Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя, члены Комиссии: Е.О. Хорышев, врио начальника отдела, Е.А. Шмыгина, заместитель начальника отдела (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Комаровой Любови Алексеевны (далее - податель жалобы) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - аукционная комиссия, уполномоченный орган) при проведении аукциона в электронной форме ЭА-N-2493/24 "Поставка наборов инструментов и оборудования для оказания экстренной помощи" (далее - электронный аукцион), извещение N 0119200000124004817 на электронной торговой площадке ЭТП Газпромбанк (далее - оператор электронной площадки),
установила
следующее. Существо жалобы: нарушение аукционной комиссией порядка рассмотрения заявок участников электронного аукциона, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению. В адрес уполномоченного органа, заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения. На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу лично присутствовал представитель уполномоченного органа, надлежащим образом подтвердивший свои личность и полномочия.
Также в указанном заседании Комиссии с использованием системы видеоконференцсвязи принял участие податель жалобы, надлежащим образом подтвердивший свою личность. Заказчик явку своего представителя на указанное заседание не обеспечил, ходатайств не направлял. Из доводов жалобы следует, что заявка подателя жалобы была неправомерно отклонена аукционной комиссией, поскольку, по мнению подателя жалобы, заказчик в нарушение подпункта "в" пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе затребовал приложения к регистрационным удостоверениям на медицинские изделия при наличии в заявке информации о реквизитах (номер и дата выдачи) регистрационных удостоверений на все медицинские изделия, входящие в объект закупки. В подтверждение своей позиции податель жалобы ссылается на письмо ФАС России от 23.10.2014 N АД/43043/14.
В адрес Красноярского УФАС России уполномоченным органом были представлены письменные возражения, сообщающие о том, что аукционной комиссией было принято правомерное решение об отклонении заявки подателя жалобы по причине не представления копий действующих регистрационных удостоверений на предложенные товары, поскольку Приказом Росздравнадзора от 16.01.2013 N 40-Пр/13 "Об утверждении формы регистрационного удостоверения на медицинское изделие" установлено, что приложение является неотъемлемой частью регистрационного удостоверения. Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей потребностью заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона. Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе). Изучив содержание извещения о проведении электронного аукциона, Комиссия установила, что, исходя из раздела "Информация об объекте закупки" структурированной формы извещения, электронного документа "Описание объекта закупки", фактической потребностью заказчика является поставка наборов инструментов и оборудования для оказания экстренной помощи.
В силу части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать в рамках предложения участника закупки в отношении объекта закупки как характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, так и документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром (подпункт "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе). Следовательно, вышеуказанная информация в отношении предлагаемого к поставке товара и содержание документа, подтверждающего соответствие такого товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, должна корреспондировать друг другу, а не противоречить. Проанализировав электронный документ "Требования к содержанию и составу заявки на участие в ацукционе", являющийся приложением к извещению о проведении электронного аукциона, Комиссия установила, что участнику закупки надлежало представить в составе заявки "копию действующего регистрационного удостоверения, выданного Министерством здравоохранения (и социального развития) РФ или Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (и социального развития) РФ, или уполномоченным органом референтного государства (в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии). При предоставлении нескольких товарных знаков участнику закупки необходимо предоставить копии действующих регистрационных удостоверений на каждый предлагаемый товар". Рассмотрев фактическое содержание заявки подателя жалобы (заявка N 72) на участие в электронном аукционе, Комиссия установила, что подателем жалобы в отношении предложенных к поставке товаров в качестве документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, представлены копии первых страниц регистрационных удостоверений без приложений, а также в отдельном файле указание на реквизиты этих регистрационных удостоверений (номера, даты выдачи) с соответствующими позициями предложенных товаров в табличной форме.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 утверждены "Правила государственной регистрации медицинских изделий" (далее - Правила), которые устанавливают порядок государственной регистрации медицинских изделий, подлежащих обращению на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Государственная регистрация медицинских изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (пункт 3 Правил). Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом (пункт 6 Правил). Приказом Росздравнадзора от 16.01.2013 N 40-Пр/13 утверждена форма регистрационного удостоверения на медицинское изделие, в которой указано, что регистрационное удостоверение может иметь приложение, являющееся его неотъемлемой частью.
