Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе: Председателя Ливончик В.А. - заместителя руководителя управления - Комиссии: начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Членов Кокшаровой И.О. - заместителя начальника отдела контроля Комиссии: закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Гареевой Д.Ф. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, рассмотрев обращение Управления жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры администрации Троицкого муниципального района о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об 2 Индивидуальном предпринимателе Гилимьянове Рафисе Мавлитовиче в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории Троицкого муниципального района в 2024 г. (с. Карабаново Карсинского сельского поселения, участок 74:20:1502001) (извещение N 0169300008524000050), при участии в заседании Комиссии в дистанционном режиме:
- представителей Управления жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры администрации Троицкого муниципального района (далее - заказчик) Сатьянова А.В., Воронковой С.Н., действующих на основании приказа от 17.11.2020 N 452 л/с, приказа от 07.04.2022 N 132-л/с;
- Индивидуального предпринимателя Гилимьянова Рафиса Мавлитовича (далее - ИП Гилимьянов Р.М., победитель, участник закупки), его представителя Деминой Д.А., действующей на основании доверенности от 09.04.2024 N 1,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) поступило обращение заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП Гилимьянове Р.М. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории Троицкого муниципального района в 2024 г. (с. Карабаново Карсинского сельского поселения, участок 74:20:1502001) (извещение N 0169300008524000050) (далее - аукцион, закупка).
Согласно материалам дела 14.03.2024 объявлено о проведении аукциона путем размещения в единой информационной системе в сфере закупок извещения N 0169300008524000050.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 806 526,53 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.03.2024 NИЭА1 победителем аукциона признан участник с идентификационным номером заявки 116163612 (ИП Гилимьянов Р.М.).
Согласно пояснениям представителя заказчика победитель закупки в сроки, предусмотренные законодательством о контрактной системе, проект контракта не подписал, обеспечение исполнения контракта не представил. Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта размещен в единой информационной системе в сфере закупок 04.04.2024.
Представитель ИП Гилимьянова Р.М. на заседании Комиссии пояснил, что участник не имел намерений уклониться от заключения контракта, при участии в закупке действовал добросовестно, а несвоевременное подписание проекта контракта явилось следствием непредвиденных обстоятельств, которые носят случайный характер. Сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об ИП Гилимьянове Р.М. направлены заказчиком в антимонопольный орган 04.04.2024. 3 Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьями 104, 99 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В силу части 2 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, проекте контракта требование обеспечения исполнения контракта при осуществлении закупок путем проведения электронного запроса котировок (за исключением случая, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона), а также закупок, предусмотренных пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 3 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46, 47 - 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - 48, не предусмотрена выплата аванса), 51 - 53, 55 - 59, 61 и 62 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона. Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случае заключения контракта жизненного цикла контракт заключается после предоставления таким участником закупки обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной пунктом 1 части 1.1 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) 4 и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта. Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта. Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях. По итогам закупки заказчиком 27.03.2024 направлен победителю закупки проект контракта для подписания, что подтверждается информацией, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок. Участник закупки в регламентированные сроки проект контракта не подписал. От электронной площадки получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 04.04.20243.
Участник закупки 04.04.2024 признан заказчиком уклонившимся от заключения контракта путем принятия и опубликования в единой информационной системе протокола признания участника электронного аукциона уклонившимся. На заседании Комиссии представитель победителя закупки пояснил, что ИП Гилимьянов Р.М. не имел намерений уклониться от заключения контракта, при участии в закупке действовал добросовестно, а несвоевременное подписание проекта контракта явилось следствием непредвиденных обстоятельств, которые носят случайный характер. Так, сотрудник ИП Гилимьянова Р.М., ответственный за участие индивидуального предпринимателя в закупках, в том числе за соблюдение процедуры заключения контракта, в силу своей невнимательности ошибся при исчислении срока подписания проекта контракта и не обеспечил размещение подписанных проектов контрактов на электронной торговой площадке в срок с 28.03.2024 по 03.04.2024.
После того, как ИП Гилимьянову Р.М. стало известно о допущенном нарушении, 04.04.2024 заказчику направлено письмо с указанием причин несвоевременного подписания проекта контракта. В письме ИП Гилимьянов Р.М. выразил желание сотрудничать с заказчиком, исполнить условия контракта в полном объеме, просил рассмотреть возможность заключения контракта. Вместе с письмом заказчику направлен подписанный проект контракта, независимая гарантия N 9991-4S1/1558338, а также сведения, подтверждающие добросовестность индивидуального предпринимателя. Представитель участника отметил, что ИП Гилимьянов Р.М., являясь субъектом малого предпринимательства, намеревался воспользоваться правом, предусмотренным частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, и при подписании проектов контракта вместо обеспечения исполнения контракта представить заказчику сведения о контрактах, исполненных без штрафных санкций в течение 3 лет до подачи заявок на участие в 5 закупках (реестровые номера контрактов 3744200145123000011, 3744200145123000005, 3743600027323000039).
Учитывая, что проект контракта не был подписан в регламентированный срок, ИП Гилимьянов Р.М., реализуя свои намерения заключить контракт, оформил независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, по мнению представителя ИП Гилимьянова Р.М., победителем закупки приняты меры, подтверждающие его добросовестность и намерение заключить контракт, в том числе:
- предоставлено обеспечение исполнения контракта;
- подписан опубликованный заказчиком проект контракта;
- в адрес заказчика направлено письмо с указанием причин несоблюдения процедуры заключения контракта. Представители заказчика отметили, что заказчик не настаивает на включении сведений об ИП Гилимьянове Р.М. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), сведения о независимой гарантии включены в Реестр независимых гарантий. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств. Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках. Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь тяжкий экономический характер.
В силу подпункта "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта. В данном случае, действия ИП Гилимьянова Р.М. подтверждают намерение участника закупки заключить контракт с заказчиком, в связи с чем Челябинское УФАС России не имеет достаточных оснований для включения общественной организации в реестр 6 недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Управлением жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры администрации Троицкого муниципального района в отношении ИП Гилимьянова Р.М. (ИНН 451901305926), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории Троицкого муниципального района в 2024 г. (с. Карабаново Карсинского сельского поселения, участок 74:20:1502001) (извещение N 0169300008524000050), не включать. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии В.А. Ливончик Члены комиссии: И.О. Кокшарова Д.Ф. Гареева Исп.Гареева Д.Ф. тел.8(351) 264-50-43
2024-6342
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 апреля 2024 г. N 074/10/104-797/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024