Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок, заместитель председателя Комиссии; |
Новосельцева И.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Бояркин Д.В. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в отсутствие представителей заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский городской клинический перинатальный центр" (далее - ГБУЗ НСО "НГКПЦ"), уведомлено надлежащим образом,
в присутствии представителя ИП Мельникова А.И.: Стецуры Татьяны Сергеевны (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме обращение ГБУЗ НСО "НГКПЦ" о включении сведений об ИП Мельникове А.И. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом ГБУЗ НСО "НГКПЦ" от исполнения заключённого контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку реагентов для гематологического анализатора Sysmex XN-550, имеющегося у заказчика (извещения N 0351300092223000633),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение ГБУЗ НСО "НГКПЦ" о включении сведений об ИП Мельникове А.И. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом ГБУЗ НСО "НГКПЦ" от исполнения заключённого контракта по результатам проведения электронного аукциона поставку реагентов для гематологического анализатора Sysmex XN-550, имеющегося у заказчика. (извещения N 0351300092223000633).
Суть обращения заказчика сводится к следующему.
11.01.2024 г. заказчиком с ИП Мельникове А.И. был заключен контракт.
В соответствии с п. 3.5 контракта поставка товар осуществляется единовременно по заявке заказчика. Период поставки: с момента заключения контракта, но не ранее 09.01.2024 г. по 30.06.2024 г. поставка осуществляется в течении 30 календарных дней с даты подачи такой заявки.
07.02.2024 г. заказчиком была направлена заявка на поставку товара.
По состоянию на 12.03.2024 г. поставщик не осуществил поставку товара по заявке.
12.03.2024 г. заказчиком была направлена претензия в адрес поставщика о нарушении сроков поставки товара. В претензии заказчик потребовал поставить товар до 19.03.2024 г.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 20.03.2024 г., следовательно, 20.03.2024 г. поставщик считается надлежащим образом уведомленным.
21.03.2024 г. поставщиком был поставлен товар.
22.03.2024 г. заказчик разместил решение об отмене решения об одностороннем отказе.
05.04.2024 г. заказчик разместил акт о экспертизы приемки товара. В данном акте указано несоответствие поставленного товара требованием контракта, на основании чего заказчик потребовал заменить товар согласно условиям контракта, в течении 2 дней.
Заказчиком принято повторное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение было размещено в ЕИС 08.04.2024 г., следовательно, 08.04.2024 г. поставщик считается надлежащим образом уведомленным.
На заседания Комиссии Новосибирского УФАС России от представителя ИП Мельникова А.И. были получены пояснения следующего содержания.
Так замена несоответствующего товара была невозможна в двух дневной срок, в связи с большой удалённостью заказчика и поставщика. Поставка соответствующего товара была невозможна в силу принятия арбитражном судом Калининградской области определения о принятии предварительных обеспечительных мер от 03.04.2024 г. и аресте всех товаров с товарным знаком "SYSMEX".
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 08.04.2024 г., следовательно, 08.04.2024 г. исполнитель считается надлежащим образом уведомленным.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае - 18.04.2024 г.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с п.п. "в" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ N1078 от 30.06.2021 г. (далее - Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие, а именно, принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исходя из документов, представленных сторонами, ИП Мельников А.И. неоднократно нарушал условия контракта в период до принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в регламентированный условиям контракта ИП Мельников А.И. не осуществил замену несоответствующего товара.
Таким образом, ГБУЗ НСО "НГКПЦ" правомерно приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика в судебном порядке не обжаловано.
Таким образом, изложенное подтверждает отсутствие добросовестного поведения в действиях индивидуального предпринимателя, выраженное в непринятии мер к исполнению контракта.
Доказательств наличия объективных препятствий организации исполнить контракт в установленный срок не представлено.
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
ИП Мельниковым А.И. не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
В силу положений абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, индивидуальный предприниматель несет самостоятельные риски ведения ею предпринимательской деятельности и должен прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.
Нарушений со стороны заказчика антимонопольным органом не установлено.
Включение сведений в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 N ВАС-5621/12).
Таким образом, поскольку ИП Мельниковым А.И. не были исполнены обязательства по контракту, у Комиссии Новосибирского УФАС России нет правовых оснований для невключения сведений об ИП Мельникове А.И. в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Новосибирского УФАС России.
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ИП Мельникове Андрее Игоревиче (ИНН 390503384180, 236010, г. Калининград, Тенистая аллея, д. 91, офис 302) сроком на 2 (два) года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии Д.Е. Студеникин
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
Д.В. Бояркин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 27 апреля 2024 г. N 054/06/104-1116/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2024