Согласно условиям типового контракта на поставку медицинских изделий (утв. Приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н) на медицинское изделие поставщиком предоставляется именно копия регистрационного удостоверения.
На основании части 12 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу данного Федерального закона, применяются в части, не противоречащей Закону о контрактной системе, до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе типовых условий контрактов. Комиссия не установила, что на момент размещения извещения о проведении аукциона Правительством Российской Федерации были утверждены типовые условия контрактов для рассматриваемого объекта закупки, соответственно, условия типового контракта на поставку медицинских изделий (утв. Приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н) могут применяться заказчиками. При формировании требований к составу заявки на участие в электронном аукционе уполномоченный орган, заказчик исходили из требований законодательства о контрактной системе, а также специального правового регулирования объекта закупки, определенного на основании фактической потребности заказчика, обусловленной необходимостью своевременного и качественного оказания медицинских услуг пациентам. Требование о предоставлении в составе заявки на участие в аукционе копии действующего регистрационного удостоверения, выданного Министерством здравоохранения (и социального развития) РФ или Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (и социального развития) РФ, или уполномоченным органом референтного государства (в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии), установленное уполномоченным органом, заказчиком в извещении о проведении аукциона, соответствует нормам действующего законодательства и не ущемляет права участников закупки и не создает преимуществ какому-либо участнику закупки. Данный вывод согласуется с позицией ФАС России, изложенной в Письме от 23.10.2014 N АД/43043/14, в котором указано, что требование заказчика о наличии во второй части заявки на участие в открытом электронном аукционе копии регистрационного удостоверения на медицинские изделия или информации о таком удостоверении правомерно.
Таким образом, исходя из указанной позиции, заказчик может предъявить к заявкам участников одно из двух требований: представить копию регистрационного удостоверения на медицинские изделия либо представить информацию о таком удостоверении. В извещении о проведении аукциона по рассматриваемой закупке установлено требование о предоставлении в составе заявки именно копий регистрационных удостоверений.
Таким образом, в рассматриваемом случае, в извещении о проведении аукциона установлено четкое и конкретное требование к предоставлению в заявке на участие в электронном аукционе подтверждения соответствия товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в виде предоставления копий действующих регистрационных удостоверений на медицинские изделия, а не сведений о них, что не противоречит требованиям действующего законодательства, а также позиции ФАС России, изложенной в Письме от 23.10.2014 N АД/43043/14.
Также Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе не обязывает членов комиссии по осуществлению закупок проверять предоставленную согласно подпункту "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе информацию участниками закупки в интернете или в иных общедоступных источниках информации. По смыслу Закона о контрактной системе на аукционную комиссию не возложена обязанность по сбору информации в полном объеме о медицинских изделиях, вместе с тем, именно на участнике закупки лежит обязанность по предоставлению заявки, соответствующей требованиям извещения о проведении закупки. Иное толкование Закона о контрактной системе может привести к нарушению публичных интересов в сфере осуществления закупок, нарушения принципов открытости и прозрачности закупок, созданию предпосылок по злоупотреблению аукционной комиссией требований своими полномочиями, связанными с вольным толкованием содержания заявок на участие в закупках. Посредством государственного реестра медицинских изделий аукционная комиссия может лишь проверить представленные сведения, а не осуществлять сбор таких сведений за участника закупки. Возможность аукционной комиссии проверить представленную участником закупки информацию в соответствующем государственном реестре не снимает с участника закупки обязанности по представлению документов в полном объеме. Указанная позиция подтверждается Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15.12.2021 N Ф09-9100/21 по делу N А76-49554/2020, в котором указано, что при наличии у регистрационного удостоверения приложения, соответствующее регистрационное удостоверение признается