Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Клиническая медико-санитарная часть N 7" (далее - БУЗОО "КМСЧ N 7", учреждение, заказчик, комиссия по осуществлению закупок) обращение об индивидуальном предпринимателе Яковлевой Ирине Викторовне (далее также - ИП Яковлева И.В., предприниматель, поставщик, участник закупки) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 24072 от 16.02.2024 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинских расходных материалов для автоматического коагулометра "Technology Solution 190" (кюветы) (II) (Реестровый номер 24072)" (извещение N 0352300061224000006) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видео-конференц-связи представителя заказчика - Гавриловой Ольги Сергеевны (доверенность N 9 от 25.04.2024),
в отсутствие уведомленной о времени и месте рассмотрения обращения индивидуального предпринимателя Яковлевой Ирины Викторовны и ее представителя
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком 23.04.2024 было направлено обращение о включении информации о поставщике в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (вх. N 3730-ЭП/24).
Из представленных материалов и информации следует, что 26.01.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с максимальным значением цены контракта 342900 руб., начальная сумма цен единиц товара составляла 12,70 руб.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 05.02.2024 ценовые предложения были поданы двумя участниками закупки. Лучшее ценовое предложение в размере 12,56 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 115804075 (порядковый номер 1, присвоенный оператором), при этом снижение составило 1,1 %.
Размещенный в этот же день протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о том, что победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений сумме цен единиц товара наименьшую сумму цен таких единиц (ИП Яковлева И.В.).
Согласно информации, опубликованной на официальном сайте в ЕИС, 16.02.2024 между учреждением и предпринимателем заключен контракт.
12.04.2024 (исх. N 01-21/328) заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с ненадлежащим исполнением поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 23.04.2024, информация о расторжении контракта в этот же день размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об индивидуальном предпринимателе Яковлевой Ирине Викторовне подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Извещением об осуществлении закупки были определены даты начала и окончания исполнения контракта - с даты его заключения и 31.12.2024, соответственно.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 1.1 контракта был определен его предмет:
"Поставщик обязуется поставить Заказчику медицинские расходные материалы для автоматического коагулометра "Technology Solution 190" (кюветы) (далее - товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение к настоящему контракту), а Заказчик обязуется оплатить поставленный товар в соответствии с условиями настоящего контракта".
В Спецификации, прилагавшейся к контракту, были указаны наименование товара, в том числе в соответствии с регистрационным удостоверением, реквизиты регистрационного удостоверения: Кювета для лабораторного анализатора ИВД, одноразового использования, Кювета одноразовая для линейки коагулометров Technology Solution, Вариант исполнения 2: Кювета одноразовая для коагулометров Solution 190", K2 (700 мкл) - 1000 шт. в упаковке, РЗН 2020/10843.
Поставляемый товар должен соответствовать требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации, настоящим контрактом (пункт 1.2 контракта).
Срок поставки товара согласно пункту 1.5 контракта: с даты заключения контракта по 30 ноября 2024 года. Ежемесячно, по заявкам заказчика в течение 5 (пяти) дней с момента получения заявки поставщиком.
Условие о качестве товара регламентировано разделом 3 контракта.
В частности, поставщик обязан передать заказчику товар, качество которого соответствует настоящему контракту, а также пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется (пункт 3.1);
Если законодательством Российской Федерации или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству поставляемого по настоящему контракту товара, поставщик обязан передать заказчику товар, соответствующий этим обязательным требованиям (пункт 3.2).
Требование к маркировке товара указано в пункте 4.1 контракта: если в установленном законодательством Российской Федерации порядке предусмотрены обязательные требования к маркировке товара, то поставщик обязан передать заказчику товар с маркировкой товара, соответствующей этим обязательным требованиям.
Права и обязанности сторон предусмотрены разделом 5 контракта.
Так, на основании пунктов 5.4.1 и 5.4.2 поставщик обязан:
- обеспечить прием заявок заказчика на поставку товара. В течение 1 рабочего дня с момента поступления заявки направить заказчику подтверждение получения заявки в письменной форме посредством факсимильной связи или по электронной почте;
- поставить товар в соответствии с условиями контракта и заявкой заказчика.
