рассмотрев поступившее 09.04.2024 обращением муниципального заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ульхун-Партионской основной общеобразовательной школы" о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Забэнергоспецтранс" (ИНН 7536161796, ЕРУЗ 19223079) в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта по результатам открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту спортивного зала Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ульхун- Партионская основная общеобразовательная школа" (реестровый 0891200000624001952, ИКЗ 243751000172775100100100020014339612 ) , в присутствии представителя заказчика - Бадмаевой Г.Д. (директор школы), в присутствии представителей ООО "Забэнергоспецтранс" - Сушковой Т.А. (генеральный директор), Маклаковой Ю.Ю. (доверенность от 22.12.2023),
УСТАНОВИЛА:
09.04.2024 в адрес Забайкальского УФАС России от муниципального заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ульхун-Партионской основной общеобразовательной школы" поступили сведения об уклонении участника закупки - ООО "Забэнергоспецтранс" (ИНН 7536161796, ЕРУЗ 19223079) от заключения контракта по результатам открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту спортивного зала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ульхун- Партионская основная общеобразовательная школа" (реестровый 0891200000624001952 , ИКЗ 243751000172775100100100020014339612 ) .
Уклонение выразилось в не подписании контракта и предоставлении обеспечения исполнения контракта в регламентированный законодательством о контрактной системе срок. ООО "Забэнергоспецтранс" представлены пояснения, что функции специалиста по закупкам в ООО "Забэнергоспецтранс" исполняет Сушков О.А., назначенный ответственным приказом генерального директора.
Согласно должностной инструкции в обязанности Сушкова О.А. входят в том числе, осуществление действий по заключению контракта. С 03 по 08 апреля 2024 года генеральный директор общества Сушкова Т.А., находилась в командировке в Калганском и Кыринском районе Забайкальского края (согласно приказу N24 от 02.04.2024), находясь в дороге директор не могла выполнить действий на площадке, так как не устойчивая мобильный интернет не позволил работать в сети Интернет. 05 апреля 2024 года, около 10:00, при входе в эл. почту Сушковой Т.А. было обнаружено письмо от ЭТП ГПБ о том, что обществом нарушен срок подписания контракта. По телефону Сушков О.А. объяснил, что 04.04.2024 по причине болезни не смог подписать контракт (физически не мог ходить в следствии травмы, в травмпункте открыт больничный лист, назначено лечение), и выполнить все необходимые действия по подписанию контракта. 05 апреля 2024 контракт был подписан Сушковым О.А. на площадке. По информации с эл. площадки ЭТП ГПБ площадка не ограничивает подписание Контракта до трех дней, в рассматриваемом случае подписание контракта просрочено на 11 часов 38 минут. После подписания контракт общество уведомило заказчика о подписании Контракта. Заказчик в разговоре указал о намерении подписать Контракт. Кроме того, обществом направлено письмо в адрес Заказчика с пояснением произошедшего и указано на отсутствие намерения уклониться от подписания Контракта, с просьбой вернуть Контракт в стадию подписания. Намерения уклоняться от подписания Контракта общество не имело, оплачена Банковская гарантия, предоставлен опыт, наняты работники для выполнения работ по капитальному ремонту спортивного зала, закуплены необходимые материалы для выполнения работ (. (подтверждающие документы приложены). За последний год Обществом заключено 23 государственных контракта, в том числе оказаны услуги по капитальному ремонту муниципальным, федеральным заказчикам , а так же Фонду капитального ремонта Забайкальского края. Из них на исполнении в данный момент находится девять контрактов.
На основании изложенного просят не включать общество в РНП.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99, пункта 7 статьи 104 Закона о контрактной системе Комиссией проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее. 13.03.2024 заказчиком в системе ЕИС размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту спортивного зала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ульхун- Партионская основная общеобразовательная школа" (реестровый 0891200000624001952, ИКЗ 243751000172775100100100020014339612) .
Начальная (максимальная) цена контракта 1850820.00 рублей.
