Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе: Председателя Ливончик В.А. - заместителя руководителя управления - Комиссии: начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Членов Кулезневой Е.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела Комиссии: контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Гареевой Д.Ф. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, 2 руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП Алексеевой Юлии Владимировны на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона "Кресло офисное" (извещение N 0169300008224000192),
в присутствии:
- представителя Управление муниципальной собственности Администрации г. Троицка (далее - уполномоченный орган) Швецовой Е.Г., действующей на основании доверенности от 11.04.2024 N 1144;
- представителя МКУ "Гражданская защита г. Троицка" (далее - заказчик) Кобылиной Н.Ю., действующей на основании доверенности от 15.04.2024, в отсутствие представителей ИП Алексеевой Юлии Владимировны (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 09.04.2024 поступила жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона "Кресло офисное" (извещение N 0169300008224000192) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 28.03.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта - 207 349,31 рублей. На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам закупки не заключен.
Согласно доводам жалобы комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка заявителя в связи с непредставлением в составе заявки документов или сведений, требуемых заказчиком в соответствии с пунктом 10 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616), поскольку согласно сведениям извещения присутствуют обстоятельства, допускающие исключение из установленных запретов или ограничений, а именно: запрет не применяется в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводом жалобы не согласились, представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали, что комиссия по осуществлению закупок приняла решение о несоответствии 5 заявок требованиям нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе. Заявитель не приложил в составе заявки документы или сведения, требуемые заказчиком в соответствии с пунктом 10 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616. 3 Подпунктом "б" пункта 3 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 установлено, что указанные в пунктах 1 и 2 постановления запреты (а не все постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616) не применяются в случае, если закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 28, 50, 142, 145 и 147 перечня). Пунктами 1, 2 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств -членов Евразийского экономического союза). Все 7 участников задекларировали страну происхождения предлагаемого к поставке товара - Российская Федерация. Пунктом 10 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, в котором нет исключения относительно цены закупки, установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением (не только запретам), участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке: в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Кроме того, информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов должна включается в контракт.
По мнению заказчика и уполномоченного органа, с учетом того, что заявитель в своей заявке задекларировал страной происхождения предлагаемого к поставке товара Российскую Федерацию и вопреки требованиям пункта 10 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 номера реестровой записи из реестра российской промышленной продукции не представил, также с учетом того, что причиной отклонения заявки послужило не нарушение запрета, установленного пунктами 1, 2 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, требования, установленные пунктом 10 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 в данном случае должны были быть применены, а доводы жалобы заявителя являются необоснованными. Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам, В силу подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 4 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона. Как следует из содержания протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.04.2024 NИЭА1 из семи, поданных на участие заявок, комиссией по осуществлению закупок отклонены пять заявок по причине: "Несоответствие требованиям нормативных правовых актов, принятых в соответствии с ст. 14 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
Заявитель не приложил в составе заявки документы или сведения, требуемые заказчиком в соответствии с п.10 Постановления 616 от 30.04.2020 г.".
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное.
В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как следует из содержания извещения, при осуществлении рассматриваемой закупки присутствуют обстоятельства, допускающие исключение из установленных запретов или ограничений, а именно: Обстоятельства, допускающие Обоснование невозможности Вид исключение из Нормативно-правовой акт соблюдения запрета, ограничения требования установленных допуска запретов или ограничений 5 Запрет на допуск промышленных Постановление товаров, происходящих из Правительства РФ от иностранных государств не 30.04.2020 N 616 "Об применяется в соответствии с пп. б установлении запрета на п.3 Постановления Правительства допуск промышленных РФ от 30.04.2020 г. N 616 "Об товаров, происходящих из установлении запрета на допуск иностранных государств, для промышленных товаров, целей осуществления закупок происходящих из иностранных для государственных и государств, для целей осуществления Запрет муниципальных нужд, а Присутствуют закупок для государственных и также промышленных муниципальных нужд, а также товаров, происходящих из промышленных товаров, иностранных государств, происходящих из иностранных работ (услуг), выполняемых государств, работ (услуг), (оказываемых) выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для иностранными лицами, для целей целей осуществления закупок осуществления закупок для нужд для нужд обороны страны и обороны страны и безопасности безопасности государства" государства". Пунктами 1 и 2 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 установлены следующие запреты:
1. Установить запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
2. Установить запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства. Подпунктом "б" пункта 3 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 предусмотрено, что указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются в следующих случае, если закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 28, 50, 142, 145 и 147 перечня). Объектом закупки является поставка офисных кресел в количестве 7 шт. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 207 349,31 руб. С учетом изложенного, в извещении об осуществлении закупки правомерно указано на наличие обстоятельств, допускающих исключение из установленных запретов, со ссылкой на подпункт "б" пункта 3 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
При этом, необходимо отметить, что документы и сведения в соответствии со вторым и третьим абзацами пункта 10 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 участниками закупки указываются в составе заявки для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
Следовательно, в случае наличия обстоятельств, допускающих исключение из 6 установленных запретов, в данном случае на основании подпункта "б" пункта 3 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, у участников закупки отсутствует обязанность указывать в составе заявки документы и сведения согласно пункту 10 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, поскольку само постановление не применяется, о чем прямо указано в извещении о проведении аукциона, а также в Приложении N 3 к извещению. Представитель заказчика на заседании Комиссии возразил и пояснил, что участники закупки, указавшие в заявках, что страной происхождения товара является Российская Федерация, несмотря на наличие обстоятельств, допускающих исключение из установленных запретов, обязаны подтвердить информацию о стране происхождения товара, в случае неподтверждения подлежат отклонению. При этом представитель заказчика отметил, что на участников закупки, предложивших иностранный товар, такая обязанность не возлагает, в связи с чем заявки, в которых заявлен к поставке иностранный товар, допускаются. Вместе с тем, данная позиция заказчика основана на неверном понимании положений постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 и противоречит пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, согласно которой в случае отсутствия в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Таким образом, заявки участников закупки, в том числе и заявителя, признанные комиссией по осуществлению закупок несоответствующими требованиям извещения по причине непредставления в составе заявки документов или сведений, требуемых в соответствии с пунктом 10 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, отклонены неправомерно в нарушение пункта 4 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе. В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ. Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Алексеевой Юлии Владимировны на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона "Кресло офисное" (извещение N 0169300008224000192) обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 4 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать уполномоченному органу, заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе. 7 4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии В.А. Ливончик Члены комиссии: Е.В. Кулезнева Д.Ф. Гареева Исп.Гареева Д.Ф. тел.8(351) 264-50-43
2024-6471
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 апреля 2024 г. N 074/06/105-835/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2024