Порядок поставки товара поставщиком содержался в пункте 6.2 контракта, в силу которого поставщик в день поставки товара формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать:
а) включенные в контракт в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе идентификационный код закупки, наименование, место нахождения заказчика, наименование объекта закупки, место поставки товара, информацию о поставщике, предусмотренную подпунктами "а", "г" и "е" части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, единицу измерения поставленного товара;
б) наименование поставленного товара;
в) наименование страны происхождения поставленного товара;
г) информацию о количестве поставленного товара;
д) стоимость исполненных поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, с указанием цены за единицу поставленного товара;
е) иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона о контрактной системе.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.8 контракта было предусмотрено условие о том, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Также пункты 5.1.2 и 5.1.3 определяли следующие права заказчика:
- принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств;
- если недостатки товара не были оговорены поставщиком, заказчик, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать от поставщика замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим контракту.
В силу пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Пункт 2 указанной статьи также устанавливает, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое БУЗОО "КМСЧ N 7" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 12.04.2024 в 12:01 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления предпринимателю решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 2550104259324000045) признается 12.04.2024 в 12:01 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой поставщик.
Таким образом, ИП Яковлева И.В. в период с 13.04.2024 по 22.04.2024 имела право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок была размещена на официальном сайте ЕИС 24.04.2024.
Кроме того, Омским УФАС России в этот же день сторонам контракта было направлено (исх. N ТШ/2312/24) уведомление о рассмотрении 02.05.2024 в 10 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении в срок не позднее 26.04.2024:
- заказчику документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
- предпринимателю письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр.
Представленные заказчиком сведения о взаимодействии с поставщиком в рамках исполнения контракта, документальные доказательства ненадлежащего исполнения обязательств по контракту, послужившего основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, свидетельствуют о следующем.
26.02.2024 заказчиком на электронную почту поставщика направлена заявка на поставку товара в количестве 10000 шт.
В связи с неисполнением обязательств по поставке товара в установленный контрактом срок учреждением на электронную почту предпринимателя 26.03.2024 (исх. N 01-21/252) направлена претензия от 25.03.2024, содержащаяся требование о поставке товара в соответствии с ранее направленной заявкой.
В письме от 27.03.2024 (исх. N 53) поставщик гарантировал поставку товара в течение данного дня.
Согласно решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта ИП Яковлевой И.В. 27.03.2024 была осуществлена поставка фальсифицированного товара. Выводы заказчика обусловлены отсутствием на упаковке медицинского изделия товарного знака, а также специальной маркировки на верхней грани каждой кюветы.
Кроме того, предпринимателем в нарушение пункта 6.2 контракта соответствующий документ о приемке на официальном сайте ЕИС в день поставки товара сформирован и размещен не был.
Фактически поставленный ИП Яковлевой И.В. в адрес БУЗОО "КМСЧ N 7" товар последним не принят.
25.03.2024 и 27.03.2024 учреждением в связи с вышеуказанными обстоятельствами ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по контракту в ЕИС были сформированы уведомления претензионной переписки.
12.04.2024 предпринимателем в адрес заказчика направлено (исх. N 76) письмо, согласно которому выводы БУЗОО "КМСЧ N 7" о неоригинальности кювет являются ошибочными. Письмо также содержало предложение провести совместно с представителем предпринимателя пробное присоединение кювет к анализатору либо экспертизу для проверки поставленного товара. Поставщик ввиду отсутствия у заказчика доказательств поставки некачественного товара предложил принять товар и подписать документ о приемке.
На ранее указанный в настоящем решении запрос Омского УФАС России какие-либо пояснения по вышеизложенным фактам и доказательства добросовестности при исполнении контракта ИП Яковлевой И.В. представлены не были.
Материалами дела подтверждено, что в качестве документа, подтверждающего соответствие медицинского изделия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к заявке участника закупки прилагалась копия регистрационного удостоверения от 17.06.2020 N РЗН 2020/10843 на медицинское изделие "кювета одноразовая для линейки коагулометров "Technology Solution", выданное ООО "Лабораторные решения", Россия.
Инструкция по применению кювет, размещенная в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, опубликованном на официальном сайте Росздравнадзора www.roszdravnadzor.ru (далее - Реестр), в разделе "маркировка изделия" содержит макет маркировки упаковки медицинского изделия "Кювета одноразовая для линейки коагулометров "Technology Solution":
В данном разделе инструкции также определено, что на маркировку медицинского изделия нанесены следующие символы:
Вышеприведенные положения инструкции о порядке маркировки подтверждаются фотографическими изображениями медицинского изделия, размещенными в Реестре.
