Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе: Председателя Ливончик В.А. - заместителя руководителя управления- Комиссии: начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Членов Комиссии: Кокшаровой И.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Кулезневой Е.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Министерства здравоохранения Челябинской области (далее - заказчик) о расторжении контракта с Обществом с ограниченной ответственностью "Офис-Регион" (далее - ООО "Офис-Регион", Общество, поставщик) в одностороннем порядке по решению заказчика, заключенного по итогам проведения запроса котировок в электронной форме на поставку датчиков системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы для обеспечения детей, страдающих сахарным диабетом I типа, расходными материалами для проведения непрерывного мониторирования глюкозы (изв. N 0869200000223011331) (далее - запрос котировок), и о включении сведений об Обществе, его участниках, единоличном исполнительном органе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N 11321-ПДиМ/2023/24-ЗК от 29.12.2023, заключенного по итогам проведения запроса котировок,
при дистанционном участии представителей заказчика Пичуговой Т.В., Ибрагимовой Р.Р., действующих на основании доверенностей от 15.01.2024, от 25.03.2024, в отсутствие представителей ООО "Офис-Регион"; направленная в адрес Общества телеграмма вернулась с отметкой "Руководителю доставлена. Не вручена. По указанному адресу такого учреждения нет",
У С Т А Н О В И Л А
: В Челябинское УФАС России 04.04.2024 поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Офис-Регион", его участников, единоличного исполнительного органа в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела заказчиком объявлен запрос котировок путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 19.12.2023 извещения о закупке. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 330 070,00 рублей. Контракт N 11321-ПДиМ/2023/24-ЗК от 29.12.2023 расторгнут по решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 02.04.2024.
Исходя из обращения Министерства здравоохранения Челябинской области, Обществом не исполнено предусмотренное контрактом обязательство по поставке товара, что послужило основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе. Изучив представленные заказчиком документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 1 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Исходя из содержания абзаца четвертого пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. 3 В силу части 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров. Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Пунктом 9.4 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта путем одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Материалами дела установлено, что победителем закупки признано ООО "Офис- Регион". Контракт N 11321-ПДиМ/2023/24-ЗК заключен между заказчиком и Обществом 29.12.2023.
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что поставщик обязуется в обусловленный контрактом срок осуществить поставку датчиков системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы для обеспечения детей, страдающих сахарным диабетом I типа, расходными материалами для проведения непрерывного мониторирования глюкозы (далее - товар) в соответствии со спецификацией (приложение N 1 к контракту), а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить 4 поставленный товар.
Согласно пункту 1.3 контракта поставщик доставляет товар с даты заключения контракта в течение 30 календарных дней, в соответствии со спецификацией (приложение N1 к контракту) и разнарядкой на поставку товара (приложение N 2 к контракту). Как следует из материалов дела, по состоянию на 31.01.2024 ООО "Офис-Регион" не поставило товар заказчику. В связи с этим, заказчиком в адрес Общества посредством единой информационной системы направлена претензия (исх. от 31.01.2024), в которой указано необходимость поставки товара в срок не позднее 05.02.2024.
Обществом в адрес заказчика направлено информационное письмо от 05.02.2024, в котором указано на блокировку расчетного счета, наличие сложностей с оплатой за товар и задержку поставки со стороны контрагента поставщика, а также сообщено о дате поставки товара с 15.03.2024 до 20.03.2024.
Заказчиком Обществу по электронной почте направлен ответ на информационное письмо (исх. от 07.02.2024), в котором указано на социальную значимость закупаемого товара, а также предложено осуществить поставку датчиков в срок до 12.02.2024 либо частично, с обязательным предоставлением плана-графика поставок товара со сроком не позднее 20.03.2024.
Аналогичное письмо (исх. от 09.02.2024) направлено заказчиком поставщику по электронной почте 12.02.2024.
Также заказчиком в адрес ООО "Офис-Регион" 21.02.2024, 14.03.2024 по электронной почте направлены письма, в которых указано, что в срок не позднее 26.02.2024, 20.03.2024 Обществом должна быть осуществлена поставка товара в полном объеме. В связи с тем, что по состоянию на 22.03.2024 Общество не выразило намерение поставить товар заказчику, не предоставило какие-либо документы, свидетельствующие о невозможности исполнения контракта, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. от 22.03.2024).
Указанное решение размещено заказчиком 22.03.2024 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru.
Согласно сведениям из единой информационной системы данный документ поступил поставщику 22.03.2024 13:51 (МСК).
По истечении десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком 02.04.2024 в Реестре контрактов размещены сведения о расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность. Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем торгов. Действуя в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. ООО "Офис-Регион" заказчику, Комиссии Челябинского УФАС России не 5 представлены документы, свидетельствующие об исполнении предусмотренного контрактом обязательства по поставке товара, намерении исполнить контракт, а также документы, подтверждающие факт невозможности исполнения обязательства по поставке товара. Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств. При этом в случае привлечения лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 13-П, от 21.11.2002 15-П).
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр. Пунктом 15 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе, в случае, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта. Так, Общество не предприняло меры, направленные на исполнение контракта, не представило сведения об объективных причинах неисполнения обязательств в сроки, предусмотренные контрактом, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие намерения и воли Общества исполнить контракт, что, в свою очередь, свидетельствует о недобросовестности поведения хозяйствующего субъекта. Комиссия отмечает, что подавая заявку, участник закупки выразил согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных извещением о закупке. Вместе с тем, Общество не поставило товар заказчику; результат закупки не достигнут. Действия ООО "Офис-Регион" явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность конечных получателей не удовлетворена. Более того, ООО "Офис-Регион" в соответствии с пунктом 2.3 контракта выплачен аванс в размере 100% от цены контракта, который в полном объеме не возвращен заказчику, что, в свою очередь, считается неосновательным обогащением, а также может свидетельствовать о наличии в действиях Общества признаков недобросовестного поведения.
Также следует отметить, что на дату заседания Комиссии сведения об ООО "Офис- 6 Регион" содержатся в реестре недобросовестных поставщиков. С учетом всех указанных обстоятельств, антимонопольный орган приходит к выводу о включении сведений об ООО "Офис-Регион", его участниках, единоличном исполнительном органе в реестр недобросовестных поставщиков ввиду недобросовестности в действиях Общества.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные Министерством здравоохранения Челябинской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Офис-Регион" (107076, г. Москва, ул. Матросская Тишина, д. 23/7, к. 1, эт п пом III ком 11, ИНН/КПП 9718135829/ 771801001), генерального директора и участника Общества Юст Оксаны Сергеевны (ИНН 501602474317), включить в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N 11321-ПДиМ/2023/24-ЗК от 29.12.2023, заключенного по итогам проведения запроса котировок, сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии В.А. Ливончик Члены комиссии: И.О. Кокшарова Е.В. Кулезнева
2024-6365
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 апреля 2024 г. N 074/10/104-807/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024