Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии: Прохоровой М.Е. - врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, Членов Комиссии: Конох А.А. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Чоповской Н.И. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, при участии представителей: муниципального бюджетного учреждения культуры клубного типа "Дворец Культуры "Восход" Печенгского муниципального округа - директора учреждения Богданова А.Н., Рудневской М.А. (по доверенности), общества с ограниченной ответственностью "ВЕКТРА" - Филимошина Е.А., Гадеева Р.М. (по доверенности), рассмотрев обращение муниципального бюджетного учреждения культуры клубного типа "Дворец Культуры "Восход" Печенгского муниципального округа (далее - МБУК "ДК "Восход", Учреждение, Заказчик) о включении сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ВЕКТРА" (далее - ООО "ВЕКТРА", Общество, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии со статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
25.04.2024 в Мурманское УФАС России поступило обращение МБУК "ДК "Восход" о включении сведений в отношении ООО "ВЕКТРА" (454084, Челябинская область, г Челябинск, пр-кт Победы, д. 160, офис 621 ИНН 7451230867, ОГРН 1067451070390; генеральный директор Шестакова Ольга Юрьевна, ИНН 744713126209) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения гражданско-правового договора на выполнение работ по корректировке проектной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция здания муниципального бюджетного учреждения культуры "Дворец культуры "Восход"" по адресу: Мурманская область, Печенгский район, пгт. Никель, ул. Октябрьская, д.1 (ИКЗ -223510900136151090100100040017112244).
Обращение о включении сведений в отношении ООО "ВЕКТРА" в реестр недобросовестных поставщиков рассмотрено дистанционно посредством сервиса веб- видеоконференцсвязи 6 мая 2024 года в 17 часов 00 минут. Изучив представленные документы, Комиссия
установила
следующее. 27 июня 2022 между Муниципальным бюджетным учреждением культуры клубного типа "Дворец Культуры "Восход" Печенгского муниципального округа (МБУК "ДК "ВОСХОД") и ООО "ВЕКТРА" в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46- ФЗ, подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Мурманской области от 21.03.2022 N 190-ПП заключен гражданско-правовой договор 25/062 на выполнение работ по корректировке проектной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция здания муниципального бюджетного учреждения культуры "Дворец культуры "Восход"" по адресу: Мурманская область, Печенгский район, пгт. Никель, ул. Октябрьская д.1".
Согласно пункту 1.2. Договора состав, объем, единицы измерения работ, выполняемых подрядчиком по договору, установлен Техническим заданием (Приложение N 1 к договору). Разделом 3 Договора определён срок выполнения работ в течении 120 календарных дней с даты заключения договора. Работы выполняются в один этап, согласно Графику выполнения работ (Приложение N 3 к договору). Пунктом 9.2. Договора предусмотрено расторжение договора по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны договора от исполнения договора в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательством о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 9.2.2.1.1.
Договора Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 95 Закона, Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно пункту 9.2.2.1.2.
Договора существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора, в том числе существенными нарушениями подрядчиком условий договора считаются:
1) выполнение подрядчиком работ ненадлежащего качества, при этом недостатки не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок либо являются существенными и неустранимыми;
2) нарушение подрядчиком сроков выполнения работ, предусмотренных Графиком выполнения работ более чем на 5 дней по причинам, не зависящим от заказчика; В соответствии с пунктом 9.2.2.1.3. Договора факты существенных нарушений условий исполнения договора фиксируются комиссией заказчика посредством составления соответствующего акта и претензионного письма с уведомлением подрядчика по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу подрядчика, указанному в договоре, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении подрядчику. В связи с неисполнением Обществом обязательств по Договору - нарушение конечного срока исполнения работ, Заказчик 12.04.2024 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Договора.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Частью 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованиями частью 12.1 статьи. 95 Закона о контрактной системе 12.04.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения решения Заказчиком в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Решение вступило в законную силу 21.04.2024.
В соответствии с пунктом 16 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Обращение Заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков направлено в адрес Мурманского УФАС России 24.04.2024.
В действиях МБУК "ДК "Восход" по расторжению Договора с ООО "ВЕКТРА" в одностороннем порядке и направлению сведений в отношении Подрядчика в Мурманское УФАС России нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Комиссия полагает, что для решения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков необходимо подходить в каждом случае индивидуально, объективно учитывая все обстоятельства дела.
