Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя; члены Комиссии - М.А. Грицай, начальник отдела, Г.Г. Мамедова, ведущий специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- ФГБУ "Федеральный исследовательский центр "Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Шутгард" (ИНН 2464144510, КПП 246301001) (далее - общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "008.24 поставка мяса" с извещением N 0319100023323000148 (далее - аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения аукциона (далее - обращение).
Комиссией Красноярского УФАС России установлено следующее:
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения РНП), обращение было
направлено заказчиком в территориальный орган контроля по месту нахождения заказчика - Красноярское УФАС России.
Поступившее в Красноярское УФАС России обращение, сформировано в соответствии с пунктами 4-8 раздела II Правил ведения РНП.
Соответственно, заказчиком соблюдены требования Законодательства о контрактной системе к форме обращения.
Обращение заказчика поступило в Красноярское УФАС России 24.04.2024 посредством Единой информационной системы (далее - ЕИС), в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП.
Комиссии, при принятии обращения заказчика о включении поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП), необходимо установить, были ли соблюдены сроки, установленные статьёй 95 Закона о контрактной системе для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. В соответствии с частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, не подлежит рассмотрению обращение, направленное заказчиком в орган контроля до вступления в силу решения об одностороннем отказе. Решение об одностороннем отказе вступает в силу после истечения десяти дней с момента его принятия и надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом, в случае повторного нарушения поставщиком условий Контракта, в том случае, если ранее заказчиком уже принималось решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, десятидневный срок поставщику не предоставляется.
На основании сведений, полученных из ЕИС, Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 12.04.2024.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе) и раздела III Правил ведения РНП Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В установленный Законодательством о контрактной системе, а также подпунктом "г" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП срок, Красноярское УФАС России по адресам электронной почты указанным в Контракте направило заказчику и обществу уведомления о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с законодательством о контрактной системе, а также подпунктом "д" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП, указанные уведомления также были размещены в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
В срок установленный Законодательством о контрактной системе и подпунктом "з" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП заказчик, направил документы, запрашиваемые Красноярским УФАС России.
Обществом также предоставлена информация и документы, запрашиваемые Красноярским УФАС России.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Красноярского УФАС России проведена внеплановая проверка, на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Из пункта 13 раздела III Правил ведения РНП, следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
До начала заседания Комиссии от заказчика поступило ходатайство о рассмотрении обращения в его отсутствие.
Указанное ходатайство было рассмотрено и удовлетворено.
На заседании Комиссии, состоявшемся 03.05.2024 в 11:50, присутствовал представитель общества, полномочия и личность подтверждена надлежащим образом.
Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и обществом, проведя внеплановую проверку, Комиссия установила следующее.
В силу пункта 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами данного Кодекса.
В соответствии со статьёй 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Комиссией установлено, что между сторонами заключён контракт N 008/24-А от 15.12.2023 на поставку продуктов питания (мясо), цена контракта составляет 824 873,60 руб. В ходе анализа положений контракта Комиссией установлено следующее.
В силу пункта 1.1. контракта поставщик обязуется передать в собственность продукты питания (мясо) (далее - товар) заказчику в обусловленный контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к к контракту), а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 1.2. наименование и количество поставляемого товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к контракту). Функциональные, технические и качественные характеристики товара установлены в Техническом задании (Приложение N 2 к контракту).
В соответствии с разделом 3 контракта:
"3.1. Поставка товара осуществляется с "01" января 2024 года по "31" декабря 2024 года (включительно).Товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара. Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается.
Заявка направляется Заказчиком не позднее чем за 2 (два) дня до предполагаемой поставки Товара в пределах срока, установленного пунктом 11.1 настоящего Контракта.
Поставка Товара осуществляется понедельник-среда-пятница до 12:00,каждая поставка считается отдельным этапом контракта.
3.2. Поставка Товара по Заявке осуществляется Поставщиком по адресу: г. Красноярск, ул. Шахтеров,25 пищеблок.".
Согласно пункту 11.2. контракта расторжение данного контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом, факт подписания сторонами соглашения о расторжении контракта не освобождает стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.".
В соответствии с информацией, размещённой в ЕИС, обществом исполнены обязательства на сумму 388 182,00 руб. Указанный факт подтверждается платёжными поручениями NN 8193 от 25.01.2024; 18970, 18971 от 12.02.2024; 38294, 38299, 38287 от 11.03.2024.
Согласно материалам дела Комиссией установлено, что 25.03.2024 в адрес заказчика поступило письмо от общества исх. N 25/03/2024-1 от 25.03.2024 с просьбой расторгнуть контракт по соглашению сторон в соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, поскольку у общества отсутствует возможность поставить товар "Мясо говядины 1 категории на кости, Мясо говядина от взрослого крупного рогатого скота; первой категории, в четвертинах (с разделением по заднему краю тринадцатого ребра и соответствующему грудному позвонку); задняя четвертина на кости" в силу повышения цен с представлением экономического обоснования.
В свою очередь из письменных пояснений заказчика, следует, что такого рода изменения обстоятельств рассматриваются в судебной практике, как предпринимательский риск, кроме того, экономическое обоснование заключения и исполнения контракта поставщик должен проводить до заключения контракта, а не после начала его исполнения. Указанное подтверждается письмом исх. N 236 от 26.03.2024.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что одним из принципов предпринимательской деятельности является получение прибыли. Соответственно, общество также действует таким образом, чтобы риск убытков был минимальным.
Также заказчиком в адрес общества была направлена претензия о ненадлежащем исполнении обязательств по контракту N 254 от 01.04.2024. В данной претензии заказчик указывает, что обществом не исполнены 2 заявки о поставке товара. В связи с указанным, заказчиком было предъявлено исполнить заявки на поставку товара от 22.03.2024, 26.03.2024.
Вместе с тем, обществом в адрес заказчика было направлено письмо N 04/04/2024-1 от 04.04.2024, в котором ООО "Шутгард" указывает о росте цен на говядину. Также в данном письме общество указывает, что заказчиком допущена ошибка о взыскании штрафа. Данное обстоятельство заказчиком не опровергнуто.
Также общество представило в материалы дела расценки от производителей ООО "Партнер 22", ООО "Бизон", ООО "Броневик", ООО БМТК, согласно которым цена за единицу товара отличается от условий контракта. Например, согласно указанным расценкам, охлаждённая говядина на кости стоит 420 руб., однако в Спецификации к контракту за данный товар указана цена 327 руб.
Таким образом, Комиссия проанализировав вышеуказанные расценки от производителей, приходит к выводу о том, что имеется увеличение цен на данный товар.
В силу изложенного, Комиссией установлено, что обществом осуществлялись действия, направленные на надлежащее исполнение контракта, в частности действия, направленные на поиск производителя для осуществления поставки товара и направление запросов на получение коммерческого предложения.
В соответствии с пунктом 15 Правил ведения РНП Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Комиссия установила, что обществом были предприняты всевозможные меры для надлежащего исполнения обязательств по контракту, а именно: велась регулярная переписка с заказчиком, осуществлялся поиск производителя продукции по цене соотносимой с ценой, указанной в контракте.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
К моменту проведения заседания по рассмотрению обращения по существу Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении общества от исполнения контракта заключенного по результатам аукциона в электронной форме.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении ООО "Шутгард" (ИНН 2464144510, КПП 246301001) в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
М.А. Грицай |
|
Г.Г. Мамедова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 3 мая 2024 г. N 024/10/104-1252/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2024