Резолютивная часть решения оглашена 25.04.2024
В полном объеме решение изготовлено 02.05.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение МОУ "СОШ N 55" г. Магнитогорска, МОУ "СОШ N 62" г. Магнитогорска, МОУ "СОШ N 36" (далее - заказчики) о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Щельциной Екатерине Сергеевне (далее - ИП Щельцина Е.С., индивидуальный предприниматель) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением индивидуального предпринимателя от заключения контрактов по итогам проведения электронного аукциона на поставку весов напольных (извещение N 0369300128724000003) (далее - аукцион), при дистанционном участии:
- представителя МОУ "СОШ N 36" Гончаровой Т.П., действующего на основании доверенности N 3 от 24.04.2024;
- директора МОУ "СОШ N 55" г. Магнитогорска Сафиной Е.Н., действующего на основании распоряжения от 24.08.2020 N 374-К;
- директора МОУ "СОШ N 62" г. Магнитогорска Волковой Л.А., действующего на основании распоряжения;
- ИП Щельциной Е.С., действующего на основании паспорта, выписки из ЕГРИП,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе 18.04.2024 в Челябинское УФАС России поступили обращения заказчиков о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП Щельциной Е.С. в связи с уклонением индивидуального предпринимателя от заключения контрактов.
Извещение N 0369300128724000003 о проведении аукциона опубликовано в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 29.03.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта - 74 100,00 рублей.
В соответствии с доводами обращения заказчиков ИП Щельциной Е.С. в регламентированный срок на электронной площадке не размещен подписанный участником закупки проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. В связи с этим, индивидуальный предприниматель признан уклонившимся от заключения контракта.
Исходя из пояснений ИП Щельциной Е.С., у участника закупки отсутствовала возможность подписания проекта контракта в регламентированный срок, в связи с утерей токена с электронной подписью, который является единственным носителем данной подписи.
По мнению ИП Щельциной Е.С., индивидуальный предприниматель не уклонялся от заключения контракта, готов заключить и исполнить рассматриваемые контракты.
Так, в рамках рассматриваемого аукциона индивидуальным предпринимателем заключены контракты с МОУ "СОШ N 39" г. Магнитогорска, МДОУ "Детский сад N 117 присмотра и оздоровления" города Магнитогорска, МДОУ "Детский сад N 71 общеразвивающего вида" города Магнитогорска, МОУ "СОШ N 14" города Магнитогорска, МОУ "СОШ N 3" города Магнитогорска, а также в качестве обеспечения исполнения указанных контрактов внесены денежные средства, что подтверждается копиями платежных поручений N 16 от 15.04.2024, N 17 от 18.04.2024, N 18 от 18.04.2024, N 19 от 18.04.2024, N 20 от 18.04.2024.
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, и т.д.
В силу пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В силу подпункта "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Согласно материалам дела на участие в рассматриваемой закупке подана единственная заявка ИП Щельциной Е.С., которая признана комиссией по осуществлению закупок соответствующей требованиям извещения.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещен в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, на электронной площадке 09.04.2024.
Заказчиками 10.04.2024 в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе опубликованы проекты контрактов для дальнейшего их подписания участником закупки.
ИП Щельциной Е.С. в регламентированный срок (17.04.2024) на электронной площадке не размещены подписанные проекты контрактов, а также документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контрактов. Указанное обстоятельство послужило причиной признания индивидуального предпринимателя уклонившимся от заключения контрактов.
Согласно пояснениям ИП Щельциной Е.С. участник закупки не имел намерений уклоняться от заключения контрактов с заказчиками, заинтересован в их заключении и исполнении.
Так, в рамках рассматриваемого аукциона индивидуальным предпринимателем заключены контракты с МОУ "СОШ N 39" г. Магнитогорска, МДОУ "Детский сад N 117 присмотра и оздоровления" города Магнитогорска, МДОУ "Детский сад N 71 общеразвивающего вида" города Магнитогорска, МОУ "СОШ N 14" города Магнитогорска, МОУ "СОШ N 3" города Магнитогорска, а также в качестве обеспечения исполнения указанных контрактов внесены денежные средства, что подтверждается копиями платежных поручений N 16 от 15.04.2024, N 17 от 18.04.2024, N 18 от 18.04.2024, N 19 от 18.04.2024, N 20 от 18.04.2024.
На заседании Комиссии представители заказчиков не настаивали на включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП Щельциной Е.С., являющегося субъектом малого предпринимательства.
Исходя из содержания части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Вместе с тем, судебная практика исходит из того, что ведение реестра недобросовестных поставщиков участников (подрядчиков, исполнителей) является одним из средств, позволяющих заказчикам обеспечить реализацию закрепленного в части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.
Необоснованный отказ антимонопольного органа во включении участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) прямым образом затрагивает права заказчика, поскольку участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчику с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному использованию бюджетных средств и нарушению конкуренции (пункт 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017). Соответственно, решение вопроса о включении (отказе во включении) сведений в реестр недобросовестных поставщиков не является предметом усмотрения уполномоченного органа, ведение данного реестра должно обеспечивать реализацию вышеуказанного публичного интереса.
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
В постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П Конституционным Судом Российской Федерации отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Следовательно, положения Закона о контрактной системе, правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителе) без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения (исполнения) контракта, антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта неисполнения контракта, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, с учетом оценки действий участника и заказчика.
Рассмотрев все обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание отсутствие умышленных действий, направленных на незаключение рассматриваемых контрактов, а также с учетом мнения заказчиков, Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным не включать ИП Щельцину Е.С. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МОУ "СОШ N 55" г. Магнитогорска, МОУ "СОШ N 62" г. Магнитогорска, МОУ "СОШ N 36" в отношении ИП Щельциной Е.С. (ИНН 381711477514), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 2 мая 2024 г. N 074/10/104-886/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2024