Как указано ранее, 27 июня 2022 между МБУК "ДК "ВОСХОД" и ООО "ВЕКТРА" заключен гражданско-правовой договор N 25/062 на выполнение работ по корректировке проектной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция здания муниципального бюджетного учреждения культуры "Дворец культуры "Восход"" по адресу: Мурманская область, Печенгский район, пгт. Никель, ул. Октябрьская д.1".
Согласно пункту 1.2. Договора состав, объем, единицы измерения работ, выполняемых подрядчиком по договору, установлен Техническим заданием (Приложение N 1 к договору). Разделом 3 Договора определён срок выполнения работ в течении 120 календарных дней с даты заключения договора. Работы выполняются в один этап, согласно Графику выполнения работ (Приложение N 3 к договору). Срок исполнения договора установлен 27.10.2022 и включает срок выполнения подрядчиком работ (предусмотренных договором) в полном объеме, срок приемки (с оформлением документа о приемке) и оплаты заказчиком таких работ.
В соответствии с пунктом 4.1.4. Договора Подрядчик принял на себя обязательства и в сроки, установленные договором осуществить корректировку проектной и рабочей документации (внесение изменений).
Пунктом 4.1.11. Договора определена обязанность Подрядчика своевременно предоставлять заказчику информацию о сложностях, возникающих в ходе выполнения работ. Пунктом 4.1.14. Договора определена обязанность Подрядчика направить откорректированную проектную и рабочую документацию на государственную экспертизу проектной документации. Пунктом 4.1.15. Договора определена обязанность Подрядчика передать заказчику результат работ в сроки, в объеме и в порядке, предусмотренные договором и Техническим заданием. Пункт 1.3. Технического задания установлено, что технико-экономические показатели определены проектной и рабочей документацией "Реконструкция здания муниципального бюджетного учреждения культуры "Дворец культуры "Восход" по адресу: Мурманская область, Печенгский район, пгт. Никель, ул. Октябрьская д.1", подготовленной ООО "Градостроительный институт пространственного моделирования и развития "Гипрогорпроект" в 2020-2021 гг., и уточняются в процессе работ по корректировке проектной документации. Разделом 1.1.1. Технического задания определены Исходные данные для выполнения работ, которые Заказчик редоставил Подрядчику в полном объеме в согласованные сроки, что не оспаривается представителями Общества. К выполнению работ Подрядчик приступил своевременно, без нарушения сроков начала работ. При этом по состоянию на 12.04.2024 работы в полном объеме не сданы, по итогам закупки потребность Заказчика не удовлетворена, результат не достигнут. При таких обстоятельствах Комиссия Мурманского УФАС России отмечает, что у Заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения Договора. Вместе с тем Комиссия Мурманского УФАС России при рассмотрении вопроса о внесении сведений в отношении ООО "ВЕКТРА" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика от исполнения условий Договора, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства. В ходе рассмотрения обращения Заказчика, Комиссия Мурманского УФАС России изучила переписку сторон, которая велась в рамках исполнения обязательств по Договору.
Согласно предоставленным документам с даты заключения Договора в проектные решения многократно вносились изменения, связанные с пожеланиями Заказчика по проектированию объекта. 14.10.2022, в ответ на запрос Заказчика (исх. 201 от 14.10.2022) о нарушении сроков исполнения Договора и предоставлении проектно-сметной документации, Подрядчик направил предложение о продлении срока выполнения работ до 15 декабря 2022 года, а срок исполнения договора до 25 декабря 2022 года, в связи с задержкой в предоставлении технических условий на подключение к тепловым сетям от АО "Мурманэнергосбыт" (29 августа 2022 г. N 1-42- 10/16558) и к электрическим сетям АО "МЭС" (10 октября 2022 г. NТП-22-059.
При этом окончательное согласование планировок объекта осуществлено 27.10.2022. 28.11.2022 Подрядчиком в адрес Заказчика направлена проектно-сметная документация для ознакомления. 12.12.2022, на основании замечания Заказчика, Подрядчиком проектные решения внесены изменения и проектная документация направлена в Управление государственной экспертизы по Мурманской области, договор с которой подписан Заказчиком 20.12.2022.
В связи с получением уведомления Управления государственной экспертизы по Мурманской области об отсутствии подписанного Заказчиком акта приема-передачи проектной документации шифр 1040-П/20, Подрядчиком в адрес Заказчика направлен для согласования и подписания соответствующий акт (исх. N 67 от 30.12.2022).