представленным в полном объеме только вместе с приложением. Более того, в соответствии с ГОСТ Р 7.0.8-2013 копия документа определяется как "экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа". Учитывая совокупность вышеизложенных сведений, Комиссия приходит к выводу о том, что подателю жалобы в составе заявки на участие в закупке надлежало представить копии действующих регистрационных удостоверений, выданных Министерством здравоохранения (и социального развития) Российской Федерации или Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (и социального развития) Российской Федерации на предлагаемый товар. При этом копия регистрационного удостоверения должна быть представлена в полном объеме, поскольку законодательством установлено, что приложение является неотъемлемой частью регистрационного удостоверения. Анализ совокупности документов и сведений заявки подателя жалобы на участие в электронном аукционе показал Комиссии, что подателем жалобы фактически не были представлены в составе заявки на участие в закупке копии регистрационных удостоверений на медицинские изделия в отношении предложенных товаров, содержащиеся в составе заявки подателя жалобы без приложений. При этом, предоставление подателем жалобы в составе заявки копий первых страниц регистрационных удостоверений без приложений, а также в отдельном файле указание на реквизиты этих регистрационных удостоверений не является надлежащим исполнением требований к составу заявки в соответствии с требованиями законодательства РФ и требований извещения о проведении закупки в их совокупности и взаимосвязи. Подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе устанавливает, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе. Пункт 1 части 12 статьи 48 Закона о контратакой системе устанавливает, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно сведениям протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.04.2024 NИЭА1 аукционной комиссией было принято решение об отклонении заявки N 2 на участие в электронном аукционе на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контратакой системе, поскольку при рассмотрении аукционной комиссией заявки на участие в электронном аукционе, установлено, что заявка не соответствует требованиям, предусмотренным в извещении об осуществлении закупки, а именно: участником не приложено регистрационное удостоверение на предлагаемый товар (участником не в полном объеме представлены регистрационные удостоверения - отсутствуют приложения).
В результате сопоставления фактического содержания заявки подателя жалобы с требованиями извещения о проведении аукциона Комиссия пришла к выводу о том, что аукционной комиссией с учетом положений извещения о проведении аукциона и требований Закона о контрактной системе было принято обоснованное решение о признании заявки подателя жалобы несоответствующей требованиям извещения о проведении аукциона. Комиссия отмечает, что позиции ФАС России, изложенной в Письме от 23.10.2014 N АД/43043/14, рассмотренные выше действия аукционной комиссии также не противоречат, поскольку согласно данному письму ФАС России считает, что отклонение заказчиком заявки при наличии во второй части заявки информации о реквизитах такого регистрационного удостоверения, наименовании медицинского изделия, производителе может привести к ограничению количества участников закупок. Однако из письма не следует принципиальной невозможности отклонения участника в связи с непредставлением регистрационного удостоверения в составе заявки, учитывая, что требования аукционной документации по данному вопросу могут быть изложены в двух вариантах. Выводов о нарушении аукционной комиссией требований Закона о контрактной системе при принятии решения о несоответствии заявки требованиям аукционной документации по мотиву непредставления в ней копии регистрационного удостоверения при установлении в аукционной документации соответствующего требования ФАС России не делает.
На основании совокупности вышеизложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том, что в рассмотренных выше действиях аукционной комиссии отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, поскольку рассмотрение заявки подателя жалобы было произведено аукционной комиссией в соответствии с условиями извещения о проведении аукциона и требованиями Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России
решила
признать жалобу ИП Комаровой Л.А. необоснованной. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия Председатель Комиссии М.А. Дударева Члены Комиссии Е.О. Хорышев Е.А. Шмыгина Исп.Шмыгина Е.А. тел.8(391)211-01-44
2024-6118
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 апреля 2024 г. N 024/06/106-1015/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2024