К оценке принимается исполненный участником закупки договор (договоры), предусматривающий проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на объекте культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации. 2. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта: 2.1. Исполненный договор (договоры). 2.2. Акт (акты) о приемке выполненных работ по форме КС-2 либо акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров), подтверждающие цену выполненных работ, последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. В акте (актах) о приемке выполненных работ по форме КС-2 либо акте (актах) приемки выполненных работ должны быть указаны номер и дата акта, наличие подписей заказчика и подрядчика, заполнены все необходимые графы, представлены все страницы. 2.3. Акты приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ (в соответствии с пунктом 9 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации") по форме, утвержденной Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.06.2015 N 1840. Акт представляется отдельно для каждого заявленного договора. В случае предоставления участником конкурса договоров субподряда: в актах приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, выданных органом охраны объектов культурного наследия должен быть указан субподрядчик - участник закупки. При предоставлении договора (договоров) по сохранению объекта культурного наследия, по окончании работ по которым, действующим законодательством не предусматривается выдача соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ (в соответствии с пунктом 9 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации") по форме, утвержденной Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.06.2015 N 1840 акта приемки выполненных работ, а также при отсутствии такого акта, ввиду рассмотрения документов реставрационного отчета уполномоченным органом по охране памятников истории и культуры, предоставление такого акта не требуется. Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке. В акте (актах) приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия должны быть указаны номер и дата акта, наличие подписей заказчика и подрядчика в обязательных местах подписания, заполнены все необходимые графы".
Однако, согласно части 8 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - N73-ФЗ) обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Частью 9 статьи 45 N73-ФЗ определено, что акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение пятнадцати рабочих дней после дня утверждения отчетной документации в порядке, установленном настоящей статьей.
Таким образом, документом, подтверждающим надлежащее выполнение работ на объекте культурного наследия, согласно действующему законодательству, является исключительно акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, отсутствие акта не предусмотрено Законом N73-ФЗ.
Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия по форме, утвержденной Приложением N 4 к приказу Министерства культуры Российской Федерации от 25 июня 2015 г. N 1840 выдается всегда и в отношении всех работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, так как на подобные работы выдается разрешение уполномоченным органом на проведение указанных работ. Иного законом не предусмотрено.
Применение спорного положения Порядка оценки заявок может повлечь не объективную оценку поданных заявок.
На основании вышеизложенного жалоба признана обоснованной, в действиях Заказчика устанавливается нарушение требований пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "РЕДИ-МЕЙД" обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение требований пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии обязательное к исполнению Предписание об устранении нарушений.
4.Передать материалы жалобы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 3 мая 2024 г. N 140-12426-24/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2024