Заказчиком в рамках рассмотрения настоящего обращения представлена фотография товара, поставленного ИП Яковлевой И.В., из которой явно следует, что обязательная для нанесения на упаковке медицинского товара маркировка, включающая информацию о товарном знаке производителя, отсутствует.
Изложенное свидетельствует о том, что обязательства по поставке товара, соответствующего требованиям контракта, как в предусмотренные контрактом сроки, так и в срок, установленный самим предпринимателем, исполнены не были, в связи с чем Комиссия усматривает направленность таких действий (бездействия) ИП Яковлевой И.В. на несоблюдение условий контракта.
Комиссия отмечает, что предприниматель, выступая в качестве профессионального участника гражданского оборота, осуществляющего деятельность в сфере государственных (муниципальных) закупок, принимая участие в закупке и выражая согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных извещением о проведении электронного аукциона, а в дальнейшем заключая контракт, должен был осознавать возможные риски, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязанностей по контракту.
Имеющиеся в деле документы и сведения указывают на то, что неисполнение обязательств предпринимателем повлекло невозможность достижения результата, на который рассчитывало учреждение при заключении контракта - товар, предусмотренный контрактом, заказчику передан не был.
Данные обстоятельства подтверждают ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а равно наличие у заказчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта.
По мнению Комиссии, социальная значимость осуществляемой заказчиком деятельности требует от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по контрактам большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, в частности при поставке товаров, отсутствие которых может привести к нарушению нормальной работы учреждения здравоохранения.
Так, неосуществление предпринимателем поставки товара согласно решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта негативно сказывается на своевременности проведения исследований крови и обеспечения результатами анализов пациентов. Исследования системы гемостаза позволяют выявить нарушения свертываемости крови (склонность к кровотечениям или тромбозам), в том числе при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, онкопатологии и назначить патогенетическую лекарственную терапию, оптимальную с точки зрения безопасности, профилактики тромбоэмболических осложнений, предупреждения жизнеугрожаемых кровотечений и повышения выживаемости пациентов.
ИП Яковлева И.В. также не воспользовалась своим правом на исправление нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Доказательства, которые подтверждают, что в установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе 10-дневный срок нарушения условий контракта поставщиком устранены, представлены не были.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у предпринимателя каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Комиссией также не выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 15 Правил являются основанием для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.
Действуя в рамках заключенного контракта, поставщик должен был осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требовало от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах информация об индивидуальном предпринимателе Яковлевой Ирине Викторовне подлежит включению в Реестр.
Кроме того, Комиссией при проведении внеплановой проверки в рамках рассмотрения настоящего обращения заказчика было выявлено следующее нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно подпунктам "а" и "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
- с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе закреплен исчерпывающий перечень оснований, при которых заявка на участие в закупке подлежит отклонению.
Так, пунктом 1 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе - не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 такого закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Как было указано ранее, к заявке предпринимателя для подтверждения соответствия предлагаемого к поставке медицинского изделия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, прилагалась копия регистрационного удостоверения от 17.06.2020 N РЗН 2020/10843.
В графе "товарный знак" заявка содержала сведения о производителе медицинского изделия "Чжэцзян Айкор Медикал Текнолоджи Кою, Лтд.".
Инструкция по применению на предлагаемое к поставке медицинское изделие прямо предусматривает вид маркировки товара, включающий, в том числе комбинированный товарный знак с изобразительной и словесной частями.
При этом указание в заявке на участие в закупке информации о товарном знаке при его наличии согласно требованиям Федерального закона о контрактной системе является обязательным.
Здесь также следует учитывать, что наименование производителя и обозначение, служащее товарным знаком, не являются тождественными понятиями.
В связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что заявка участника закупки информацию о товарном знаке не содержала.
Принятие комиссией по осуществлению закупок заказчика в данном случае решения о признании заявки соответствующей требованиям извещения противоречит положениям части 12 статьи 48 и части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года информацию об индивидуальном предпринимателе Яковлевой Ирине Викторовне (ИНН 226900669001).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клиническая медико-санитарная часть N 7" нарушение части 12 статьи 48 и части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения обращения должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
А.О. Зефиров
А.О. Миняева
А.П. Алексина
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 2 мая 2024 г. N 055/10/104-406/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2024