Согласно протоколу на участие в закупке поступило 5 (пять) заявок, победителем признано ООО "Забэнергоспецтранс" (заявка N60) с ценой контракта - 1 850 820.00, руб. 01.04.2024 заказчиком направлен проект контракта победителю закупки для подписания. 02.04.2024 заказчиком получен протокол разногласий. 03.04.2024 заказчиком размещен доработанный проект контракта. 05.04.2024 в 0.00 (МСК) от электронной площадки https://etpgpb.ru/ получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 04.04.2024. 05.04.2024 проект контракта подписан подрядчиком, представлено обеспечение исполнения контракта в форме независимой гарантии от 05.04.2024 NОМI61Х, выдана АО "Альфа-Банком" на сумму 92541,00 рублей. 08.04.2024 заказчиком в ЕИС размещен протокол уклонения участника закупки от заключения контракта, в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта . 09.04.2024 сведения в отношении ООО "Забэнергоспецтранс" направлены в Забайкальское УФАС России для решения вопроса о включении в РНП. 10.04.2024 заказчиком направлен проект контракта для подписания второму участнику закупки ООО "Атлант". Рассмотрев представленные документы, комиссия приходит к следующим выводам. Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона в электронной форме установлен статьей 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных законом, с иным участником закупки не ранее чем через десять дней (если законом не установлено иное) с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны, в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении. Комиссией Забайкальского УФАС России установлено, что поскольку в регламентированный срок обществом контракт не подписан, обеспечение исполнения контракта не представлено, следовательно ООО "Забэнергоспецтранс" правомерно признано уклонившейся от заключения контракта по результатам закупки N 0891200000624001952 .
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила).
В силу требований пункта 13 Правил, части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку содержащихся в представляемых заказчиком документах и информации фактов. В случае подтверждения этих фактов информация включается в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с пунктом 14 Правил Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта. Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, выразившееся в уклонении от заключения контракта. Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках по размещению государственного и муниципального заказов (части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе). ООО "Забэнергоспецтранс" является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Принимая решение об участии в закупке, общество тем самым, возложило на себя риск неблагоприятных последствий, предусмотренных за нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. При этом, в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N13-П и от 21.11.2002 N15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, исключительно наличие факта уклонения от заключения контракта не является достаточным для принятия решения о включении лица в реестр недобросовестных поставщиков. Комиссией установлено:
а) нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований не выявлены:
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта. В ходе проведения проверки установлено, что ООО "Забэнергоспецтранс" контракт не подписан, обеспечение исполнение не представлено в регламентированный законодательством о контрактной системе срок, ввиду болезни работника общества, ответственного за подписание контракта. Комиссией учитывается, что ООО "Забэнергоспецтранс", в срок до признания его уклонившимся, приняты меры для получения независимой гарантии. Однако, сама независимая гарантия N ОМI61Х, выдана АО "Альфа-Банком" только 05.04.2024, то есть после регламентированного срока для подписания контракта. Кроме того, комиссией не учитываются представленные обществом в качестве подтверждения добросовестности заключенные трудовые договоры с работниками, поскольку они заключены 18.03.2024, то есть до признания общества победителем данной закупки, а так же не учитываются представленные обществом индивидуальные пропуски на работников, выданные 08.04.2024 ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю, поскольку они выданы для проведения ремонтных работ дома культуры, а не спортивного зала Ульхун-Партионской основной общеобразовательной школы. Представленная обществом товарная накладная так же не учитывается комиссией, поскольку невозможно соотнести принадлежность закупленного товара с проводимой закупкой.
Таким образом, поскольку муниципальный контракт за пределами регламентированного срока подписан, обеспечение исполнения контракта представлено, а так же учитывая, что на исполнении у общества находится более десятка контрактов, комиссией Забайкальского УФАС России не установлено наличие фактов, подтверждающих злостность, недобросовестность участника закупки, умышленное намерение не заключать и не исполнять контракт следовательно, сведения об участнике электронного конкурса ООО "Забэнергоспецтранс" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков. Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", пунктом 5 части 15 статьи 99, частью 7 статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия на основании результатов проведенной проверки,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные муниципальным заказчиком - Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Ульхун-Партионской основной общеобразовательной школы" в отношении ООО "ЗАБЭНЕРГОСПЕЦТРАНС" (ИНН 7536161796, ЕРУЗ 19223079) в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта по результатам открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту спортивного зала Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ульхун- Партионская основная общеобразовательная школа" (реестровый 0891200000624001952, ИКЗ 243751000172775100100100020014339612) в реестр недобросовестных поставщиков не включать. Решение, принятое комиссией по результатам рассмотрения сведений может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии М.Б. Гойгов Члены комиссии: И.С. Китаева В.В. Еремина
2024-1884
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 16 апреля 2024 г. N РНП-75-38
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2024