В связи с тем обстоятельством, что по состоянию на 13.01.2023 акт приема-передачи от Заказчика не поступил, ООО "ВЕКТРА" подготовлен в адрес Управления государственной экспертизы по Мурманской области запрос о возможности принять в работу проектную документацию без акта-приема передачи документации Заказчиком. 07.02.2023 Подрядчиком получено отрицательное заключение Управления государственной экспертизы по Мурманской области с перечнем замечаний по откорректированному проекту, о чем Заказчик был уведомлен 27.02.2023 (исх. N 82).
Вместе с тем, в ходе проведения государственной экспертизы выявлены замечания в части положений проектной документации, которая ранее уже получила положительное заключение государственной экспертизы.
Согласно пояснениям представителя Подрядчика замечания в части положений проектной документации могли быть устранены после внесения изменений в техническое задание и заключения соглашения к договору на выполнение дополнительных работ с увеличением стоимости и сроков выполняемых работ. Замечания в части касающейся предмета договора - корректировки проектной и рабочей документации, устранены в рабочем порядке в рамках исполнения Договора. 20.03.2023 Заказчик уведомил (исх. N63) Подрядчика об отсутствии дополнительного финансирования по договору и обязанности ООО "ВЕКТРА" устранить недостатки (замечания, дефекты), выявленные в процессе выполнения работ по договору за счет Подрядчика. Из последующей переписки сторон следует, что Подрядчиком осуществлялись действия направленные на исполнение принятых обязательств, в том числе, по корректировке проектных решений, получение технических условий на подключение к системе водоснабжения исполнительной схемы дополнительной точки подключения здания, актуализации технических условий для присоединения к электросетям (что требует внесение изменений в Техническое задание на корректировку проектной документации, и как следствие, необходимость выполнения дополнительных работ), согласование наружных электросетей и электроосвещения. 29.12.2023 Подрядчиком в адрес Заказчика направлена проектная документация по объекту.
Таким образом, при рассмотрении документов и сведений, представленных сторонами, Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что Подрядчик в ходе исполнения обязательств произвел корректировку проектной документации и передал Заказчику, а также направил документы для прохождения государственной экспертизы, устранил замечания, выявленные государственной экспертизой в части касающейся корректировки проекта. При этом из переписки также следует, что Подрядчик не выражал отказ от выполнения работ, а также предпринимал меры для исполнения требований Заказчика по проектным решениям и устранения замечаний, на которые указывал Заказчик.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, контрольный орган принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Согласно пункту 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Комиссия Мурманского УФАС России полагает необходимым отметить следующее, реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств. Одним из последствий включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является ограничение прав на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках. Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Основанием для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Для возникновения таких правовых последствий как признание недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган обязан определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, помимо факта нарушения стороной существенных условий контракта, необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения. Субъективным критерием недобросовестности как основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков является умысел на уклонение от исполнения условий контракта, которое предполагает недобросовестное поведение победителя закупки, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречии с требованиями Закона о контрактной системе. Поскольку на заседание Комиссии Мурманского УФАС России не представлено бесспорных доказательств, документов, свидетельствующих о намеренном неисполнении условий договора и подтверждающих злостность, недобросовестность подрядчика, а более того, предоставлена информация и документы, свидетельствующие о принятии Подрядчиком мер для надлежащего исполнения условий Договора, Комиссия Мурманского УФАС России не усматривает достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "ВЕКТРА" в реестр недобросовестных поставщиков. Руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением N 1078 Комиссия,
РЕШИЛА:
Отказать муниципальному бюджетному учреждению культуры клубного типа "Дворец Культуры "Восход" Печенгского муниципального округа во включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "ВЕКТРА" (454084, Челябинская область, г Челябинск, пр-кт Победы, д. 160, офис 621 ИНН 7451230867, ОГРН 1067451070390; генеральный директор Шестакова Ольга Юрьевна, ИНН 744713126209) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения гражданско-правового договора на выполнение работ по корректировке проектной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция здания муниципального бюджетного учреждения культуры "Дворец культуры "Восход"" по адресу: Мурманская область, Печенгский район, пгт. Никель, ул. Октябрьская, д.1 (ИКЗ -223510900136151090100100040017112244).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия. . Председатель комиссии М.Е. Прохорова Члены комиссии: Н.И.Чоповская А.А.Конох Исп.Чоповская Н.И. тел.68-50-53
2024-2265
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 6 мая 2024 г. N 051/06/104-293/2024 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - подрядчик - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - проектная документация - рабочая документация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2024